Игра — основной вид деятельности дошкольника, развивающий эмоциональные и социальные навыки |
Дети любят играть. И, если вам кажется, что игра нужна им просто для развлечения – это не так. Игра имеет очень важное значение в росте и развитии ребенка. Именно благодаря ей дети развивают чувство собственного «я», общаются со сверстниками, учатся взаимодействовать с другими людьми и делиться важной информацией.
Как и любая другая деятельность, связанная с развитием, игра – это сложная деятельность. Она может состоять из нескольких этапов. Существуют разные виды игр.
Рассмотрим 11 видов игр, которые влияют на развитие ребенка. Но сначала нам следует разобраться, что такое игра и почему она важна для развития ребенка.
Что такое игра?
Говоря просто, игру можно определить как добровольную деятельность, направленную на получение удовольствия. Игра сильно влияет на развитие детей, потому что развивает у них самосознание и учит решать социальные проблемы. Игра помогает ребенку расслабиться и наладить общение со сверстниками.
Также принято считать, что игра помогает детям освоить моторные навыки (такие как, например, умение удерживать баланс) и концентрацию. Это помогает детям в учебе в школе.
Почему игра важна для развития ребенка?
Психологи выделяют три основные цели игровой деятельности:
- игра – ключевой элемент обучения детей. С помощью игры дети подражают взрослым и осваивают новые навыки,
- игра позволяет ребенку ощутить привязанность к сверстникам и родителям,
- игра помогает ребенку преодолеть эмоциональный стресс.
Все это свидетельствует о том, насколько ребенку важно играть каждый день. Поэтому в детских садах игре отведено так много времени.
Виды игр, важные для развития младенцев и дошкольников
Любая игра, будь то бесцельное перебрасывание мяча друг другу или ролевые костюмированные игры – завладевает вниманием ребенка, развивает его творческий потенциал и воображение. Рассмотрим 11 видов игр, способствующих развитию ребенка.
1. Свободная игра
Свободная игра происходит, например, когда младенец делает хаотичные движения руками и ногами. Со стороны это кажется случайными движениями, но это определенно является одной из форм игры. Ее часто можно наблюдать у новорожденных и младенцев.
Преимущества:
- ребенок пробует делать движения и интуитивно узнает об эмоциональном возбуждении,
- свободная игра создает основу для игровой деятельности в будущем.
Примеры:
- хаотичные движения рук и ног,
- ребенок, как кажется со стороны, ничего не делает.
2. Параллельная игра
Параллельная игра, как правило, наблюдается у детей в возрасте от 1 до 2 лет, когда они играют вместе, но мало взаимодействуют друг с другом. Со стороны кажется, что дети играют каждый сам по себе, не стараясь привлечь внимание других. Во время параллельной игры ребенок может наблюдать за другими детьми и вносить на основе этого изменения в свою игру. Но он не будет пытаться как-либо влиять на своих сверстников.
Преимущества:
- параллельная игра учит ребенка взаимодействовать со сверстниками,
- параллельная игра учит ребенка тому, что ему принадлежит, а что – нет,
- параллельная игра учит ребенка ролевым играм.
Примеры:
- случаи, когда ребенок делится с кем-то своими игрушками,
- ролевые и костюмированные игры,
- строительство замка в песочнице, в которой играют и другие дети.
3. Ассоциативная игра
Ассоциативная игра заключается в том, что дети начинают больше интересоваться сверстниками и меньше внимания уделять игрушкам. Когда дети взаимодействуют друг с другом, со стороны кажется, что в их игре нет правил, структуры и конечной цели. Этот вид игры чаще всего наблюдается у детей в возрасте 3-4 лет.
Преимущества:
- ассоциативная игра помогает детям социализироваться и общаться со сверстниками,
- учит детей правилам общения,
- благодаря ассоциативной игре дети учатся делиться,
- дети развивают языковые навыки,
- дети учатся решать проблемы и сотрудничать друг с другом.
Примеры:
- игра нескольких детей в одни и те же игрушки,
- обмен игрушками,
- активное общение детей между собой.
4. Одиночная (независимая) игра
Одиночная игра обычно наблюдается у детей в возрасте 3-4 лет. Во время такой игры ребенок увлечен игрушками, он их поднимает и рассматривает. Он не интересуется сверстниками, которые находятся рядом. Одиночная игра важна для детей, которые еще не освоили необходимые физические или социальные навыки и могут стесняться подойти к сверстникам.
Преимущества:
- ребенок учится быть самостоятельным,
- ребенок принимает самостоятельные решения,
- ребенок развивает уверенность, взаимодействуя со сверстниками,
- одиночная игра развивает воображение и креативность ребенка,
- ребенок самостоятельно получает новые знания об окружающем мире,
- ребенок учится расслабляться и размышлять.
Примеры:
- разыгрывание воображаемых событий,
- рисование.
5. Воображаемая игра
Во время воображаемой игры дети представляют разные ситуации и себя в определенной роли, а затем разыгрывают воображаемые сценарии. Этот вид игры побуждает ребенка разыгрывать разные эмоции.
Преимущества:
- воображаемые игры развивают интерес ребенка к окружающему миру,
- игра развивает воображение и творчество ребенка,
- развивает навыки решения проблем,
- развивает языковые навыки,
- поощряет сочувствие к окружающим.
Примеры:
- ролевые игры,
- разговоры с куклами,
- проявления заботы и привязанности к мягким игрушкам.
6. Игра на наблюдение
Дети участвуют в игре в качестве зрителя. Они наблюдают за играми других детей, но не принимают в них активного участия. Такие игры чаще всего наблюдаются у детей дошкольного возраста, которые учатся, наблюдая.
Преимущества:
- наблюдая за другими, ребенок учится,
- слушая и изучая игру сверстников, ребенок развивает языковые навыки.
Пример:
- случаи, когда ребенок проявляет живой интерес к игре других детей, но сам не принимает в ней участия.
7. Игра-соревнование
Это организованная игра с четкими правилами и условиями победы и проигрыша. Футбол и всяческие дворовые и настольные игры – это примеры игр-соревнований.
Преимущества:
- ребенок учится играть по правилам,
- ребенок учится ждать своей очереди,
- ребенок учится работать в команде.
Примеры:
- настольные игры,
- игры на улице: футбол, настольный теннис, бадминтон и т. д.
8. Игра на сотрудничество
По мере роста дети развивают свои социальные навыки. В конечном счете они учатся сотрудничать, взаимодействовать и играть вместе. В игре на сотрудничество дети вместе выполняют командную работу для достижения общей цели.
Преимущества:
- ребенок учится делиться и понимать сверстников,
- ребенок развивает коммуникативные навыки,
- начинает понимать ценность командной работы,
- учится самовыражаться,
- повышает уверенность в себе.
Пример:
- дети вместе строят замок из песка.
9. Символическая игра
Дети используют различные предметы для выполнения действий. Игра на музыкальных инструментах, рисование, раскрашивание и пение – все это формы символической игры.
Преимущества:
- ребенок самовыражается,
- ребенок исследует новые идеи.
- ребенок экспериментирует и учится выражать эмоции.
Примеры:
- рисование,
- пение,
- игра на музыкальных инструментах.
10. Физическая игра
Это вид игры, который предполагает физическую активность.
Преимущества:
- поощряет физическую активность ребенка,
- развивает крупную и мелкую моторику.
Примеры:
- катание на велосипеде,
- прятки,
- игры с мячом.
11. Конструктивная игра
Сюда относятся любые виды игр, которые предполагают конструирование или сборку чего-либо.
Преимущества:
- игра мотивирует ребенка сосредоточиться на достижении цели,
- учит планированию и сотрудничеству,
- учит настойчивости,
- развивает адаптивность к новым условиям.
Примеры:
- строительство из кубиков,
- построение замка из песка.
Игра крайне важна для роста и развития детей, поэтому родители не должны мешать своему ребенку играть. По возможности родители должны как можно чаще играть с ребенком – это укрепляет эмоциональную связь. Когда маленькие дети играют с игрушками, присматривайте за ними, чтобы избежать несчастных случаев.
Убедитесь, что ребенок имеет возможность играть и общаться со сверстниками. Ходите вместе с ним в парк или на детскую площадку. Это помогает ему развить социальные навыки и учит делиться. Убедитесь, что в детском саду, куда вы отдаете ребенка, достаточно внимания уделяется как играм, так и занятиям по программе.