Дети могут препятствовать буллингу, демонстрируя уверенность и обращаясь за помощью ко взрослым |
Дети вполне естественно испытывают страх и огорчение, когда их притесняют другие дети. Но они могут препятствовать буллингу, демонстрируя уверенность и не принимая происходящее с ними близко к сердцу.
Дети не должны оскорблять или драться с теми, кто над ними издевается, поскольку это может привести к большей агрессии и, возможно, к серьезным травмам. Научите ребенка обращаться за помощью ко взрослым или другим сверстникам, если он чувствует опасность.
Если ребенок подвергается давлению или запугиванию в Интернете или посредством текстовых сообщений по телефону, он не должен отвечать на полученные угрозы. Лучше всего, если он покажет полученное сообщение взрослым и заблокирует номер недоброжелательного отправителя. Постарайтесь обеспечить безопасность ребенка в Интернете и посоветуйте принимать сообщения только от тех людей, которых он хорошо знает.
Если притеснение имеет место в реальном мире, дайте ребенку следующие советы:
- Если это безопасно, поговори с ребенком, который пытается тебя обидеть. Посмотри ему в глаза и решительно, но спокойно скажи ему: «Оставь меня в покое» или «Я тебя не боюсь».
- Уходи от ребенка или группы детей, которые пытаются тебя обидеть. Дети, которых пытаются обидеть, не должны убегать (даже если им очень хочется). Это может усилить ощущение власти у обидчиков.
- Расскажи взрослым о случившемся. Ребенок должен заранее знать, к кому из учителей или школьного персонала он может обратиться и рассказать об инциденте.
Дети, которые видят, как обижают другого ребенка, также должны немедленно обращаться за помощью ко взрослым.
Дети могут беспокоиться о том, что другим детям не понравится то, что они ищут помощи у взрослых, рассказывая о своих неприятностях. Но обращение за помощью ко взрослым – это единственный способ решения проблемы. В некоторых случаях ребенок может попросить взрослых о том, чтобы они не раскрывали его имя сверстникам.
Если ребенка обижают
Притеснение и издевательства имеют место тогда, когда дети замкнуты и не обращаются за помощью к другим людям. Преследование может иметь не только грубый, но и тонкий эмоциональный характер и очень болезненно восприниматься ребенком. Такой тип издевательства называется эмоциональным или социальным издевательством и приводит к выраженной социальной изоляции пострадавшего. Данным видом буллинга трудно управлять, ведь он вызывает не физическую, а эмоциональную боль, происхождение которой очень непросто объяснить взрослому человеку.
Девочки, которые травят другую девочку, как правило, используют именно этот вид издевательства. В отношении мальчиков буллинг, как правило, имеет как физический, так и эмоциональный характер одновременно. И мальчики, и девочки могут быть объектом эмоционального издевательства.
И хотя в этом случае не существует простых решений, следующие стратегии могут быть полезными.
- Признайте существование проблемы. Попытка игнорировать оскорбительное поведение не заставит обидчика изменить свое отношение к ребенку. Помогите ребенку признать, что проблема существует и что вы поможете ему пройти через трудности. Также помогите ребенку понять, что он в этом не виноват.
- Используйте ролевые игры для того, чтобы смоделировать правильное поведение ребенка. Практикуйте вместе с ним конструктивные реакции на обидные замечания или действия до тех пор, пока они не будут доведены до автоматизма и не станут естественными для ребенка. Помогите ему придумать различные сценарии того, как он мог бы поступить в случае опасности. Придумывайте и моделируйте абсурдные или возмутительные ситуации в игровой форме, чтобы не напугать, а наоборот, вселить уверенность в вашего ребенка. Кроме того, практикуйте использования юмора как способа быть ассертивным. В некоторых случаях ваш ребенок мог бы сказать что-то вроде: «Пожалуйста, прекрати, ты слишком много смотришь телевизор!» или просто: «Не надо!» и удалиться от потенциального обидчика. Такого рода творческое мышление может помочь вашему ребенку снять напряжение и приобрести некоторый контроль над подобными ситуациями.
- Поощряйте ребенка развивать интересы в другой микросоциальной среде. Убедите его встречаться с друзьями, которые понимают и ценят его. Помогите ребенку найти себя там, где он чувствует, что его принимают и ждут. Помогите ребенку разобраться, что собой представляет настоящая дружба, и объясните ему, как следует выбирать друзей.
- Поговорите с руководством школы. Если издевательство происходит в определенных социальных ситуациях или на определенных школьных мероприятиях (например, в раздевалке перед уроком физкультуры), иногда проще освободить ребенка от него. Это не всегда наилучшим образом отвечает интересам детей, поэтому из-за страха разочароваться они боятся принять такое решение. Обязательно спросите у ребенка, действительно ли он хочет продолжать участвовать в подобных ситуациях или мероприятиях. Кроме упомянутых шагов вы можете попросить учителей делать так, чтобы ваш ребенок как можно меньше сталкивался и проводил время с потенциальными обидчиками.
- Объясните ребенку, чтобы он избегал групп детей, которые обижают других. Иногда ребенок, который избегал подобных групп, вдруг может получить «приглашение» войти в состав одной из них. Расскажите ему о непостоянстве таких «дружеских отношений». Подробно расскажите о качествах, которыми должны обладать настоящие и верные друзья.
- Пусть ваш ребенок знает, что вы всегда на его стороне. Вы не можете сформировать идеальный ответ на эту проблему. Но вы можете помочь ребенку тем, что будете всегда готовы выслушать его и стараться понять его чувства и вместе придумывать способы справиться с буллингом.