Советы психолога Алисы Кросфилд, как помочь подростку, который испытывает панические атаки |
Когда я училась в первом классе, я каталась с друзьями на велосипеде. Неожиданно колесо моего велосипеда наскочило на камень. Я перелетела через руль и упала, ударившись подбородком. На самом деле мне не было больно. Однако, когда я увидела, что у меня пошла кровь, я начала кричать. Я кричала не от боли – мне было страшно.
Когда на помощь прибежали родители, у меня началась настоящая паника. Я увидела страх на лице папы, который бежал ко мне. Затем мы поехали в больницу.
Я никогда не забуду эту поездку. Я сидела на коленях у мамы, а папа вел машину. Мама утешала меня изо всех сил, но я уже не могла их воспринимать. Меня переполняла паника, и в конце концов я закричала: «Я ненавижу свой велосипед, я ненавижу больницы, я ненавижу ездить в машине, я ненавижу тебя!» Да уж, веселая была поездка для моих родителей.
Теперь, когда я работаю психологом, я понимаю, что ребенка, испытывающего паническую атаку, нельзя успокоить с помощью логических убеждений. Страх полностью парализует способность человека к логическим рассуждениям, и он находится во власти эмоций.
С биологической точки зрения, когда мы чувствуем опасность, участок головного мозга под названием миндалевидное тело запускает реакцию «бей или беги». Вместе с тем отключается кора головного мозга, ответственная за логическое мышление и рациональную оценку ситуации.
Если быть точнее, способность человека к рациональному мышлению не исчезает, а только замедляется. Когда человек испытывает паническую атаку, ему лучше всего помогут техники, направленные на снятие вторичных симптомов, таких как учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное давление и т. д.
Хорошо помогает простое упражнение – медленное глубокое дыхание. Если вы хотите помочь ребенку преодолеть сильный страх, предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Также полезно использовать техники осознанности, иными словами – концентрироваться на чем-то, что происходит в настоящий момент. Например, вы можете предложить ребенку называть то, что он слышит, видит, осязает в данный момент, какие запахи и вкусы чувствует. Или можно предложить ребенку сфокусироваться на каком-то одном предмете и описать его в мельчайших подробностях.
Также важно не пытаться уговорить ребенка успокоиться, когда он испытывает паническую атаку. Фразы: «Не бойся», «Ничего страшного не произошло», «Все хорошо» и т.д. не работают. Люди в состоянии паники не способны мыслить рационально. Разумеется, не стоит говорить ребенку, что повод для страха есть. Но иногда полезно просто признать его чувства. Вы можете сказать ему: «Я вижу, как ты напуган».
Не нужно воспринимать на свой счет все то, что говорит вам ребенок, испытывающий паническую атаку. Я искренне надеюсь, что мои родители понимали, что я говорю неприятные для них слова под влиянием эмоций.
Честно говоря, я не помню, как родители помогли мне справиться с паникой в той ситуации. Я была слишком взволнована, чтобы обратить на это внимание. Зато я отчетливо помню, как мы ехали домой. В больнице мне наложили швы, и рана уже почти не болела. Я сказала родителям, что наговорила глупостей из-за того, что мне было страшно, и что на самом деле я так не думаю. Моя способность к рациональному мышлению вернулась ко мне.
Травмы – это всего лишь один из случаев, которые могут вызвать паническую атаку у ребенка. У детей и подростков есть склонность к тому, чтобы чувство страха у них перерастало в панические атаки. Некоторые дети более склонны к этому, некоторые – меньше. Когда паническая атака пройдет, вы можете помочь ребенку определить мысли, которые стали ее причиной. Помогите ему увидеть, насколько его опасения реальны, и насколько высока вероятность отрицательного исхода событий.
И главное, помните: когда вы пытаетесь справиться с отрицательными эмоциями ребенка, вы должны уметь регулировать свои собственные эмоции. Если при виде ребенка, испытывающего паническую атаку, вы сами чувствуете тревогу, страх или реагируете на ситуацию с гневом или разочарованием, это только усугубит ситуацию и усилит отрицательные эмоции ребенка.