О том, почему двухлетний возраст так непрост, и о том, как родителям совладать с поведением малышей 1–3-х лет |
Одна мама рассказала следующую историю о своем сыне: Когда моему Витюше исполнилось 18 месяцев, мы какое-то непродолжительное время наслаждались положительными изменениями: к этому моменту жизнь с ребенком стала значительно легче, чем в первый год после его рождения. С тех пор как он овладел искусством ходьбы, безобидный журнальный столик больше не был для него смертельной ловушкой, и нам не приходилось следовать за каждым неуверенным движением нашего малыша. Когда он начал говорить свои первые слова, он также начал сообщать о некоторых своих потребностях, и нам уже не нужно было угадывать смысл каждого его плача. Да, все стало легче и проще. Однако после 18-ти месяцев мы внезапно оказались в совершенно новом бурлящем мире, наполненном вспышками детских приступов гнева, непрерывного хныканья и периодических полетов бутылочки с водой (которая, оказывается, невероятно аэродинамична) прямо в мою голову. Одна из моих подруг в шутку сказала, что Витюша явно опередил свой возраст. Она имела в виду, что страшный кризис двух лет пришел преждевременно.
Почему же возраст двух лет настолько труден и почему вообще так сложно совладать с малышами в период от одного до трех лет? Оказывается, есть много-много (просто бесконечно много!) причин, которые, объединившись, создают условия для потрясений, преподносимых нам двухлетним ребенком.
Во-первых, давайте поговорим о том, что малыши могут. Они могут переживать множество эмоций, включая счастье, гнев, печаль и страх. У них также могут быть очень конкретные цели и желания, они негодуют, когда вы вмешиваетесь и мешаете им достичь одной из этих целей, даже если это ради их собственной безопасности. Именно комбинация того, что двухлетние малыши могут, с тем, что они не могут, и делает их трудными: они не могут контролировать свои мысли и чувства, и они не всегда понимают и могут рассказать вам о них.
Владение собой и эмоциональная саморегуляция связаны со способностью (или ее отсутствием, как в случае с малышами) контролировать свои мысли и чувства и, в конечном итоге, собственное поведение. Давайте рассмотрим пример регуляции своих эмоций. Представьте, что вы попали в очень непростую ситуацию на работе или смотрите очень грустный фильм, и вам хочется заплакать, но вы, понимая это, контролируете свои эмоции и держите себя в руках. Малыши же в этом плане полностью полагаются на родителей им необходимо, чтобы их успокоили, когда они испытывают любые отрицательные эмоции.
В течение первого года жизни дети делают первые шаги на пути к умению успокаиваться самостоятельно. Например, когда просыпаются ночью, они прибегают к помощи соски или обнимают любимую игрушку. Со временем они учатся контролировать свои эмоциональные реакции, однако это умение развивается очень медленно в течение всего периода детства и юности. Более того, многие из нас продолжают учиться обуздывать свои эмоции, будучи уже взрослыми.
В этом вопросе мы не будем ходить вокруг да около, скажем прямо: малыши не способны ни регулировать эмоции, ни контролировать самих себя. Когда они хотят что-то сделать, то обычно просто берут и делают это или, по крайней мере, пытаются. Когда им мешают, они зачастую проявляют гнев или разочарование, у них просто нет другого выхода, кроме как показать вам то, как они себя чувствуют. Отсутствие возможности полноценно донести информацию о своих чувствах с помощью речи еще более усложняет проблему, поскольку малыши не могут рассказать о причине своего негодования. Так что они кричат, плачут, закатывают истерики и демонстрируют вспышки гнева, они даже могут запустить свою чашку вам в голову. Это плохая новость. А вот хорошая новость заключается в том, что со временем все наладится.
Сначала малыши будут показывать вам слабые попытки самоконтроля и регуляции эмоций, результатом которых будут все те же истерики или даже агрессивное поведение. По мере того как ребенок будет расти, он сможет разработать некоторые стратегии поведения, которые помогут ему справиться со своими эмоциями. К таким стратегиям можно отнести поиск помощи у взрослого или отвлечение своего внимания от источника раздражения, что может быть эффективным при снижении негативных эмоциональных реакций. Также полезно помогать детям двухлетнего возраста разрабатывать их собственные стратегии, подобные этим, если ваш малыш достаточно хорошо понимает речь, чтобы осознать, как реализовать данные стратегии.
В конечном итоге, развитие способности самоконтроля и владения эмоциями важно для успешного социального взаимодействия, поскольку самоконтроль связан со способностью учиться и концентрировать внимание, а также с умением самовыражаться с помощью речи в школе. И самое главное: как только ваш малыш начнет справляться с этими навыками, количество истерик сократится, нытье исчезнет, а чашки останутся стоять на кухонном столе и, наконец, трудные малыши перестанут быть трудными.