Главные особенности позитивной дисциплины

Главные особенности позитивной дисциплины

Альтернативные варианты физическому наказанию ребенка и формам жесткой дисциплины


Позитивная дисциплина по большей части связана не с тем, что вы делаете, а с тем, как вы это делаете.

  • Эта кукла ушла в игрушечный отпуск, объясняет четырехлетняя девочка. Ее слова косвенно говорят нам о том, что ее мама не разрешает девочке играть с этой куклой, но свой запрет она облекла в мягкую и необидную форму.
  • А когда маленькая доченька мешает играть своему брату, мама берет ее на руки и усаживает рядом с собой. Она, конечно же, могла бы ее заставить и облечь свое решение в форму наказания: Ты плохо вела себя с братом, поэтому должна сидеть рядом со мной. Но она придает этой фразе позитивный оттенок и говорит: Я вижу, как тебе тяжело, поэтому хочу поддержать тебя и избавить от неудобной ситуации.

Почему нельзя наказывать детей?

Но разве наказание и жесткая дисциплина не хороший способ преподать детям урок подобающего поведения? Нет, считают специалисты. Наказывая ребенка, вы намеренно заставляете его чувствовать себя плохо в надежде, что это приведет к положительному результату. Но все, что наказание может принести вам, это временное соблюдение установленных правил, за которое вы платите слишком высокую цену.

Наказание преподает детям урок силы: те, у кого ее больше, могут заставить тех, у кого ее меньше, выполнять все свои требования. Это делает детей более эгоистичными, мало беспокоящимися о последствиях своих действий, в том числе по отношению к другим людям. Поэтому неудивительно, что нам приходится дисциплинировать ребенка снова и снова, но проблема не в ребенке, она заключается в самой идее наказания.

Родители, по мнению некоторых специалистов, не должны использовать ни наказание, ни вознаграждение. Применение наказаний и поощрений пример того, как родители заставляют своих детей подчиняться. Но единственный способ помочь детям вырасти хорошими людьми работать с ними: объяснять, направлять, слушать, вместе решать проблемы, давать им более широкие возможности выбора.

Шлепанье и битье ребенка

Многие родители считают шлепанье и тайм-ауты (в т. ч. поставить ребенка в угол) единственными доступными способами дисциплины. И хотя битье ребенка уже не считается приемлемым способом воспитания, его все еще практикуют в семьях. Исследования обнаружили, что около 90% родителей шлепают своих маленьких детей в качестве метода дисциплины, но исследователи считают, что шлепанье и битье являются нежелательной стратегией.

Битье ребенка, как правило, немедленно останавливает проявления его поведения по причине шока, страха или боли. Но большинство детей вскоре начинают повторять то же самое поведение иногда даже в тот же день, в который их били или шлепали за него. Что еще более важно битье никак не помогает научить ребенка внутренней дисциплине. Ребенок сосредотачивает внимание на битье, а не на пересмотре поведения, которое к нему привело.

Шлепанье учит детей, которые расстроены и не знают, как справиться с проблемой, что решение заключается в том, чтобы кого-нибудь ударить. Для детей дошкольного возраста, которых родители пытаются отучить драться, этот посыл может внести сумятицу и замешательство.

Специалисты пришли к мнению, что наиболее важная причина, почему нельзя использовать шлепанье и битье в качестве метода дисциплины, заключается в том, что это мешает развитию здоровых взаимоотношений между родителями и детьми. Дети смотрят на своих родителей, как на защитников, учителей и наставников. Когда родитель ломает эту модель, ударив ребенка, их взаимоотношения существенно страдают.

Тайм-аут

Самой известной альтернативой шлепанью является тайм-аут. Но эксперты советуют не прибегать к этому методу дисциплины слишком часто. Не существует более болезненного переживания для ребенка, чем разлука с любимыми родителями в качестве наказания. По мнению экспертов, тайм-ауты неэффективны и вредны.

Дети, которых наказывают при помощи тайм-аута, пытаются защищаться разными способами. Один из них это попытка скрыть свои ранимые чувства, что, в свою очередь, мешает ребенку развивать глубокую, тонкую привязанность к родителям. Без этой привязанности исчезает естественное стремление ребенка вести себя хорошо, а это приводит к еще большему количеству тайм-аутов. Это порочный круг. Надежно защищенная привязанность единственный самый важный фактор развития здоровой личности.

Таким образом, если родители должны избегать и битья, и тайм-аутов, какие у них остаются инструменты управлять поведением своих детей? Ответ прост. Если вам необходимо решить важную проблему, делайте это так, чтобы ваш контакт, ваша связь с ребенком не ослаблялись, а укреплялись. Проблемы не решить путем отдаления. Вместо тайм-аутов проводите время вместе с ребенком, забирайте его из неприятной ситуации, становитесь ближе к нему, а не отдаляйтесь.

Видеть позитивное намерение

Специалисты предлагают родителям набор специальных и точных инструментов, например, признание позитивного намерения. Вместо того чтобы сказать: Ты поступил плохо, когда во время чтения ударил своего брата, родители должны придумать самое лучшее (и правдивое) предположение о намерениях ребенка и сказать: Ты хотел получить эту книгу, но не знал, как попросить об этом.

Когда мы дисциплинируем детей с позиции позитивного намерения, то делаем три вещи. Во-первых, мы сохраняем спокойствие и можем реагировать на ситуацию сдержанно и спокойно. Во-вторых, мы считаем ребенка хорошим и пытаемся изменять его поведение, а не его самого. В-третьих, мы обучаем наших детей жизненным навыкам, потому что они слушают, а не защищаются от наших нападений.

Опытные родители советуют: Когда ребенок устраивает конфликт, просто заберите его из ситуации и посадите рядом с собой. Скажите ему: Я вижу, что сейчас тебе трудно контролировать свое тело, я помогу тебе. Затем заинтересуйте его чем-нибудь другим. Некоторым взрослым людям трудно понять эту концепцию. Они думают, что дети пытаются манипулировать нами. Но мы часто не замечаем, пропускаем причины, лежащие в основе поведения детей. На самом деле, мы c детьми видим одну и ту же ситуацию по-разному.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: