Тревожные расстройства влияют на качество жизни ребенка, важно помочь ему справиться с тревогой |
Девятилетняя Катя очень стеснительная. Она часто пропускает занятия в школе, а перед выходом из дома утром жалуется на боли в животе. Накануне контрольных работ она сильно переживает. Каждый раз, когда ее отец едет в командировку, Катя впадает в панику. Она боится, что с ее отцом что-то случится, и он не вернется домой.
Врачи обнаружили у Кати тревожное расстройство. Беспокойство у детей ненормально, когда оно достигает такого уровня, как у Кати. Когда ребенок испытывает беспокойство, родители должны помочь ему справиться с этой проблемой.
Тревога: эмоция или расстройство психики?
Тревога – это эмоция, хоть и неприятная для человека, который ее испытывает. Когда ребенок беспокоится перед экзаменом или выступлением на сцене, это нормально. На самом деле, тревога может быть здоровой и положительной эмоцией, помогая человеку лучше подготовиться к различным ситуациям и справляться с ними.
Время от времени каждый из нас испытываает беспокойство. У нас есть различные механизмы, чтобы с ним справиться: одни любят слушать музыку, другие – петь. Дети в момент беспокойства могут разговаривать сами с собой, вспоминать ободряющие слова родителей или просто глубоко дышать, чтобы снять напряжение.
Но тревога может стать и проблемой, например, когда ребенок отказывается отпустить мамину руку и пойти в класс или поиграть с друзьями на улице. Тревожные расстройства способны изменить картину мира ребенка, вселить в него иррациональные страхи и превратить мелкие неприятности в серьезные проблемы.
Незначительная тревога не опасна. Но если она мешает жизни ребенка и вашей жизни, то это расстройство, которое необходимо лечить. К счастью, тревога поддается лечению. Но, прежде всего, необходимо понять, какие виды тревожных расстройств могут возникнуть у детей.
Тревожные расстройства у детей
Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребенка. Когда мы не можем справиться с обыкновенной тревогой у ребенка, она перерастает в расстройство, которое может оставаться у него в подростковом и даже взрослом возрасте. 25 % детей в возрасте от 13 до 18 лет имеют тревожные расстройства, а 5,9 % – достаточно серьезные. Разумеется, родители готовы сделать все возможное, чтобы помочь своему чрезмерно тревожному ребенку. Прежде всего следует определить расстройство, которым страдает ребенок. Рассмотрим их подробнее.
1. Генерализованное тревожное расстройство
Если ребенок часто беспокоится по мелочам, вероятно, у него есть генерализованное тревожное расстройство. Тревога мешает ребенку вести нормальную счастливую жизнь, как у его сверстников. Для многих людей такое расстройство начинается в детстве или подростковом возрасте. Кроме того, девочки страдают им чаще, чем мальчики.
2. Панические атаки
Представьте ситуацию: у вашей дочери выступление. Вы ждали этого месяцами. Как только она выходит на сцену, то сразу замирает, ее сердце начинает биться чаще, а дышать становится трудно. Ваш самый сильный страх сбылся: у нее случилась паническая атака.
Паническая атака – это внезапное чувство сильного страха. Панические атаки имеют физические проявления: учащенное сердцебиение, одышку и даже потерю сознания. Дети, страдающие данным расстройством, обычно живут со страхом, что у них постоянно будут случаться приступы.
3. Сепарационна тревога
Сепарационная тревога – это состояние, которое испытывает ребенок, находясь в разлуке с родителями или людьми, к которым привязан.
Маленькие дети испытывают привязанность к своим родителям. Поэтому для детей вполне нормально немного волноваться, когда родителей нет рядом. Сепарационная тревога чаще всего встречается у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев. Но если подобные симптомы встречаются у детей старше 5-ти лет (например, они беспокоятся, когда родители уходят на работу), это свидетельствует о расстройстве психики.
В таких случаях у ребенка возникает иррациональный страх, что что-то плохое может случиться с ним или родителями, если их не будет рядом. Поэтому ребенок стремится постоянно быть вместе с родителями.
Обычно тревожное расстройство возникает в результате травмирующего события. Часто оно возникает у детей, которых чрезмерно опекают родители.
4. Социальная фобия
Если ребенок испытывает тревогу перед тем, как пойти на День рождения к однокласснику или вечеринку, если он избегает компаний, возможно, у него социальная фобия. При этом у ребенка возникает первичный страх совершить ошибку и попасть в неловкое положение.
Иногда страх ребенка усиливается из-за недостаточно развитых социальных навыков. Но чаще всего сам страх приводит к тому, что ребенок еще больше совершает ошибки и еще больше волнуется. В некоторых случаях сильная социальная фобия может приводить к паническим атакам.
5. Избирательная немота
Родителей раздражает, когда ребенок, который обычно разговорчив, вдруг не произносит ни слова в присутствии посторонних. Родителям кажется, что ребенок делает это специально и попросту их позорит.
Возможно, это не так. Возможно, ребенок страдает расстройством под названием «избирательная немота».
Избирательная немота – это состояние, когда ребенок молчит в определенных ситуациях. Чаще всего ребенок никак не общается в присутствии посторонних людей или во время массовых мероприятий. Обычно избирательной немотой страдают дети с тревожными расстройствами или социальной фобией.
6. Избирательные фобии
Дети боятся темноты. Некоторые боятся клоунов, пауков, закрытых помещений и т. д. В большинстве случаев эти страхи проходят по мере взросления ребенка. В некоторых случаях страхи остаются и перерастают в фобии или иррациональные страхи.
Избирательные фобии – довольно распространенное явление. Они могут мешать ребенку наслаждаться здоровой жизнью. Фобии могут быть разными для разных детей: например, одни боятся пауков, другие – высоты и т.д.
Фобия может развиться у ребенка из-за генетической предрасположенности или травматической ситуации. Факторы окружающей среды, возраст ребенка и повторяющиеся с ним ситуации также могут приводить к фобиям.
7. Посттравматическое стрессовое расстройство
Стресс – это естественная реакция на травмирующие события. Когда ребенок переживает пугающую или травмирующую ситуацию, у него появляется страх, что это событие произойдет снова. Большинство людей с небольшой посторонней помощью и поддержкой преодолевают этот страх и начинают жить нормальной жизнью. Однако некоторые дети испытывают одни и те же эмоции снова и снова. У них развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Дети с ПТСР переживают травматический опыт снова и снова в своих мыслях и испытывают панические атаки, думая, что это будет происходить раз за разом.
8. Обсессивно-компульсивное расстройство
Часто мыть руки. Несколько раз проверить, закрыта ли дверь. Несколько раз в день убирать в комнате и переставлять мебель. Это обычные действия для людей с обсессивно-компульсивным растройством (ОКР). Когда-то ОКР считалось разновидностью тревожного расстройства, но теперь его рассматривают как отдельное расстройство.
Дети с ОКР слишком много думают о чем-то, и это заставляет их поступать определенным образом. Их поведение вызвано иррациональными мыслями и страхами. Пугающие мысли порождают беспокойство, и дети верят, что оно пройдет, если они будут выполнять определенные действия.
Тревожные расстройства похожи между собой и обычно переплетены друг с другом. Но почему дети испытывают такие травмирующие переживания?
Что вызывает тревожность у детей?
У одних детей тревожность вызвана взаимоотношениями в семье, у других является результатом воспитания или связана с окружением, в котором они растут. Рассмотрим причины тревожных расстройств у детей.
1. Генетическая предрасположеность
Исследования не подтверждают, что тревожность передается по наследству. Однако дети могут иметь определенный риск возникновения тревожных расстройств, если они есть у кого-либо из родителей или близких родственников. Но в то же время, если вы или ваши родители страдаете от тревожных расстройств, не обязательно, что они появятся у ваших детей.
2. Окружающая среда
Сама по себе генетика не определеяет, будет ли у вашего ребенка развиваться то или иное тревожное расстройство. Решающую роль здесь играют среда, в которой растет ребенок, люди, которые его окружают, и ценности, с которыми он сталкивается.
Таким образом, если ребенок каждый день испытывает стресс из-за конфликтов в семье, у него есть вероятность развития тревожного расстройства.
Кроме того, тревожное расстройство может развиться у детей, которые подверглись словесному или физическому насилию. Также такие расстройства возникают, если ребенок:
- стал свидетелем преступления или жестокого поведения,
- пережил семейную трагедию (например, развод родителей или смерть близкого родственника),
- пережил сильные изменения в образе жизни из-за изменения финансового положения и т.д.
3. Состояние здоровья
У некоторых детей тревожность появляется вследствие болезни, требуещей госпитализации, длительного лечения и резкого изменения образа жизни. Например, тревогу могут вызывать такие опасные болезни, как:
- онкологическиие заболевания,
- сахарный диабет,
- болезни органов дыхания, например, астма, хронические заболевания легких и т.д.,
- хронические боли,
- побочные эффекты от лекарств.
4. Биохимия тела и мозга
Некоторые тревожные расстройства, такие как, например, панические атаки, могут быть результатом специфики мозговых функций. Изменения в биохимии мозга могут влиять на самочувствие человека. Биохимия мозга способна меняться из-за генетики или воздействия вредных химических веществ, которые могут вызывать у человека определенные эмоции.
Чаще всего тревога у ребенка бывает вызвана сразу несколькими причинами. Таким образом, если родители ребенка страдают тревожными расстройствами, и он становится свидетелем травматического события, у него большая вероятность развития тревожного расстройства, чем у других его сверстников без подобных симптомов.
Симптомы тревожности у детей
Когда ребенок начинает беспокоиться о чем-то, он проявляет определенное поведение. Чтобы вовремя распознать появление тревоги, обращайте внимание на такие симптомы:
1. Ребенок излишне беспокоится обо всем.
2. Ребенок чувствует раздражительность и перепады настроения.
3. Ребенок испытывает постоянное чувство усталости.
4. Ребенок не может сосредоточиться на чем-либо.
5. Ребенку трудно засыпать, потому что он часто беспокоится по ночам из-за негативных происшествий.
6. У ребенка меняются привычки в питании, ухудшается аппетит.
7. Ребенок чувствует себя бесполезным.
8. Ребенок чувствует иррациональный страх перед кем-то или чем-то.
9. Ребенок капризничает и отказываается расставаться с родителями.
10. Ребенок ищет способы избежать ситуаций, вещей или людей, вызывающих у него беспокойство.
11. Ребенок боится смерти. Это вызывает у него панические атаки.
12. Ребенок легко пугается.
13. У ребенка низкая самооценка.
14. У ребенка мало друзей, практически отсутствует социальная жизнь.
15. Ребенок беспокоится о плохих событиях еще до того, как они случились.
16. В случае компульсивных расстройств у ребенка повторяются действия и мысли.
Также у ребенка встречаются такие физические симптомы:
1. Повышенная потливость.
2. Высокий пульс.
3. Одышка.
4. Дрожь в конечностях.
5. Тошнота и дискомфорт в желудке.
6. Головокружение.
Дети, испытываюшие тревожность, не всегда понимают причины своих чувств. Они могут чувствовать себя беспомощными и испуганными. Родители должны быть начеку и своевременно выявлять симптомы тревоги у детей. Если же вам кажется, что ситуация вышла из-под контроля, обратитесь за помощью к психологу.
Диагностика тревожных расстройств у детей
Если вы обнаружите у ребенка симптомы тревожных расстройств, вам следует немедленно показать его врачу. Он может провести следующие тесты:
- психологическое тестирование, включающее в себя серию интервью. Они помогают понять особенности мышления ребенка,
- физическое обследование. Оно может быть назначено для выявления любых основных симптомов, указывающих на наличие тревожных расстройств,
- детям старшего возраста и взрослым может быть предложено пройти опросник Юнга, состоящий из 20 вопросов, и определить уровень тревоги. Это позволит узнать, как часто ребенок испытывает беспокойство, дрожь и учащенное сердцебиение. Отдельные вопросы также касаются ночных кошмаров.
На основании полученных результатов врач может направить ребенка к детскому психологу или психиатру.
Лечение тревожных расстройств у детей
Независимо от типа и тяжести тревожного расстройства, его можно лечить с помощью психотерапии и лекарств. Процедуры и методы лечения тревоги у детей могут сочетаться в разном порядке. Стандартными методами лечения являются:
1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Тревожные расстройства обычно возникают в результате иррациональных мыслей, которые ребенок принимает за правду. Таким образом, эмоции ребенка вызваны его мыслями и убеждениями. КПТ в таком случае – прекрасный метод лечения тревоги. Это метод психотерапии, который фокусируется на изменении убеждений и мыслей и обучении новым навыкам, помогающим человеку справиться с тревогой
КПТ фокусируется на трех вещах:
1. Познание – то, что мы думаем и во что верим.
2. Поведение – то, что мы делаем.
3. Эмоции – то, как мы себя чувствуем и реагируем.
Обращаясь к негативным моделям мышления и поведения, которые влияют на жизнь ребенка, КПТ постепенно устраняет иррациональные страхи или факторы, вызывающие тревогу. Рассмотрим этот процесс на одном из примеров.
Негативная мысль ребенка: «Я скажу что-то неправильно, и они подумают, что я сумасшедший». Здесь ребенок боится того, что не произошло в реальности. Терапевт укажет ему на это и поможет заменить эту мысль более разумной: «Они подумают, что я нервничаю. И в этом нет ничего плохого».
Психотерапия не ограничивается только сеансами с терапевтом. Ребенку нужно будет применять то, чему он научился во время сеансов, в школе и дома. В процессе терапии ребенок будет менять свое мышление и поведение. Это будет нелегко без поддержки родителей. Именно от них во многом зависит то, сможет ли ребенок поменять негативные модели поведения на более продуктивные.
2. Другие методы психотерапии
КПТ – наиболее популярный метод психотерапии для лечения детей с тревожными расстройствами. Однако терапевт может попробовать и другие методы, например, терапию принятия и ответственности, а также диалектическую поведенческую терапию.
Терапия принятия и ответственности направлена на то, чтобы не сопротивляться мыслям и чувствам, вызывающим тревогу. Вместо того чтобы пытаться контролировать или менять мысли, ребенка учат распознавать их и принимать через осознанность, фокусируясь на настоящем моменте.
Когда ребенок научится распознавать негативные мысли, он может попытаться их изменить.
Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ) – это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая фокусируется на изменении мыслей, действий и эмоций пациента. Лечение направлено на то, чтобы изменить заблуждения ребенка. ДБТ также помогает ребенку развивать свои сильные стороны и способности, тем самым повышая его уверенность в себе.
3. Альтернативные методы лечения
Детям, испытывающим тревогу, можно также посоветовать изменить свой образ жизни и режим питания. Альтернативными методами лечения могут быть:
- техники расслабления,
- медитация,
- физические упражнения,
- йога,
- иглоукалывание.
Медикаментозное лечение тревоги у детей
Детям назначают медикаментозное лечение, если тревожные расстройства у них вызваны изменениями в биохимии мозга. Если мозг вырабатывает определенные гормоны, и это вызывает тревожные расстройства, врач может назначить антидепрессанты. Как правило, врачи назначают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) или лекарства от тревожности, такие как, например, прозак.
Если тревога возникает в результате общего заболевания, в ее лечении используются лекарственные и психотерапевтические методы.
Универсального лечения тревожных расстройств у детей не существует. Способ лечения в каждом случае зависит от типа расстройства и его тяжести.
Независимо от способа лечения выздоровление ребенка полностью зависит от поддержки и усилий родителей. Именно они должны помочь ему справиться с ситуацией.
Как помочь ребенку, страдающему тревожными расстройствами
Чтобы облегчить тревогу у ребенка, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- проявляйте сочувствие. Прислушивайтесь к чувствам ребенка и уважайте их. Это поможет ребенку справиться с тревогой. Не поощряте и не усиливайте неприятные чувства,
- сохраняйте спокойствие, когда ребенка что-то беспокоит. Научите его техникам расслабления, чтобы он мог их использовать во время приступов тревоги,
- поощряйте ребенка говорить о его чувствах, задавать вопросы и выражать страхи. Слушайте его, не осуждая. Дайте ему понять, что он всегда может поделиться своими эмоциями,
- не критикуйте ребенка за совершенные ошибки – это может только усилить его тревогу,
- старайтесь поддерживать привычный распорядок дня. Изменения могут взволновать ребенка и вызвать у него тревогу,
- проявляйте гибкость и снижайте свои ожидания от ребенка, когда он испытывает тревогу (например, когда он сдает экзамены, принимает участие в соревнованиях или выступает на сцене),
- замечайте и признавате маленькие достижения ребенка. Например, если ваш застенчивый ребенок пошел на вечеринку к однокласснику и не испытывал при этом тревогу, похвалите его за это,
- не задавайте ребенку навязчивых вопросов, не говорите о вещах, которые могут вызвать у него приступ тревоги,
- если ребенок стал свидетелем негативной ситуации, возможно, в будущем он будет испытывать тревогу. Убедите его, что он в безопасности, и все будет хорошо.
Занятия для детей, испытывающих тревогу
Занятия, призванные облегчить тревогу у ребенка, должны быть простыми. Идея заключается в том, чтобы облегчить неприятные эмоции. Лучше всего в этом могут помочь игры.
1. Мыльные пузыри
Расслабленное дыхание может помочь ребенку быстрее успокоиться. Когда мы глубоко дышим, активизируется наша парасимпатическая нервная система, и это помогает нам быстро привести тело в состояние покоя. Но иногда бывает сложно научить ребенка дышать, особенно тогда, когда он испытывает тревогу.
Самый простой способ научить ребенка глубоко дышать – это пускать вместе с ним мыльные пузыри. Выдувая пузыри, ребенок делает равномерные вдохи и выдохи, а сам вид пузырей также успокаивает его.
Как выполнять. Наполните банку мыльной водой. Возьмите соломинку или трубочку, через которую будете пускать пузыри. Покажите ребенку, как можно выдуть большой пузырь, сосредоточившись на дыхании. Предложите ребенку попробовать пускать пузыри самостоятельно. Поощряйте его каждый раз, когда у него будет получаться.
2. Банка с тревогами
Это упражнение предназначено для того, чтобы ребенок мог выразить вслух свои тревоги и избавиться от них.
Как выполнять:
- возьмите стеклянную или жестяную банку с крышкой,
- возмите ручку и бумагу,
- каждый раз, когда ребенок будет о чем-то беспокоиться, он должен записать это на бумаге и положить в банку.
Еще один вариант такого упражнения – ведение дневника беспокойств.
3. Успокоительная коробка
Что беспокоит вашего ребенка? Что способно его успокоить? Вам нужно знать ответы на эти воспросы.
Сядьте рядом со своим ребенком и соберите в одну коробку вещи, которые его успокаивают. Каждый раз, когда он испытывает тревогу, вещи из коробки помогут ему успокоиться.
Как выполнять. Возьмите коробку и положите в нее вещи, которые нравятся ребенку (например, его любимая игрушка, книга или картинка). Сюда также можно положить мячики, которые ребенок может сжимать, испытывая стресс, и другие подобные предметы.
4. Раскрашивание камешков
Рисование имеет терапевтический эффект. Раскрашивая камешки в разные цвета, можно помочь ребенку справиться с тревогой.
Как выполнять:
- соберите гладкие морские камешки в коробку. Скажите ребенку, что эти камешки успокаивают,
- когда ребенок начинает тревожиться, предложите ему взять из коробки камешек и раскрасить его,
- используйте акриловые краски, которые можно смыть, если камешки закончатся.
5. Баночки с блестками
Это занятие успокаивает ум ребенка. Сделать для ребенка баночку с блестками довольно легко.
Как выполнять:
- вам понадобятся небольшая прозрачная баночка с водой, горячий клей, блестки и пищевой краситель,
- наполните половину банки водой, добавьте одну-две капли пищевого красителя,
- добавьте в воду немного блесток,
- в другой банке смешайте гель для волос и воду. Хорошо перемешайте, пока гель не растает,
- добавьте гель в баночку. С помощью клея приклейте крышку к баночке.
Каждый раз, когда ребенок испытывает тревогу, дайте ему баночку и предложите несколько раз перевернуть ее вверх дном. Научите ребенка делать медленные вдохи и выдохи, когда он наблюдает за тем, как блестки медленно опускаются на дно.
6. Успокоительное видео
Каждый раз, когда ребенок испытывает тревогу, он чувствует, что ситуация выходит из-под контроля. Но это не так. Помогите ребенку понять, что, если он раньше справлялся с приступами тревоги, то может справиться и сейчас. Все, что вам для этого нужно, – снять видео.
Как выполнять:
- попросите ребенка рассказать, что он делает, когда испытывает тревогу. Снимите это на видео,
- ребенок может даже показать, как именно он справляется с тревогой,
- также он может посоветовать другим детям, как справиться с тревогой,
- когда он в следующий раз сам испытает приступ тревоги, просто покажите ему это видео.
7. Счастливый мозг, беспокойный мозг
Это веселое занятие. Вам понадобятся лист бумаги, карандаши, клей и вырезанные из журналов фразы и картинки.
Как выполнять:
- на бумаге нарисуйте два контура лица, повернутых друг к другу,
- одно лицо назовите «счастливый мозг», другое – «беспокойный мозг»,
- предложите ребенку написать под изображением беспокойного мозга все, что его беспокоит, или вырезать соответствующие картинки и фразы из журналов,
- под изображением счастливого мозга ребенок должен написать все, что делает его счастливым.
8. Игра в детективов
Это отличный способ помочь ребенку справиться с тревогой и найти логическое объяснение причинам своего беспокойства.
Как выполнять:
- Найдите беспокойство. Предложите ребенку определить, какие мысли заставляют его тревожиться.
- Отыщите доказательства. Следующий шаг – найти доказательства, чтобы проверить обоснованность беспокойства ребенка. Задавайте вопросы, чтобы понять, откуда у него берутся тревожные мысли. Спросите, что заставляет его так думать – конфликт в школе или дома, что-то, что он увидел по телевизору и т.д.
- Преодолейте мысли. Основываясь на доказательствах, предложите ребенку преодолеть мысли, вызывающие у него тревогу.
9. Записи на бумаге
Записи помогут ребенку творчески выразить свои чувства. Они также будут служить ребенку напоминанием о том, что он может побороть свою тревогу.
Это упражнение имеет несколько вариантов:
- «Тревога говорит, я знаю». Разделите лист бумаги на две колонки. Одну озаглавьте «Тревога говорит мне», вторую – «Но я знаю». В первой колонке ребенок перечисляяет свои тревожные мысли, во втором – логические доводы, которые их опровергают.
- Инструкция к тревоге. Она поможет ребенку вспомнить, что ему нужно делать, когда он тревожится. Записанная инструкция помогает ребенку легче вспомнить что-то.
- «Я беспокоюсь, когда…». Позвольте ребенку написать список вещей, которые его беспокоят. Предложите внизу нарисовать взволнованное лицо.
Медикаментозное лечение и психотерапия будут успешными, если ребенок будет сам готов бороться со своей тревогой. Чтобы он поверил, что сможет справиться с тревогой и вести нормальную жизнь, ему требуется ваша поддержка. Ребенок не должен страдать из-за тревоги. С вашей помощью он сможет стать счастливым и жить без тревоги.