Стратегии, которые помогают при буллинге

Стратегии, которые помогают при буллинге

Реакция ребенка на притеснение напрямую зависит от социальных целей, которые он перед собой ставит


Многие задаются вопросом, почему буллинг стал настолько распространенным явлением в наше время. Исследователи Иллинойского университета задались несколько иным вопросом: как дети реагируют на притеснение сверстников и какие социальные установки наиболее эффективно помогают им при буллинге. Ответ на этот вопрос может повысить эффективность мер по снижению негативных последствий школьной травли, а, возможно, и уменьшить количество ее проявлений.

Итак, главный вопрос, интересовавший исследователей, состоял в том, какие стратегии дети выбирают для борьбы с притеснениями со стороны своих сверстников и какие цели они ставят перед собой в своих социальных отношениях.

Исследователи провели анкетирование 373-х второклассников с целью выяснить, сколько из них сталкивалось с притеснениями сверстников и как они справлялись с этой проблемой. Половина детей сообщили, что хотя бы раз были объектом насмешек, сплетен, физического запугивания или других форм буллинга, и рассказали о том, как они на него реагировали, а также о том, какие цели они преследовали в своих социальных отношениях.

Сознательно или нет, дети принимали на вооружение одну из трех стратегий построения социальных отношений.

  • Стратегия № 1. Некоторые из них сосредотачивались на развитии отношений со сверстниками. Они хотели улучшить свои социальные навыки, чтобы узнать, как приобретать друзей.
  • Стратегия № 2. Другие дети были заинтересованы в демонстрации своей социальной компетентности. Для этого они старались повысить свой статус среди сверстников или получить их одобрение. Такие дети говорили: «Я хочу быть крутым», «Я хочу нравиться другим детям», «Я хочу дружить с самыми популярными сверстниками».
  • Стратегия № 3. Третьи пытались избегать негативных суждений других детей. Те, кто выбрал третью стратегию, говорили: «Я не собираюсь делать ничего, что может привлечь ко мне негативное внимание», «Я не буду делать то, что выставит меня проигравшим или что смутит меня и заставить нервничать».

Далее исследователи продолжили наблюдать за детьми, чтобы определить, каким образом их социальные цели повлияли на способ справляться с буллингом в третьем классе.

  • Как и следовало ожидать, они обнаружили, что дети, которые были наиболее заинтересованы в развитии отношений, имели более позитивное восприятие себя и скорее проявляли готовность сотрудничать, чтобы ослабить конфликт с другими детьми. Когда другие дети преследовали их, они были более склонны к применению упреждающих стратегий, направленных на решение возникшей проблемы. Дети из этой группы обращались к учителям и старшим за советом или моральной поддержкой. То есть школьники, которые старались развивать отношения, были менее склонны импульсивно реагировать на притеснения.
  • Дети, которые хотели выглядеть «крутыми» и демонстрировать свою компетентность, были менее склонны использовать упомянутые виды обдуманных стратегий и более склонны принимать ответные меры. Эти дети имели более предубежденное негативное восприятие своих сверстников.
  • Те, кто хотел бы избежать негативных суждений, были менее склонны принимать ответные меры в отношении сверстников. Они были более пассивными и просто игнорировали то, что происходило. Такой подход может оказаться полезным в некоторых случаях, особенно для мальчиков, которые более склонны к физической агрессии, но в то же время пассивное реагирование может увеличить количество проявлений буллинга.

По результатам исследования, детьми, которые были наиболее подвержены притеснениям во втором классе, оказались дети, которые пассивно относились к травле, старались уходить от ситуации, размышлять о ней наедине, прокручивая все снова и снова, и не предпринимали каких-либо активных действий. Кроме того, они почти не демонстрировали готовность к решению проблем буллинга в третьем классе.

Какой из этого следует вывод? Понимание социальных стратегий ребенка может привести к совершенствованию мер, направленных на решение проблемы насилия в школе.

Если просто сказать детям, что и как нужно сделать, они, скорее всего, продолжат действовать по своему прежнему неэффективному сценарию, так как сказанное может не вписываться в их социальную стратегию.

Поэтому понимание того, какие социальные цели ставит перед собой ребенок и почему он на самом деле действует так, а не иначе, будет иметь решающее значение для позитивной коррекции его поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: