Грамотность и навыки критического мышления

Грамотность и навыки критического мышления

Советы о том, как развить критическое мышление ребенка для лучшего овладения навыками чтения и письма


Читая книги с ребенком дошкольного возраста, очень важно добиваться от него полного понимания текста. Чем лучше ваш малыш понимает истории и рассказы уже на данном этапе своего возрастного развития, тем легче ему будет научиться читать и писать в будущем.

Чтобы по-настоящему понять произведение, ребенок должен выходить за рамки того, что написано на страницах или отображено на иллюстрациях, другими словами, ребенок должен использовать навыки критического мышления.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление подразумевает использование ребенком своих знаний и опыта, а также навыков решения задач и проблем в следующих целях:

  • чтобы сравнивать и противопоставлять,
  • объяснять суть и причины происходящего,
  • оценивать идеи и формировать мнение,
  • понимать перспективы других идей и мнений,
  • предполагать, что произойдет в будущем,
  • придумывать творческие решения.

Во время чтения книги ребенку необходимо развивать все эти навыки, так как они помогут ему понять суть рассказа и подготовиться к освоению грамотности, т. е. подготовиться к успешному овладению навыками чтения и письма.

Понимание рассказа приходит в процессе обсуждения

Если ваш ребенок просто слушает рассказ и при этом очень мало высказывается, он вряд ли сможет развить и использовать навыки критического мышления, необходимые для понимания смысла данного рассказа. Данный тип мышления развивается во время диалогов, дискуссий, т. е. тогда, когда в процессе обсуждения ребенок опирается на собственный опыт и навыки решения проблем.

Помните о том, что каждую книгу, которую вы читаете вместе с ребенком, необходимо детально обсуждать. Делайте паузы во время чтения, чтобы поговорить о том, что интересует вашего ребенка, а также спустя несколько минут после окончания обсуждайте с ним произведение в целом.

Как побудить ребенка мыслить критически

Во время обсуждения рассказа держите в уме четыре пункта, которые призваны помочь ребенку натренировать навыки критического мышления и углубить понимание данного произведения.

1. Опыт свяжите рассказ со знаниями и опытом вашего ребенка

Когда вы связываете прочитанное с тем, что ваш ребенок уже знает или испытал на себе, то помогаете ему лучше понять точку зрения и взгляды персонажа, а также то, почему он думает и действует определенным образом.

  • Совет: выбирайте книгу о том, что ребенку знакомо, например, книгу о походе к стоматологу или о знакомстве с новым другом. Во время чтения начните разговор со следующих фраз: Ты помнишь свой первый день в новой группе (детского сада)? Как ты себя чувствовал, когда еще никого не знал?.

2. Объяснение почему что-то происходит так, а не иначе

Ребенку важно понимать не только то, что происходит в рассказе, но и то, почему это происходит. Так он развивает понимание причинно-следственных связей и мотивацию каждого из персонажей книги.

  • Совет: разыграйте историю. После того как вы прочитаете историю несколько раз, подготовьте реквизит и разыграйте ее со своим ребенком. Например, возьмите несколько мисок, ложек, стул и одеяло и сделайте маленькую постановку сказки Три медведя. Распределите роли и привлеките других детей к участию в вашем мини-спектакле. Благодаря этому ребенок сможет поразмышлять о том, как одно событие приводит к другому и почему персонажи действуют и реагируют так, а не иначе.

3. Решение проблем как решить проблему, затронутую в книге

Чтобы понять историю, ваш ребенок должен понять проблему, которую в ней требуется решить. Умение самостоятельно определять проблему и придумывать возможные варианты решения развивает у ребенка полезные навыки, которые пригодятся ему позже, при самостоятельном анализе текстов.

  • Совет: высказывайте мысли вслух. Высказывание собственных мыслей можно начинать с таких слов: Я думаю, что&hellip, или Мне интересно понять, почему&hellip,. Такие комментарии покажут ребенку, что вы размышляете о книге, и вдохновят его мыслить такими же категориями.
  • Для того чтобы помочь ребенку задуматься о том, как решить проблему, сделайте следующий комментарий: Я хочу понять, что может сделать поросенок, чтобы отпугнуть волка. Такого рода высказывание не требует от ребенка ответа, хотя, скорее всего, его ответ последует незамедлительно.

4. Предположение что произойдет в будущем

Хороший читатель использует свои знания и опыт, чтобы предсказывать дальнейшее развитие сюжета. Дети, которых поощряют предполагать о том, что произойдет дальше, обретают привычку во всем искать смысл, что, собственно, и является целью чтения.

  • Совет: в процессе чтения книги задавайте ребенку вопросы о том, как, по его мнению, будет развиваться сюжет. Например, спросите ребенка: Как ты думаешь, что сделает Винни, чтобы добраться до пчелиного гнезда?. Или по окончании чтения попросите ребенка предположить, что может произойти в будущем: Как ты думаешь, будут ли теперь эти два поросенка строить новые домики?.

Помогая ребенку критически мыслить, вы закладываете основу для развития рассудительности, навыков решения проблем, творческого мышления, сочувствия и эффективного общения с окружающими тех умений, которые понадобятся ему не только при обучении чтению и письму, но и для достижения успехов на протяжении всей жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: