В борьбе с насилием над детьми важна роль госпрограмм, а также воспитателей и учителей |
Жестокое обращение с детьми или насилие в любой форме может нанести серьезный ущерб развитию ребенка, который имеет долгосрочные последствия. Эти последствия важно понимать, чтобы предотвращать, выявлять и искоренять жестокое обращение с детьми в любых формах.
Насколько это важно?
Жестокое обращение с детьми заключается в оскорбительных или небрежных действиях, совершаемых взрослыми в отношении ребенка. Можно выделить такие типы жестокого обращения с детьми.
1. Физическое насилие любое намеренное применение к ребенку физической силы, представляющее угрозу его здоровью, развитию или самоуважению. Физическое насилие может принимать различные формы: от легких (когда ребенка толкают) до тяжелых (когда его душат или бьют).
2. Сексуальное насилие над детьми любые действия или попытки совершения полового акта. Сюда относится как прямой сексуальный контакт, так и бесконтактное взаимодействие с ребенком.
3. Отсутствие заботы поведение родителей, при котором они не удовлетворяют основные потребности ребенка (например, физические, эмоциональные, потребности в медицинской помощи, образовании и т. д.), не предоставляют ему нормального питания или условий проживания, не обеспечивают ему необходимый уровень гигиены и безопасности.
4. Эмоциональная жестокость поведение, которое приводит или может привести к неблагоприятным последствиям для эмоционального здоровья и развития ребенка. Эмоциональная жестокость может проявляться в разных формах, таких как игнорирование, запугивание, изоляция, эксплуатация и т. д.
Жестокое обращение с детьми в любой форме наносит долгосрочный вред здоровью и развитию детей.
Что уже известно?
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют риск множества проблем со здоровьем, таких как нарушения роста, развития, хронические физические и психические заболевания. Эти заболевания остаются с ними даже во взрослой жизни. Такие дети в подростковом и взрослом возрасте часто употребляют алкоголь, наркотики и совершают преступления. Такие склонности и степень риска во многом зависят от того, какая форма жестокого обращения применялась к ребенку.
Физическое насилие
Наиболее очевидными последствиями физического насилия являются травмы. Наиболее тяжелыми из них являются черепно-мозговые травмы и повреждения внутренних органов, самыми распространенными синяки. Факторами риска физического насилия являются бедность, неполная семья, ранняя беременность, психические заболевания родителей.
Хотя физическое насилие чаще всего встречается среди старших детей, смертность от него намного выше у младенцев и дошкольников. Риск физического насилия выше в случаях, если ребенок живет с отчимом или мачехой. Однако за последние годы эта тенденция постоянно снижается.
Сексуальное насилие над детьми
Согласно статистике, у трети детей, пострадавших от сексуального насилия, возникают проблемы с психическим здоровьем, такие как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, диссоциативное расстройство (ощущение, что сознание человека не связано с окружающей средой, телом или эмоциями). В зрелом возрасте жертвы сексуального насилия часто имеют проблемы с психикой и склонны вступать в отношения, в которых также подвергаются насилию.
Согласно статистике, девочки подвергаются сексуальному насилию вдвое чаще, чем мальчики (хотя, это может быть связано с тем, что мальчики реже рассказывают о таких случаях). Случаи сексуального насилия чаще всего встречаются среди подростков в возрасте 12 17 лет, хотя случаются и в младшем возрасте.
Справиться с эмоциональными последствиями сексуального насилия ребенку может помочь поддержка родителей (если никто из них не является виновником данной ситуации).
Отсутствие заботы
В отличие от жестокого обращение, отсутствие заботы это не преднамеренное действие. Оно часто возникает вследствие проблем, которые делают родителей неспособными удовлетворить потребности ребенка. Однако негативные последствия отсутствия заботы могут быть такими же разрушительными, как и последствия жестокого обращения. Риск особенно велик, если отсутствие заботы происходит регулярно или в раннем возрасте.
Дети, лишенные заботы, подвержены риску физических и психических заболеваний в старшем возрасте. В школьном возрасте у таких детей проявляются негативные взаимоотношения со сверстниками, низкая успеваемость и депрессия. Во взрослом возрасте у них возникает риск насильственных отношений, такой же, как и у детей, подвергшихся физическому насилию.
Эмоциональное насилие
Эту форму жестокого обращения с ребенком трудно зафиксировать, потому что ее последствия менее заметны, чем при других формах насилия. Дети, подверженные эмоциональному насилию, могут испытывать хронический стресс, который приводит к физическим и эмоциональным нарушениям, таким как рискованное поведение (например, злоупотребление алкоголем) и ранние хронические психические расстройства.
Что можно сделать?
Профилактика и вмешательство
Профилактика помогает предотвратить многие случаи жестокого обращения с детьми. Существует три основные стратегии такой профилактики.
1. Профилактика до появления случаев жестокого обращения. Она направлена на тех, кто вероятнее других может совершить насилие над детьми (родителей из финансово неблагополучных семей, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, имеющих психические заболевания и т. д.). Такой профилактикой занимаются работники социальных служб, которые посещают семьи из групп риска и проводят профилактические беседы. Такая стратегия профилактики является перспективной, но требует оценки и усовершенствования.
2. Профилактика, направленная на борьбу с повторными случаями жестокого обращения с детьми. Этим занимаются центры социальных служб и полиция. В ряде случаев такая профилактика дает результаты в борьбе с физическим насилием, но неэффективна в случаях отсутствия заботы.
3. Профилактика психических нарушений у детей, которые были подвергнуты физическому насилию. Работа с психологом помогает таким детям справиться с симптомами посттравматического стрессового расстройства. Исследования показывают, что такая профилактика эффективна и для детей, страдающих от последствий эмоционального насилия.
Большой вклад в борьбу с жестоким обращением с детьми могут внести воспитатели детских садов, учителя, школьные психологи и другие специалисты, работающие с детьми. Они должны обращать особое внимание на детей, которые имеют физические травмы или психические нарушения. Учителя и воспитатели должны знать, в каких семьях растут дети, с которыми они имеют дело, чтобы обеспечить им потребности в безопасности и защите независимо от семейных условий.
Если учитель хочет оказать помощь ребенку, подвергшемуся жестокому обращению, он должен предпринять такие действия:
- определить, кто или что является причиной проблемы,
- установить контакт с семьей,
- поставить конкретные цели в сотрудничестве с семьей,
- осторожно контролировать ситуацию и вносить коррективы в план по мере необходимости,
- обеспечивать потребности детей,
- сотрудничать с другими учителями, которые работают с ребенком.