Особенности разных типов темперамента

Особенности разных типов темперамента

Каждый ребенок уникален, и понимание истоков уникальности сделает воспитание более эффективным


Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите такую картину: одни дети будут активными и энергичными, другие – спокойными и неспешными, одни будут говорить громко, другие – тихо, одни будут объединяться в группы, другие – держаться в стороне. Одни дети склонны командовать, другие – подчиняться, одни удовлетворены ситуацией, другие всегда стараются добиться своего.

Дети с рождения имеют свой уникальный способ мышления, поведения и проявления чувств. Эти врожденные свойства формируют темперамент, который непосредственно влияет на эмоции ребенка, на то, как он ест, спит и реагирует на окружающий мир.

Если вы лучше узнаете темперамент ребенка, воспитание станет более эффективным. Укрепится и ваша связь с ребенком, ведь вы сможете смотреть на мир его глазами. Чувствуя, что его понимают и принимают, ребенок обычно стремится выразить свою признательность.

Еще со времен Гиппократа люди понимали, что при всем разнообразии люди отличаются друг от друга всего по нескольким параметрам поведения:

  • Параметр А. Интровертность/экстравертность. Этот параметр определяет, откуда человек черпает энергию. Для отдыха интроверту требуется побыть в одиночестве, а экстраверту – в компании других людей.
  • Параметр Б. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем человек концентрирует свою энергию – на цели или на отношении.

Что такое темперамент

Каждый ребенок уникален, и темперамент в этом смысле можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти не отличаются друг от друга, но генетические особенности, скрытые в них, имеют большие различия. Даже когда семена становятся саженцами, внешне они похожи между собой.

Но яблоня никогда не сможет стать грушей, несмотря на погодные условия или внешнее влияние. Так же и дети при кажущейся схожести отличаются уникальной внутренней организацией, которая определяет их рост и развитие.

Типы темперамента существенно отличаются друг от друга, но каждый по-своему ценен. Ребенок может проявлять отдельные черты разных типов, но обычно в его поведении преобладают черты одного-двух типов.

Холерик и сангвиник

  • часто торопятся и торопят других,
  • быстро едят, пьют и двигаются,
  • сами решают, когда идти спать,
  • указывают другим детям, что им делать,
  • могут играть в одиночестве,
  • игнорируют запреты в тех случаях, когда это возможно,
  • пробуют ходить в раннем возрасте,
  • нуждаются в том, чтобы постоянно чем-то заниматься, не любят скуки,
  • устанавливают свои собственные правила,
  • любят соревновательные игры.

Поведение в отдельных случаях:

  • теряют терпение, когда кто-то медлит,
  • отстаивают свое мнение,
  • могут быть требовательными или грубыми,
  • требуют, чтобы им дали контроль над ситуацией и людьми,
  • настаивают на том, чтобы им досталась самая лучшая игрушка,
  • любят находиться вне дома,
  • не обращают внимания на беспорядок или неопрятный внешний вид,
  • любят находить нестандартное применение обычным вещам,
  • проявляют воображение в играх,
  • могут быть смешными и озорными,
  • часто меняют занятия,
  • любят выполнять новые сложные задания,
  • всегда испытывают необходимость в том, чтобы двигаться и исследовать что-либо,
  • меняют правила в играх,
  • в детском саду любят творческие и веселые занятия,
  • часто попадают в затруднительные ситуации,
  • делают то, что хотят, независимо от правил,
  • трактуют факты так, как им выгодно,
  • склонны рисковать,
  • творят беспорядок просто для веселья.

Меланхолик и флегматик

  • беспокоятся о своей внешности,
  • избегают беспорядка и неопрятности,
  • легко занимаются повседневными делами,
  • задают много вопросов и ожидают правильных ответов,
  • предпочитают развивающие игры физическим,
  • могут концентрироваться на одной игрушке или занятии на протяжении длительного времени,
  • любят разбирать вещи и опять их собирать,
  • придерживаются установленного распорядка,
  • стараются придерживаться правил, ведут себя в рамках дозволенного,
  • в детском саду любят учиться новому.

Поведение в отдельных случаях:

  • настаивают на том, чтобы все вещи находились на своем месте,
  • привязаны к вещам, которые им принадлежат,
  • сильно расстраиваются, когда ломаются их игрушки,
  • беспокоятся о том, что может случиться в будущем,
  • не любят, когда вторгаются в их личное пространство,
  • объединяются, чтобы помочь другим,
  • медленно едят, пьют и двигаются,
  • беспрекословно ложатся спать по распорядку,
  • легко делятся игрушками с другими детьми,
  • хорошо ладят с другими детьми,
  • легко заводят друзей,
  • не сразу начинают ходить,
  • проявляют любовь с помощью объятий и поцелуев,
  • в играх подчиняются правилам,
  • любят ходить в детский сад,
  • плачут, когда им больно или когда они устали,
  • позволяют другим детям командовать собой,
  • упрашивают родителей, желая получить что-либо,
  • могут быть чрезвычайно застенчивыми,
  • испытывают привязанность к людям, с которыми они чувствуют себя в безопасности.

Взаимодействие двух данных параметров формируют четыре типа темперамента. Впервые их выделил Гиппократ:

  • Холерик (экстраверт – цель) – любит командовать, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой.
  • Меланхолик (интроверт – цель) – любит, чтобы все выполнялось должным образом, нуждается в распорядке, любит быть в одиночестве, пассивный.
  • Флегматик (интроверт – отношение) – любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Дети-флегматики легко поддаются воспитанию.
  • Сангвиник (экстраверт – отношение) – социально активный, энергичный, любит быть в компании, обладает развитым воображением, веселый, непослушный.

Характеристика типов темперамента детей

В исследовании американских ученых выделены девять характеристик, по которым дети различаются с рождения:

  • уровень активности,
  • ритмичность активности,
  • приближение/уход,
  • адаптивность,
  • порог реагирования,
  • интенсивность реакции,
  • настроение,
  • отвлекаемость,
  • длительность/устойчивость внимания.

Данные характеристики у ребенка формируются уже в возрасте 2-3 месяцев. Сочетаясь между собой, они формируют три типа:

  • Дети, которых легко воспитывать (40 % всех детей). Они придерживаются распорядка, энергичны и хорошо адаптируются к новым условиям.
  • Трудные дети (10 % всех детей). Они с трудом привыкают к распорядку и новым условиям, реагируют на них негативно. Родителям трудно с ними справляться. Обычно они обладают сильной волей.
  • Неконфликтные дети (15 % всех детей). Они неактивны, демонстрируют умеренную реакцию. Часто подвержены плохому настроению. Медленно привыкают к новым условиям. Родители и окружающие характеризуют таких детей как застенчивых.
  • 35 % детей демонстрируют характеристики сразу нескольких типов темперамента.

Родители могут легко распознать, к какому из перечисленных типов принадлежит их ребенок. Таким образом, им становится легче понять, как он думает, чувствует и действует. Это способствует более эффективному воспитанию.

Некоторые дети очень активны. Еще до рождения они проявляют беспокойство, в первые месяцы жизни они не дают себя пеленать, а научившись ходить, не могут устоять на месте. Другие дети менее активны – они часто бывают в полусонном состоянии и проявляют усидчивость.

У некоторых малышей наблюдаются подъемы и спады активности. Они едят, спят и выполняют все ежедневные дела по распорядку практически с рождения. Другие менее предсказуемы. Определите, когда повышается и снижается активность вашего ребенка.

Некоторые с интересом и восхищением воспринимают всё новое – от блюд до людей в близком окружении. Другие долго привыкают к новым условиям. Некоторые дети могут долгое время играть со сверстниками. Другие очень быстро переключаются с одного занятия на другое. Некоторые малыши интенсивно проявляют эмоции. Например, плачут или смеются. Другие намного спокойнее, они проявляют эмоции с помощью улыбки или капризного поведения.

Одни младенцы слабо выражают свои эмоции после пробуждения, другие – громко плачут. Учась ходить, одни дети падают, но поднимаются и продолжают попытки, другие – кричат от негодования. Одни дети чрезвычайно чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, другие не так восприимчивы к ним.

Некоторые дети всегда кажутся счастливыми. Они часто улыбаются и смеются. Другие кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети капризничают, чувствуя голод, но некоторых при этом легко отвлечь, а другие продолжают капризничать. Некоторых детей легко отвлечь и увести из опасного места, другие настаивают на своем и хотят остаться.

Каким бы ни был ваш ребенок, помните: он уникален. Цените это.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: