Развитие навыков критического мышления у детей

Развитие навыков критического мышления у детей

Советы родителям, которые помогут научить ребенка решать проблемы и критически мыслить

 

Когда детям предоставляется шанс безопасно исследовать окружающий мир, они могут ежедневно встречаться с богатыми возможностями решения проблем и развития собственных независимых суждений. Их проблемы, которые могут сопровождаться физическими испытаниями, вопросами социальных взаимоотношений или понимания сущности вещей, порой кажутся нам незначительными, но детям они предоставляют огромные возможности практиковать навыки критического мышления. Например:

  • Восьмимесячный малыш заполз под стул и теперь не может понять, как выползти обратно. Он задается вопросом, что делать.
  • Двухлетняя девочка думает: Воспитательница положила нам вилки, чтобы мы накалывали кусочки курицы, но я не могу сообразить, как это правильно делается. Стоит ли мне попытаться еще раз или можно просто взять курочку руками?.
  • Четырехлетний мальчик думает: Я хочу, чтобы вода оставалась во рву моего замка, который я построил в песочнице, но она вытекает из него в песок. Как сделать так, чтобы вода не вытекала?.
  • Семилетний ребенок рассуждает: Мои друзья дразнят одного мальчика в нашем классе за то, что он одевается не так, как все. Стоит ли мне присоединиться к ним или нужно высказаться о том, что я действительно думаю об их поведении?.

​Каждая из этих поистине значимых для детей проблем предлагает им возможности строить и применять фундамент критического мышления. При этом роль взрослых может заключаться в том, чтобы предлагать свое руководство для более творческого решения проблем. В других случаях более полезным будет разрешить ребенку самому немного поэкспериментировать. То, как и насколько быстро мы реагируем, может оказывать значительное влияние на развитие детских навыков критического мышления.

Критическое мышление, возможно, один из самых важных навыков, в которых сегодняшние дети будут нуждаться в будущем. Специалисты включают критическое мышление в список семи важнейших жизненных навыков, необходимых каждому ребенку.

Советы о том, как обучить критическому мышлению и решению проблем

Вот некоторые советы и идеи о том, как помочь детям построить фундамент критического мышления и вырасти людьми, способными решать проблемы, которые ежедневно ставит перед ними жизнь:

  • Обеспечьте возможности для игры. Именно во время игры дети тестируют возможности своего мышления и выясняют, что произойдет, если ронять ложку с высокого стула еще и еще раз, какой из двух шариков быстрее, если катить их с горки, что случится, если опустить мел в воду или смешать кукурузный крахмал с водой и сделать пасту. Предоставление места для игр, времени для игр на открытом воздухе или в помещении и ролевых игр обеспечивает детям отличные возможности пробовать новое и наблюдать реакцию, пробовать что-то еще и определять, насколько меняется эта реакция. Этот неформальный процесс исследования имеет решающее значение для критического мышления.
  • Помогайте детям видеть себя людьми мыслящими и способными решать проблемы, задавая открытые вопросы. Вместо того чтобы автоматически давать ответы на те вопросы, которые задает ребенок, помогайте ему мыслить критически, задавая вопросы в ответ: Какие у тебя мысли по этому поводу? Как ты думаешь, что здесь происходит?. Проявляйте уважение к его ответам независимо от того, считаете вы их правильными или нет. Вы можете сказать: Это интересно. Расскажи, почему ты так думаешь. Используйте такие фразы, как Мне интересно услышать твое мнение об этом, Как бы ты решил эту проблему?, Как ты думаешь, где мы можем получить больше информации об этой задаче?.
  • Не решайте все проблемы вместо детей. Задавайте некоторые из вышеперечисленных вопросов и предоставляйте достаточно информации для того, чтобы они не расстраивались, но, вместе с тем, не так много информации, чтобы в итоге получилось, что вы решили задачу вместо них.
  • Помогайте детям развивать гипотезы, предположения. Если мы сделаем это, как ты думаешь, что произойдет?, Давай спрогнозируем, что будет дальше.
  • Поощряйте нестандартное мышление. Позволяйте детям думать по-другому, и вы поможете им доводить до совершенства свои навыки творческого решения проблем. Задавайте детям такие вопросы, как: Какие еще идеи можно попробовать? или вдохновляйте их придумывать другие варианты: Давай придумаем все возможные решения.
  • Поддерживайте стремление ребенка искать дополнительную информацию. Вы можете помочь своим детям развивать навыки критического мышления, направляя их на поиск дополнительной информации. Например, Как мы можем больше узнать об этом? Твой папа много знает на эту тему. Может быть, спросим у него? Или давай поищем в Интернете?.

​Конечно, родителям не всегда хватает времени дождаться того момента, когда ребенок придумает собственный вариант ответа. Иногда необходимо и сократить путь. Помните о том, что дети учатся, в том числе, наблюдая за вами, за тем, как вы сами решаете задачи и проблемы. Тем не менее, при малейшей возможности, уделяйте время тому, чтобы ваш ребенок самостоятельно обдумывал свою задачу (проблему). Это чрезвычайно полезно для развития навыков критического мышления в долгосрочной перспективе.

Развитие навыков критического мышления у детей

Способы стимуляции критического мышления как навыка понимания сложных явлений окружающего мира

 

В последнее время во многих школах критическое мышление вытесняет традиционное обучение, основанное на слушании и запоминании. Прошли те времена, когда ученику школы для успешного обучения достаточно было просто знать необходимые факты из области географии, истории и т. д. Сегодня больше ценится способность ученика анализировать явления окружающей реальности.

Эксперты определяют критическое мышление как нелинейное, неограниченное во времени и сложное. Оно предполагает, что единственно правильного ответа на поставленный вопрос не существует, но при этом существует большое количество ответов, основанных на различных точках зрения и интерпретациях. Такая форма мышления больше задействует работу мозга, чем простое запоминание, поскольку требует от ученика таких навыков, как анализ, синтез и оценка фактов. Критическое мышление предполагает, что ученик сам развивает механизм мышления, а не просто выясняет, чего от него ожидают учителя.

В процессе обучения перед учителями стоит задача стимулировать данное мышление у учеников (это могут делать и родители). Для этого используются следующие способы:

  • Открытые вопросы. Это вопросы, направленные на творческое мышление ребенка. Они не предполагают единственного правильного ответа, поэтому в процессе размышления ребенок не боится ответить неправильно. Открытые вопросы можно задавать дома в повседневном общении, чтобы ребенок не чувствовал напряжения, отвечая на них. Данные вопросы обычно начинаются со слов что, как, почему и т. д. Например: Что бы ты добавил в свою любимую настольную игру, чтобы сделать её еще интереснее?
  • Категоризация и классификация информации. Когда вы просите ребенка классифицировать информацию, он должен самостоятельно определить правило или ряд правил, в соответствии с которыми информация должна быть организована. Это очень важно для развития критического мышления. Этому можно научить в игровой форме: например, предложить ему рассортировать игрушки, еду, одежду и другие предметы. Как только ребенок выполнит задание, спросите его, почему он рассортировал предметы именно так.
  • Работа в группах. Данное занятие развивает социальные навыки ребенка, а также позволяет ему увидеть разные точки зрения на одно и то же явление. Так он понимает, что существует несколько способов решения проблемы.
  • Принятие ребенком решений. Вместо того чтобы показывать пример того, как находить решение проблем, учителя должны поощрять самостоятельные размышления, взвешивание за и против и принятие окончательных решений. Родители должны позволять ребенку ошибаться в поиске правильного решения. При этом обсуждайте, почему ошибочные решения не привели к желаемому результату.
  • Поиск общих закономерностей в окружающем мире. Предложите детям поискать общие закономерности и связи между различными ситуациями. Например, сопоставить ситуации, которые ребенок увидел в телевизионном шоу, с реальными жизненными ситуациями, или посчитать машины определенного типа, встречающиеся во время поездки.
  • Дискуссии по поводу социальных или глобальных проблем. По мере того, как ребенок взрослеет, родители должны говорить с ним об интересных ему глобальных и социальных проблемах. Данные проблемы сложны и не имеют однозначной точки зрения, поэтому они хорошо подходят для развития у ребенка навыков критического мышления.

Если вы замечаете, что ребенок не реагирует на ваши призывы к дискуссии (дети-интроверты могут этого избегать, и в таком случае их не стоит заставлять), понаблюдайте, чем он любит заниматься в свободное время. Убедитесь, что эти занятия способствуют его умственному развитию, если нет предложите ему что-то более подходящее.

Кроме указанных способов, критическое мышление ребенка можно развить с помощью мелких повседневных занятий. Позвольте ему принимать самостоятельные решения по поводу того, как эффективно выполнять домашние обязанности или сэкономить на покупке продуктов. Таким образом, вы привьете ему более критический взгляд на окружающий мир. Также выражайте вслух свои размышления о происходящем, чтобы ребенок понимал ход ваших мыслей.

Навыки критического мышления чрезвычайно важны для того, чтобы справляться со всеми сложностями взрослой жизни. Их развитие у детей (в том числе и тех, кто изначально имеет соответствующую склонность) важная предпосылка к успеху в личной и профессиональной сферах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: