Семь способов перейти от негативных реакций на поведение ребенка к правильному взаимодействию |
Многие родители задаются вопросом: «Не поздно ли изменить свой стиль воспитания ребенка, и насколько это будет эффективно?» Рассмотрим, что можно сделать и как достичь при этом заметных результатов.
Некоторые родители опасаются, что их ребенок уже не изменится, несмотря на все усилия. Они осознают, что реагируют на его плохое поведение неправильно: кричат или наказывают физически. И даже если родители пытаются использовать новые методы, они разочаровываются и со временем возвращаются к старым способам влияния. Особенно часто это случается тогда, когда проблемы с поведением детей длятся годами, и попытки повлиять на ситуацию не приносят результатов.
Многие родители расстраиваются из-за плохого поведения ребенка и спешат сразу же наказать его. К сожалению, это никак не помогает ему изменить свое поведение. Другими словами, это попросту неэффективно. Существует большая разница между понятиями «реакция» и «взаимодействие». Реакция – это рефлекс: сталкиваясь с плохим поведением ребенка, вы действуете привычным для себя образом. Когда вы взаимодействуете, вы более объективны. Вы так же контролируете малыша, но при этом уделяете больше времени тому, чтобы объяснить ему наказание за его проступки и указать, в чем он неправ. В таком случае вы не принимаете плохое поведение ребенка на свой счет.
Никогда не поздно перейти от реакций к взаимодействию с ребенком. Иногда это бывает непросто, но существуют способы изменить свой стиль воспитания и добиться положительных изменений в поведении ребенка.
Семь способов сделать воспитание более эффективным
Способ № 1. Решите, с чего начать. Многие родители часто не знают, с чего начать изменения в воспитании. Начните с того, что подвергает вашего ребенка риску – с физических или эмоциональных факторов, опасных для него или окружающих. Это могут быть случаи, когда ребенок наносит физический ущерб окружающим, бьет вещи или подвергает себя опасности.
Если вы хотите сразу изменить поведение ребенка, вы будете разочарованы: это попросту невозможно. Более того, это отдалит вас от сына или дочери. Родители должны в первую очередь обратить внимание на то, что нарушает ценности и моральные принципы, которые они прививают ребенку. Возможно, вам удастся изменить поведение ребенка, но сначала займитесь наиболее опасным факторами, а затем уже двигайтесь дальше.
Способ № 2. Точно определите, что вы хотите изменить. Родителям лучше всего работать над отдельными моделями поведения ребенка. Например, если ребенок ругается, уходит в свою комнату и хлопает дверью, начните с того, что вы хотите изменить больше всего. Сначала успокойте ребенка: «Не ругайся. Это не поможет решить проблему, и это меня оскорбляет. Давай постараемся обойтись без ругани в следующий раз, когда ты будешь расстроен?» Ребенок, возможно, не сможет сразу же придумать подходящий выход из ситуации, но, вероятно, предложит что-то. Затем скажите: «Хорошо, в следующий раз, когда ты будешь расстроен, просто иди в комнату, но не ругайся».
Работайте над тем, что вы хотите изменить больше всего. Затем переходите к следующему этапу. Не старайтесь исправить все сразу.
Способ № 3. Объясняйте ребенку, что вы хотите изменить. Если вы хотите изменить что-то в поведении ребенка, объясните ему, каких изменений вы хотите. Когда все спокойны, скажите: «Я хочу тебе кое-что сказать. Я не буду требовать, чтобы ты оставался в своей комнате целый день каждый раз, когда ты ругаешься. Но я хочу, чтобы ты пошел в свою комнату и извинился в письменной форме. Когда ты напишешь письмо, то прочитаешь его мне, и мы поговорим. Чтобы тебя ничего не отвлекало, я заберу на время компьютер и мобильный телефон из твоей комнаты». Четко объясните свои действия. Ребенок может при этом разозлиться или расстроиться, но не устраивайте спор. Скажите: «Я понимаю, это тебя расстраивает, но я делаю это для того, чтобы у нас в семье было все хорошо».
Не читайте ребенку нотаций – это только затруднит общение. Ограничьтесь краткими и четкими пояснениями.
Способ № 4. Расскажите ребенку, чего вы хотите от него добиться. Важно объяснить, какую цель вы преследуете. Вы можете сказать: «Я хочу, чтобы ты не ругался и тем самым не обижал других людей» или «Я хочу, чтобы ты не крал деньги из кошелька» или «Я хочу, чтобы ты не дрался и не бросался песком в детей, когда играешь во дворе». Начните разговор с таких слов: «Я заметила, что, когда тебя кто-то дразнит, ты расстраиваешься и плохо себя ведешь. Мне это не нравится, и поэтому я тебя наказываю. Но это продолжается снова и снова. Давай подумаем, как можно по-другому себя вести, когда тебя дразнят». После этого придумайте план действий в подобных ситуациях.
Поймите, что ребенок не всегда слышит то, что вы хотите ему сказать. И даже если он неохотно разговаривает с вами, когда он расстроен, обеспокоен или рассержен, – сохраняйте спокойствие. Скажите ему: «Давай попробуем, что из этого получится». Ему не обязательно соглашаться с вами, но это хороший способ приблизиться к решению проблемы. Со временем ребенок изменит свое отношение к вашим указаниям, а ваши взаимоотношения наладятся.
Способ № 5. Ограничивайте возможности ребенка. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может вести себя неправильно, вы можете ограничить его возможности. Допустим, ваш взрослый сын водит автомобиль и постоянно превышает скорость. Все ваши разговоры о том, что необходимо водить машину осторожнее, ни к чему не приводят. В таком случае вы можете просто не давать сыну машину и тем самым исключить возможность опасности. Тот же принцип работает и с младшими детьми. Если малыш крадет деньги из вашего кошелька, оставляйте кошелек в своей комнате, запирая её на замок. Ограничение возможностей – простейший способ добиться от ребенка необходимого поведения. Если ваша дочь впадает в истерики в магазине, в следующий раз не берите её с собой. Сын плохо себя ведет в кафе – оставляйте его дома. Делайте так до тех пор, пока ребенок не докажет, что может вести себя хорошо. Обычно, если у детей нет возможности делать что-либо, у них пропадает к этому интерес.
Способ № 6. Не взывайте к сочувствию ребенка. Когда вы говорите: «Знаешь ли ты, как неуважительно это прозвучало?» или «Как ты думаешь, как себя чувствовал Коля, когда ты забрал у него деньги?», вы пытаетесь вызвать у него сочувствие. Но дети, особенно подростки, обычно не склонны к сочувствию. Механизм, отвечающий за сочувствие, у них еще недостаточно развит. Поэтому стремление вызвать у ребенка сочувствие не приносит результата. Вместо этого акцентируйте внимание на его собственных интересах. Если вы хотите изменить поведение ребенка, покажите, какую пользу это ему принесет. Когда он лжет вам или пытается манипулировать, бесполезно говорить ему: «Твоя ложь причиняет мне боль». Лучше скажите: «Ты сам вредишь себе своей ложью. Ты будешь наказан каждый раз, когда лжешь, пока не прекратишь это делать. Поэтому перестань причинять вред сам себе».
Способ № 7. Установите границы и наказание. Родителям важно научиться устанавливать границы для своих детей. Мы не можем заставить их измениться. Но мы можем мотивировать своих детей и использовать наказания таким образом, чтобы они сами захотели измениться. Помните, что наказания – это средство для достижения цели. И если вы найдете эффективный способ наказания, используйте его. «Эффективный» означает, что ребенок слушается вас, хотя бы некоторое время. Не нужно быть слишком строгим, когда достаточно маленького наказания.
Рано или поздно ребенок изменится. Возможно, к этому его подтолкнете не вы, а семья или работа. Но пока это в ваших силах – сделайте всё возможное.
Итак, если вы считаете, что ребенок не хочет меняться – просто измените свой стиль воспитания. И помните, что сделать это никогда не поздно.