Метод Марии Монтессори для дошкольников (часть 2)

Метод Марии Монтессори для дошкольников (часть 2)

Подготовительная среда и дидактические материалы Монтессори, развивающие малышей


В дошкольном возрасте, а именно между третьим и шестым годами жизни, ребенок начинает все более и более осознанно и избирательно накапливать опыт. С тем большим вниманием и заботой необходимо подготовить для него соответствующие условия и среду. Детский сад Монтессори в этом контексте обеспечивает ту среду, которая полностью учитывает потребности детей всех возрастных категорий.

Принципы «монтессорианского» детского сада

Наиболее характерный для педагогики Монтессори принцип – это принцип свободного выбора, или «свободной работы». В соответствии с этим принципом дети могут работать свободно, без принуждения, без давления взрослого (педагога) или группы, работая над тем учебным материалом, который интересует их в данный момент. В соответствующе подготовленной среде ребенок может самостоятельно выбрать материал для работы, определить свое рабочее место и то, хочет ли он принимать участие в групповых занятиях или нет. Решение о режиме работы также остается на усмотрение малыша. Ребенок будет работать так долго, как долго это будет его увлекать и приносить ему удовольствие. После индивидуальных занятий с педагогом малыш может и должен начать работать самостоятельно, без помощи (если, конечно, она действительно ему не нужна).

Следующий принцип касается порядка. Каждый предмет в комнате имеет свое место, на которое должен вернуться после окончания работы. В зале каждый ребенок также имеет свое рабочее место в данный период времени. Важны и эстетика помещения, дидактические материалы, заинтересовывающие своим цветом и формой. Вопреки расхожему мнению, дети любят порядок. Он дает им чувство безопасности. Порядок в рабочей среде – это порядок в сердце.

Очень важным является принцип ограничения. А разве он сочетается с принципом свободной работы? На самом деле, впечатление о том, что «монтессорианская» педагогика предполагает детскую вседозволенность, будто дети могут делать все, так как им все позволено, – это лишь видимость. Многие из ее принципов и правил ограничивают свободу ребенка и в то же время не отнимают этой свободы. Малыш может делать то, что его интересует, и то, что не мешает другим детям. Например, каждое учебное пособие часто в одном экземпляре, т. е. ребенок вынужден ждать своей очереди или попросить, или же присоединиться. «Мы не делаем того, что хотим, но мы хотим делать то, что делаем», – сказал когда-то один дошкольник о свободной работе.

Принцип изоляции трудностей относится к развивающему материалу Монтессори. Конкретное учебное пособие служит конкретным целям. Ребенок, который хочет узнать определенное понятие, может воспользоваться соответствующим учебным материалом. Например, если познает и совершенствует понятия, связанные с величинами и размерами (маленький – большой, больше – меньше и т. д.), работает с «розовой башней» (башня, состоящая из розовых кубиков пропорционально возрастающего размера). Ее цвет, толщина или длина кубиков при этом не имеют значения, потому что для познания этих понятий служат другие инструменты, соответственно цветные таблички, красные штанги, коричневые лестницы.

В соответствии с принципом трансфера весь учебный материал Монтессори является логически взаимосвязанным и представляет собой единое целое. Любое учебное пособие – это своего рода «звено», которое содержит в себе признаки ранее введенного дидактического материала плюс еще один признак. Ребенок может перенести то, чему он уже научился, на последующие этапы образования, во время которых будет работать с более сложным материалом или просто использовать полученные навыки в повседневной жизни.

Основная идея метода состоит в том, чтобы ребенок развивался в собственном темпе, в соответствии с собственными потребностями, в соответствии с планом, разработанным с учетом его личных интересов и возможностей. Нормой приобретения новых умений является погружение в конкретное действие, за которым неминуемо последует повторение. Причем ребенок может выполнять данную операцию столько раз, сколько захочет.

Материал Монтессори сконструирован таким образом, чтобы ребенок мог наблюдать свои ошибки, возникающие во время работы. Такой принцип самоконтроля подразумевает, что у малыша будет возможность самостоятельно сделать вывод, выполнено ли задание хорошо или плохо, а если он сделал ошибку, то сможет самостоятельно ее исправить.

Все приведенные выше принципы применимы и в условиях подготовленной среды.

Подготовленная среда — это…

…дошкольное заведение, правильно оформленные залы, развивающие материалы и соответственно обученные педагоги. В методе Монтессори они суммируются для обеспечения соответствующих условий полноценного развития ребенка.

Исходя из достаточно очевидного предположения, что именно дети являются главными хозяевами, «пользователями» детского сада, подготовленные «монтессорианские» залы обставлены мебелью, адаптированной к росту детей и их возрастным пропорциям, мебель легкая и функциональная – ее можно использовать различными способами, в соответствии с потребностями конкретного ребенка (передвигать по залу, например). Казалось бы, это абсолютно очевидные вещи. В настоящее время – да. Но в прошлом такое большое значение им не придавали.

Все стеллажи, полки, тумбы открыты, здесь нет места закрывающимся ящикам или шкафам. Учебный материал Монтессори и другие предметы, полезные в процессе обучения, всегда в поле зрения ребенка и досягаемости, доступны в любое время. В зале должно быть много зелени, приветствуется любое «живое» разведение, а также коллекции неживой природы: ракушки, камешки, «сокровища» разных времен года и т. д. Очень важно при этом правильно размещать учебный материал Монтессори.

Учебный материал Монтессори называется развивающим, потому что дает ребенку возможность всесторонне развиваться и, по мнению многих специалистов, является «ключом к познанию мира». Учебный материал сконструирован так, чтобы вести ребенка от частного к общему, от конкретики к более сложным вопросам и абстракции. В начале Мария Монтессори разделила его на три группы: для воспитания чувств, для обучения чтению и для изучения математики. В дальнейшем комплект учебных средств постепенно расширялся и сейчас он соответствует всем чувствительным фазам этого периода детства.

В современных «монтессорианских» детских садах мы можем встретить следующие группы дидактических материалов и учебных пособий («материалов Монтессори» или «Монтессори-материалов»):

  • ежедневные упражнения (практическая жизнь) – эти материалы связаны с самообслуживанием, социальным поведением, личной культурой, упражнения с ними исходят из потребности и желания ребенка самостоятельно осуществлять повседневную деятельность, пособия в этой группе обращаются непосредственно к этим потребностям, в «уголке практической жизни» мы наверняка встретим различные шнуровки, рамки с застежками, деревянную пуговицу с иглой, крепеж, посуду, веник и совок, салфетки, полотенца для складывания, принадлежности для чистки обуви, для мытья рук, для пересыпания и переливания и т. д.,
  • воспитание чувств (сенсорное развитие) – метод Монтессори выделяет отдельные чувства и предоставляет ресурсы для их формирования, эти материалы показывают особенности каждого предмета, например, размер, длину, толщину, для каждого органа чувств предлагается отдельный материал возрастающей сложности, учебные пособия для формирования отдельных органов чувств можно логически соединять одно с другим. Материал для сенсорного развития – это «розовая башня», состоящая из 10-ти деревянных кубиков с длиной ребер от 1 до 10 см (маленький – большой), коричневая лестница, состоящая из 10-ти деревянных призм коричневого цвета равной длины (20 см), но разной толщины – боковые стороны ее выполнены в виде квадратов с длиной ребер от 1 до 10 см (толстый – тонкий, широкий – узкий), сенсорная доска, на которую прикреплены кусочки разной фактуры (шершавый – гладкий), цветные катушки, блоки цилиндров, ароматические контейнеры, пары шумовых цилиндров (поиск одинаковых звуков) и многое другое,
  • языковое образование (развитие речи) – это группа пособий, которая погружает ребенка в мир чтения, письма и, конечно, развития речи, эти ресурсы укрепляют мышцы рук, развивают мелкую моторику, готовят к правильному держанию карандаша или ручки. Это шершавые буквы, вырезанные из бархатной или специальной наждачной бумаги (ребенок узнает буквы на ощупь), прописи (на фанерной доске делаются углубления в виде различных линий), рамки-вкладыши (внутри рамки вырезан контур определенной геометрической фигуры, которую малыш должен найти и вставить или обвести карандашом и получить различные рисунки на бумаге), и другие,
  • математическое образование (математическое развитие) – математика наиболее способствует умственному развитию ребенка, совершенствует его мышление и помогает в повседневной работе. Здесь найдутся красно-синие штанги (набор из 10-ти деревянных брусков разной длины, поделенных на десятисантиметровые чередующиеся отрезки синего и красного цвета для изучения счета от 1 до 10, самая длинная 100 см, самая короткая 10 см), геометрические тела, шершавые цифры, цветные бусы (треугольник из рядов бусин – от 1 до 9) и другие,
  • «космическое» воспитание (естественно-научное развитие) – эта группа материалов ставит цель развить интерес к окружающему миру, пониманию явлений, происходящих в природе и общественной жизни, помогает объединить информацию из различных областей: геологии, географии, биологии, химии. Здесь мы найдем глобусы, карты, очертания континентов, пазлы с изображением различных животных, растений и многое другое,
  • религиозное воспитание – в основе педагогики Монтессори лежат христианские принципы, и считается, что духовное развитие так же важно, как и интеллектуальное, причем они прекрасно дополняют друг друга, «учебные пособия» в этой группе зависят от взрослых (педагогов), которые могут создать уголок, в котором будут размещаться различные религиозные символы.

