Мышление роста – основа развития ребенка

Мышление роста – основа развития ребенка

Информация для родителей о мышлении роста и фиксированном мышлении и об их значении для ребенка


Воспитательные цели родителей, как правило, универсальны: мы хотим (а) чтобы наши дети росли счастливыми, здоровыми и хорошо приспособленными к жизни людьми и (б) чтобы они добились успеха в любых своих начинаниях. Мы хотим сделать все возможное, чтобы помочь им в этом. Тем не менее, по словам специалистов, многие из методов, которые мы используем с этой целью, на самом деле вредят детям. Ведь зачастую те посылы, которые мы отправляем малышам, противоречат нашим намерениям!

Психологи выдвинули одну глубокую идею. Как и многие глубокие идеи, она очень проста и заключается в следующем: большинство людей обладают одним из двух типов мышления фиксированным мышлением либо мышлением роста.

Фиксированное мышление это тип мышления, который базируется на убеждении в том, что наша личность, черты характера, таланты, способности и интеллект полностью фиксированы. Мы либо умные, либо глупые. Мы либо талантливы в чем-то (искусство, музыка, спорт, математика, логика и т. д.), либо нет. В мире живет определенное количество талантливых людей, которыми остальные восхищаются со стороны. Фиксированное мышление допускает такие утверждения, как: Он никогда не научится танцевать, как бы ни старался. Он слишком неуклюжий или У нее легкая рука все, к чему она прикасается, расцветает, или Она не может пожарить яйцо, не устроив пожар и так далее.

Мышление роста совершенно противоположный тип мышления, который отражает наше убеждение в том, что человеку все по силам. Благодаря настойчивости и усилиям любой из нас может стать тем, кем хочет. Не существует людей умных или глупых есть только те, кто раскрыл потенциал своего интеллекта, и те, кто этого еще не сделал. Не существует талантливых и гениев, есть только очень трудолюбивые люди, которые решили поднять свои способности на более высокий уровень. Нет необходимости стоять в стороне и восхищаться кем-либо каждый может превратить себя в такого человека, если увлечен чем-то по-настоящему и готов прилагать усилия. Любой человек может научиться танцевать, сажать растения или готовить.

Как мышление влияет на нашу жизнь

Как можно догадаться, наше мышление это своего рода очки, сквозь которые мы рассматриваем наш мир. Превалирующий тип мышления воздействует на каждую нашу мысль и поступок. Давайте посмотрим, как различные способы мышления рассматривают успехи и неудачи.

Люди с фиксированным мышлением считают себя способными в той или иной области, а значит, каждый маленький успех подтверждает их мнение о себе, а каждая маленькая неудача переживается ими очень болезненно, подрывая веру в себя. Поэтому они испытывают потребность выглядеть умными любой ценой. Успех заставляет их раздуваться от гордости. Когда они терпят неудачу, происходит обратное.

Следовательно, как только такие люди сталкиваются с неудачей, они отчаянно пытаются найти кого-то или что-то, чтобы переложить вину за свой провал, и постоянно оправдываются. Так как любой успех и неудача очень тесно связаны с их честолюбием, люди с фиксированным мышлением склонны испытывать иррациональный страх перед неудачами и, как правило, редко идут на риск. В свою очередь, это ограничивает уровень успеха, которого они потенциально могут достичь. В случае если они становятся успешными, полученный успех бывает выстраданным и тщательно ими оберегается.

Люди с мышлением роста считают, что успех является скорее результатом усилий, а не сырого таланта. Поэтому такие люди упорно трудятся, чтобы постоянно расти и совершенствоваться. Успех ими зарабатывается и никогда не принимается как должное. С другой стороны, неудачи они рассматривают как неизбежные побочные эффекты занятий какой-либо деятельностью. Поэтому к провалам они относятся, как к возможностям дальнейшего совершенствования.

Так как успехи и неудачи рассматриваются ими как отдельные события, которые не связаны непосредственно с их личностью, сторонники мышления роста склонны принимать успех со скромностью, а с неудачами справляться достойно.

Вот некоторые другие примеры того, как фиксированное мышление и мышление роста влияют на нашу жизнь в определенных ситуациях.

Ситуация

Реакция людей

с фиксированным мышлением

Реакция людей

с мышлением роста

Столкновение

с чем-то неизвестным

Как правило, они предпочитают держаться подальше от незнакомых ситуаций и не хотят рисковать, чтобы не потерпеть неудачу. Или же могут ввязываться в ситуацию с наигранной бравадой, чувствуя при этом легкое недомогание

и дискомфорт, которые сопровождают их на всем пути, вплоть до победного конца

Они способны лучше оценивать ситуацию, основываясь на ее конкретных характеристиках и более объективно решать, стоит ли в нее ввязываться или нет. Если все же они вмешиваются, такие люди умеют более комфортно опираться

на неопределенности ситуации, справляться с неудачами

и в конечном итоге достигать желаемого результата

Когда требуются усилия

Они только усмехаются. Потому что умным и талантливым людям

не нужно прикладывать усилий. Результат должен приходить естественно

Они засучивают рукава

и принимаются за дело. Поскольку все, к чему стоит стремиться, требует усилий

Реакция на критику

Они огрызаются. Все отрицают. Стараются избавиться от источника критики. Критика порождает у таких людей глубокий страх: Я не такой способный

Они делают глубокий вдох

и обретают спокойствие. Затем оценивают критику по разным критериям. Если она беспочвенна, они от нее отмахиваются и продолжают свое дело. Если критика содержит рациональное зерно, они ее принимают как объективную оценку и пытаются извлечь для себя уроки

В классе/учебной обстановке

Они не задают вопросов, которые могут заставить их выглядеть глупо. С другой стороны, они безостановочно задают вопросы, которые показывают, что они лучше усвоили материал, чем другие ученики. Цель заключается в том, чтобы выглядеть умным любой ценой

Если они не понимают материал, то не стесняются задавать вопросы, независимо от того, как они при этом выглядят умными или глупыми. Понимание материала для них гораздо важнее. Чаще всего такие ученики даже не имеют представления о том, насколько глупо или умно они выглядят,

задавая те или иные вопросы.

Что это значит для нас

Примеры, описанные выше, со всей очевидностью доказывают, что:

  • Мы хотим воспитывать наших детей с мышлением роста. Как родители, мы не просто хотим, чтобы наши дети были успешными… мы хотим, чтобы они наслаждались самим процессом достижения успеха. Также мы хотим, чтобы они были настойчивыми в достижениях и достойно справлялись с любым неудачами на своем пути. И когда они наконец станут успешными, мы хотим, чтобы они ощущали чувство глубокого удовлетворения и самореализации, а не растущий страх, паранойю, высокомерие или самодовольство.
  • Мы не можем воспитывать наших детей с мышлением роста, если сами не обладаем им. Очевидно, что это условие является обязательным, не так ли? Это печально, но некоторые из нас по своей природе имеют фиксированное мышление. И если мы в первую очередь не изменим наше собственное мышление, мы не сможем прививать детям мышление роста.

Задайте себе следующие вопросы. Вы когда-нибудь относились к поведению своих детей с точки зрения оценки того, насколько вы хороший родитель? Вы испытываете неуверенность в себе, когда терпите неудачу как родитель, а какой-то случайный человек высказывает вам свой взгляд? Когда дети ведут себя неправильно, вызывает ли это у вас желание приструнить их? Вам сложно отказаться от уговоров и искать способы мотивировать своих детей?

Что ж, это и есть фиксированное мышление в действии. Однако вы не одиноки. Никто не рождается совершенным. Никто не обладает идеально правильным мышлением (пока).

Итак, мы выяснили, что нам нужно стремиться к двум целям: (а) развивать мышление роста в себе и (б) воспитывать мышление роста у детей.

Четыре шага на пути развития мышления роста:

  • Шаг № 1: учитесь слышать голос фиксированного мышления.
  • Шаг № 2: осознайте, что у вас есть выбор.
  • Шаг № 3: ответьте фиксированному мышлению голосом мышления роста.
  • Шаг № 4: начните действовать в соответствии с мышлением роста.

Для того чтобы достичь какого-либо прогресса, мы в первую очередь должны учиться определять фиксированное мышление в действии. Давайте сосредоточимся на осознании того, что движет нами в той или иной ситуации. И затем поможем осознать это нашим детям, аналогичным образом делая четыре предложенных шага.

Если вы последуете советам, описанным в этой статье, вы обнаружите заметные изменения в том, как вы и ваша семья справляетесь со стрессовыми ситуациями и неудачами!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: