Девять свойств темперамента, которые важно учитывать в процессе воспитания ребенка |
Темперамент подобно особенностям внешности мы наследуем от предков. Вполне логично задуматься, есть ли смысл применять некоторые элементы воспитания и принуждать ребенка к определенной модели поведения?..
Когда рождается малыш, родственники, гости, друзья непременно задаются вопросом, а на кого похож новорожденный у кого такой курносый носик, эффектные пухленькие губки или большие глазки. Более того, спустя несколько дней оказывается, что малыш способен проявлять свой характер мы можем обратить внимание на то, тихий ребенок или крикливый, лежит спокойно или постоянно ворочается, получает удовольствие от покачивания или ему все безразлично.
Часто случается, что братья и сестры, выросшие в одной семье, у одних и тех же родителей, очень разные по своим проявлениям и своему поведению: в младенчестве, как только сестричка наедалась, то тут же засыпала, а братика нужно было еще носить на руках и петь колыбельные. Народная и семейная мудрость и здесь приходят на помощь молодым родителям Такой характер мальчик унаследовал от дедушки, он тоже был авантюрного склада, Девочка наша точно как мама, такая же спокойная и тихая и т. д.
Возможно ли, чтобы ребенок унаследовал от членов семьи не только особенности внешности, но и темперамент? Может ли уже младенчик в несколько месяцев быть похожим на кого-то из членов семьи несмотря на то, что еще ни разу с ним не встречался и уж тем более не имел возможности поговорить, чтобы затем подражать? А если да, то рождается ли человек с набором врожденных качеств, переданных ему только от родителей, или же также и от бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, пра- пра- и т.д.?
Темперамент: когда его можно заметить?
Каждый из нас имеет тенденцию к определенному способу реагирования в данной ситуации. Это является нашей врожденной особенностью, то есть той, с которой мы приходим в этот мир. Такой своеобразный пакет личностных характеристик назван темпераментом. Темперамент это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности, полученных не только от наших родителей, но и бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек одним словом, это концентрат многих поколений, которым мы оснащены при рождении.
Темперамент ребенка можно заметить уже в возрасте около четырех месяцев он проявляется в характерном для него способе реагирования на то, что происходит вокруг. Темперамент не меняется на протяжении многих лет (это очень важно для понимания того, изменится или не изменится ребенок в процессе воспитания), хотя собственный опыт и контакт с другими людьми, безусловно, окажут на него влияние.
Темперамент: какие свойства он подразумевает?
В психологии существует множество концепций, пытающихся определить, какие свойства человека являются составляющими его темперамента. Одна из них предлагает девять таких особенностей, с учетом которых некоторыми учеными проведена дифференциация на легкий темперамент, трудный и темперамент с длительным привыканием.
- Отвлекаемость это свойство, которое показывает нам, насколько ребенок, желающий сосредоточиться на конкретной задаче, легко (или тяжело) отвлекается в ответ на случайные стимулы, дети с трудным темпераментом имеют наиболее высокий уровень отвлекаемости им сложно слушать поручения и доводить до конца выполнение начатых заданий. Для малыша это имеет значение в контексте, легко ли его успокоить, когда он плачет.
- Активность это свойство отчетливо видно уже у младенцев, оно проявляется в том, подвижен ли ребенок, динамичен или, скорее, спокоен, т. е. какое количество всевозможных действий он совершает в единицу времени. Трудный темперамент характеризуется высоким уровнем активности: ребенок постоянно вертится, беспокойный, часто плачет.
- Настойчивость и концентрация внимания такие свойства характеризуются временем, в течение которого ребенок способен выполнять определенное действие непрерывно, не отвлекаясь. При легком темпераменте настойчивость воспринимается и расценивается положительно, она проявляется в точном и беспрепятственном выполнении заданий. Трудный темперамент связан с чрезмерной настойчивостью: ребенок, например, не может остановиться и перестать рисовать несмотря на то, что пришло время выходить из дома и идти в детский сад, испытывает внутренне принуждение закончить свою деятельность независимо от обстоятельств.
- Регулярность (ритмичность) это привычка к определенному ритму питания и сна (способность принять устойчивое чередование определенных периодов), ребенок с трудным темпераментом не может привыкнуть к постоянному ритму дня непредсказуемый и беспокойный.
- Адаптивность и реакция приближения/удаления (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление с проявлением отрицательных эмоций) это свойство, указывающее на то, как ребенок реагирует на изменения в жизни, на новые ситуации, появление новых лиц в своем окружении, быстро или медленно к ним адаптируется. Легкий темперамент это всегда легкость адаптации, трудный связан с дистанцированием и удалением.
- Интенсивность реакций то, как и с какой силой ребенок реагирует на эмоции, которые испытывает (от приятных до неприятных), и как и с какой силой выражает их.
- Порог чувствительности (порог реагирования) это показатель, который свидетельствует нам о том, насколько сильным должен быть стимул, чтобы ребенок на него отреагировал. Например, вызовет ли легкое изменение температуры внутренне напряжение и раздражение у ребенка или он вообще его не заметит? Впечатлит ли его шум или он останется к нему безразличен? Дети с трудным темпераментом сильнее реагируют на минимальные раздражители, часто их реакция заключается в выраженной злости и фрустрации.
- Настроение это свойство, заключающееся в оптимистическом или пессимистическом отношении к жизни.
- Приятие это та первая реакция ребенка, с которой он воспринимает новые для себя внешние раздражители.
Т. е. ребенок с легким темпераментом характеризуется высокой ритмичностью поведения, высоким приятием, низкой интенсивностью реакций, высокой адаптивностью. Для ребенка с трудным темпераментом значения минимум четыре из девяти описанных параметров выходят за рамки среднего.
Можно ли изменить темперамент ребенка?
Скорее нет, хотя, как уже говорилось ранее, опыт ребенка и окружение, в котором он растет, имеют определенное значение. Однако вместо того чтобы пытаться изменить ребенка и подогнать его под наши представления об идеальной модели поведения, лучше выбрать тот способ воспитания, который будет учитывать его индивидуальные особенности. Тогда мы будем успешными, как родители, и наш ребенок будет чувствовать, что его всецело принимают и любят. А помогут нам в этом три основных правила:
- Не нужно пытаться изменить темперамент ребенка (это маловероятно), лучше выразить ребенку свое отношение мы уважаем его таким, какой он есть.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими никто не лучше и не хуже.
- Не нужно сосредоточиваться на негативе, воспитывайте в ребенка хорошее и укрепляйте сильные стороны. Даже особенности более трудного темперамента могут быть положительными и нужными вашому ребенку.