Кто здесь учитель?

Во-первых, учителем в Методе Монтессори является ребенок – сам для себя. Во-вторых, учебные материалы Монтессори. Взрослый (педагог) как человек находится на третьем месте и представляет собой еще один элемент подготовленной среды. Он необходим, но чаще всего остается в тени ребенка, следуя за ним и никогда его не опережая. Он является помощником ребенка в его развитии при тех формах работы, которые ребенок выполняет. Его главная задача – это тщательное наблюдение, изучение ребенка и вмешательство в его работу только тогда, когда это необходимо, а также подготовка среды – максимально увлекающей и побуждающей к активности.

Чаще всего «монтессорианского» учителя мы можем увидеть работающим с каким-то одним ребенком, либо ведущим уроки тишины, или терпеливо присматривающимся к работе детей, всегда готовым прийти на помощь тому, кому она по-настоящему необходима. Следовательно, наилучшими талантами учителя (а также родителей) являются умение наблюдать и знание того, когда и как следует вмешаться. Такой учитель, казалось бы ничем не примечательный, будто стоящий в стороне – просто кладезь знаний о каждом своем маленьком подопечном.

Тишина…

Центральное место в своей концепции Мария Монтессори отвела урокам и «упражнениям тишины». Внутреннее молчание как противоположность шуму внешнего мира способствует формированию здоровой, спокойной личности. «Упражнения тишины» должны быть постоянным пунктом дошкольного дня и не могут расцениваться в качестве наказания за слишком громкое поведение детей. Они могут быть своеобразным лекарством. Педагог (родитель) должен заинтересовать детей таким образом, чтобы они захотели вслушаться в тишину. «Уроки тишины» могут проходить вокруг существующего на полу эллипса. Дети могут ходить по нему в ритм тихой музыки, с какими-то предметами и определенным способом. Вначале лучше по одному, а позже всей группой. Упражнения, как правило, сконцентрированы вокруг одного органа чувств, чтобы дети всю свою энергию направляли на один конкретный опыт. Часто это позволяет ребенку открыть для себя что-то, чего раньше он не осознавал.

Зал в «монтессорианском» детском саду завораживает и манит. Уже с порога видно, что это чудесное место для жизни, обучения и развития, полностью учитывающее потребности ребенка. В то же время, это место отвечает всем требованиям культуры и цивилизации. В нем царит атмосфера, основанная на глубоком уважении к личности и индивидуальности ребенка, отказе от навязчивого влияния взрослых и обеспечивающая малышу максимум спонтанности. При соблюдении этого принципа становится возможным получение такого (или даже более высокого) уровня достижений, как и при традиционных системах обучения. Так происходит потому, что ребенок работает, исходя из своего собственного, свободного выбора, без давления и конкуренции. Следовательно, ему не угрожают перегрузки, чувство неполноценности и другие переживания, которые могут стать причиной различных нарушений в дальнейшей жизни.

Метод Марии Монтессори для дошкольников (часть 1)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: