В разумных количествах компьютерные игры могут быть полезны для обучения и развития ребенка |
Многие родители считают, что компьютерные игры бесполезны для детей или даже причиняют им вред. Тем не менее, сегодня компьютерные игры популярны среди детей больше, чем когда-либо ранее. Согласно статистике, в 90 % семей дети играют в компьютерные игры. Учитывая такую их популярность, родители не могут просто запретить ребенку играть в них. Поэтому следует определить пользу и вред компьютерных игр для ребенка, а также сколько времени он может уделять этому занятию без вреда для себя.
Психологи провели исследование с участием более 3 000 детей в возрасте 8–11 лет, чтобы установить влияние на них компьютерных игр.
Исследование состояло из двух этапов:
- родители отвечали на вопросы о том, как часто и как долго их дети играют в компьютерные игры (на этом этапе детям было 8–9 лет),
- через два года после окончания первого этапа учителя отвечали на вопросы об эмоциональном развитии детей и их успеваемости в школе (на этом этапе детям было 10–11 лет).
Сколько времени дети проводят, играя в компьютерные игры?
Количество времени, которое испытуемые дети проводили за компьютерными играми, сильно различалось.
Большинство детей (52 %) в начале исследования играли в компьютерные игры не более 4-х часов в неделю. Однако уже к концу первого года исследования 24 % всех детей играли более 7-ми часов в неделю.
Какое время для игр является оптимальным?
Исследователи пришли к таким выводам: умеренное использование компьютерных игр (2–4 часа в неделю) положительно сказывается на успеваемости детей, если дома у ребенка есть все условия для обучения, а родители устанавливают для него четкие правила, касающиеся учебы и свободного времени.
Вместе с тем, если ребенок проводит за играми более 7-ми часов в неделю, это негативно влияет на его социальное и эмоциональное развитие.
Когда родители утверждали, что их дети проводят за компьютерными играми 2–4 часа в неделю, учителя отмечали у этих детей способности к изучению математики и высокий уровень грамотности.
В то же время учителя наблюдали у детей, играющих в компьютерные игры более 1 часа в день, низкую концентрацию внимания, пониженные способности сосредотачиваться на поставленных задачах и трудности в эмоциональном развитии.
Таким образом, если ребенок уделяет компьютерным играм умеренное количество времени, это не мешает его успеваемости и эмоциональному развитию.
В какие игры лучше играть ребенку?
Вероятно, связь между компьютерными играми и развитием ребенка заключается не только в том, сколько времени он будет играть. Многое зависит от качества игр, в которые он играет, и от атмосферы в семье.
Стратегические игры и игры-конструкторы развивают у ребенка навыки сотрудничества с другими людьми, творческие способности и навыки решения задач. Наиболее популярным примером таких игр является «Майнкрафт».
В компьютерных играх с участием нескольких игроков важно социальное взаимодействие. Поэтому родителям необходимо обращать внимание ребенка на этот момент и говорить с ним о том, как взаимодействие с людьми может происходить в повседневной жизни.
Согласно утверждениям исследователей, когда ребенок играет в компьютерные игры вместе с другими детьми или родителями, он вынужден согласовывать с ними свои действия. Таким образом, ребенок развивает речевые и социальные навыки.
В рассмотренном исследовании ученые брали во внимание только продолжительность времени, которое дети уделяли компьютерным играм. При этом нет данных, в какие игры они играли и на каких устройствах (на компьютерах, планшетах, игровых приставках или других устройствах). Такая дополнительная информация могла бы приблизить нас к ответу на вопрос, какие компьютерные игры являются для ребенка наиболее полезными и как они могут влиять на успеваемость ребенка и его благополучие.