Показатели физического и эмоционально-когнитивного развития, которых ребенок достигает к году |
В 12 месяцев ребенок достигает многих важных показателей развития. Он понимает простые указания родителей, может ходить на прогулку и узнает знакомых людей. Годовалый возраст знаменует собой переход от младенчества к детству. В этом возрасте ребенок осваивает множество новых навыков, а для родителей этот период полон сюрпризов. Рассмотрим подробнее, каких показателей развития ребенок достигает к возрасту 1 года.
Показатели развития в 1 год
Достигнутые показатели развития | Появляющиеся показатели развития |
Ребенок пытается вставать на ноги. | Ребенок встает без посторонней помощи. |
Ребенок может сделать несколько шагов. | Ребенок может пройти небольшую дистанцию без посторонней помощи. |
Ребенок произносит простые отдельные слова. | Ребенок может произносить простые фразы. |
Ребенок повторяет действия и жесты окружающих. | Ребенок запоминает жесты и самостоятельно их воспроизводит. |
Ребенок выполняет простые просьбы родителей. | Ребенок понимает сложные просьбы и указания. |
Ребенок имитирует звуки. | Ребенок запоминает звуки и их источники. |
Ребенок запоминает место расположения предметов. | Ребенок может положить предмет на место, где он должен лежать. |
Хватает руками предметы. | Ребенок может хватать и поднимать предметы. |
Показывает пальцами на предметы. | Демонстрирует большую, чем раньше, ловкость пальцев. |
У ребенка хорошо развита зрительно-двигательная координация. | У ребенка хорошо развита зрительно-двигательная и пространственная координация. |
Развитие ребенка происходит в трех основных сферах – когнитивной, физической и эмоциональной. Показатели развития ребенка проявляются в каждой из этих сфер.
Когнитивные показатели развития
Эти показатели связаны с развитием познавательных функций, навыков мышления и мозга ребенка:
- ребенок легко находит спрятанные предметы. Его больше не смущают ситуации, когда вы прячете какой-либо предмет под одеяло. Он знает, что может достать предмет, если приподнимет одеяло,
- ребенок ищет предметы в местах, где они обычно лежат. Если вы всегда кладете игрушку на одно и то же место, ребенок будет искать ее там. Это означает, что у него развивается зрительная память,
- у ребенка развивается способность ассоциировать предметы с их названиями. Если вы положите перед ребенком тарелку с фруктами и скажете название одного из них, он возьмет с тарелки правильный фрукт. Дети в этом возрасте легко запоминают названия нескольких предметов,
- ребенок правильно использует предметы. Чтобы причесать волосы, он берет расческу, а трубку телефона прикладывает к уху правильной стороной. Это происходит потому, что до этого ребенок долгое время наблюдал за тем, как используют различные предметы родители,
- ребенок повторяет действия и жесты окружающих. Покажите ему движение рукой – и он его повторит. Ребенок может повторять множество действий. Это свидетельствует о значительном развитии его мозга,
- ребенок пытается повторять звуки. Годовалый ребенок повторяет не только действия, но и звуки (например, сигнал машины или звуки, которые вы издаете, когда играете с ним). Он еще не может правильно воспроизводить все звуки, но запоминает их.
Показатели физического развития
Эти показатели связаны с ростом ребенка и развитием его мышц:
- ребенок может садиться. Ребенок садится без посторонней помощи, не опираясь на предметы,
- ребенок становится на ноги с посторонней помощью. Он опирается на посторонние предметы или использует помощь родителей. Мышцы и суставы его ног уже достаточно сильны, чтобы поддерживать вес тела,
- ребенок пытается ходить, используя поддержку. Он ходит, опираясь на разные предметы мебели,
- ребенок может пройти несколько шагов без поддержки. Годовалый ребенок отказывается от поддержки и может пройти несколько шагов. Это означает переход от младенческого к детскому периоду,
- ребенок развивает свою способность хватать предметы. В годовалом возрасте он может брать предметы большим и указательным пальцами или всеми пальцами. Благодаря этому он может доставать предметы из коробок, сосудов и т.д.,
- ребенок указывает на предметы, которые его интересуют. Он использует для этого указательный палец,
- к годовалому возрасту у ребенка прорезаются три пары зубов: нижние центральные, верхние центральные и нижние боковые резцы,
- у ребенка улучшается зрение. У него развивается зрительно-двигательная координация, теперь он лучше может определять расстояние. Ребенок проявляет точность в играх, например, когда ему нужно попасть мячом в цель.
Показатели социального и эмоционального развития
Эти показатели связаны с развитием социальных навыков, моделей поведения, способности эффективно выражать эмоции:
- ребенок отвечает на простые указания. Когда его просят передать предмет, он делает это. Когда его просят сесть, он садится. Ребенок не только понимает простые указания, но и отвечает на них,
- ребенок пытается «говорить». Теперь это не просто детский лепет. Когда вы разговариваете с ребенком, он пытается отвечать вам. Его речь может показаться невнятной, но вы отмечаете, что это не лепет, а попытки говорить с вами,
- ребенок выражает страх. Если ребенок видит что-то, что вызывает у него страх, он хватается за руку кого-то из родителей. Если в комнате темно и ребенок не видит родителей, то он кричит,
- ребенок стесняется или беспокоится, когда рядом находятся незнакомые люди. Рядом с незнакомыми людьми ребенок начинает паниковать и нервничать, становится застенчивым и нерешительным,
- ребенок следит за реакциями родителей. Годовалый ребенок следит за тем, как родители реагируют на его действия, например, когда он бросает предметы на пол или отказывается от пищи,
- ребенок предпочитает проводить время с одним из родителей. Это указывает на то, что у него развиваются социальные связи.
Каждый ребенок индивидуален. Некоторым детям требуется больше времени, чем остальным, чтобы достичь тех или иных показателей развития. Однако следует обращать внимание на определенные симптомы, свидетельствующие о задержках развития.
Поводы для беспокойства
Педиатры выделяют такие симптомы, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии годовалого ребенка:
- он не становится на ноги даже с поддержкой,
- он не может самостоятельно принять сидячее положение,
- он не может сидеть без поддержки,
- он не может найти предметы, спрятанные в пределах его видимости,
- он не может повторить даже простейшие жесты (такие как взмах или качание руки),
- он не говорит даже простейших слов, таких как «папа», «мама» и т.д.,
- не указывает пальцами на людей и предметы.
Если у ребенка проявляются какие-либо из названных симптомов, покажите его педиатру, чтобы он смог поставить точный диагноз. Эксперты рекомендуют регулярно проводить медосмотр ребенка. Определенные занятия и игры могут стимулировать здоровый рост ребенка.
Занятия для развития годовалого ребенка
Игры и занятия – это занимательный способ сформировать новые навыки. Рассмотрим 5 занятий, способствующих правильному развитию годовалого ребенка.
1. Дотянись до звезды
Какие навыки развиваются: становиться на ноги, хватать предметы.
Что понадобится: картонная фигура звезды.
Как выполнять: повесьте картонную звезду на веревке выше роста ребенка. Поставьте рядом стул, чтобы ребенок мог на него опереться и стать на ноги. Поставьте ребенка под звездой и подергайте за веревку, чтобы привлечь внимание ребенка. Ребенок потянется и станет на ноги, используя опору, чтобы схватить звезду.
2. Телефонный звонок
Какие навыки развиваются: ассоциации между предметом и функцией, правильное использование предметов.
Что понадобится: игрушечный телефон.
Как выполнять: сядьте рядом с ребенком и положите игрушечный телефон перед ним. Скажите ему, что этот предмет называется телефоном. Поднимите трубку и объясните ребенку, как правильно ею пользоваться. Ребенок будет повторять ваши действия. Повторяйте это занятие каждый день и смотрите, как ребенок использует телефон. Можно использовать и другие предметы (например, расческу), чтобы научить ребенка ими пользоваться.
3. Перемещение кубиков
Какие навыки развиваются: ловкость рук и пальцев.
Что понадобится: два маленьких пластиковых ведра, несколько кубиков.
Как выполнять: положите кубики в одно ведро, а второе оставьте пустым. Переложите несколько кубиков в пустое ведро и попросите ребенка сделать то же самое. Ребенок будет использовать свои навыки хватания, чтобы переложить их в пустое ведро. Повторите это действие несколько раз.
4. Маленький барабанщик
Какие навыки развиваются: понимание причин и следствий, изучение звуков.
Вам понадобится: игрушечный барабан.
Как выполнять: сядьте рядом с ребенком и положите барабан ему на колени. Дайте ребенку барабанные палочки, держите его за руки и отбивайте ритм. Затем медленно уберите свои руки и дайте ему возможность самому играть на барабане. Годовалые дети любят пробовать новые вещи, поэтому он будет отбивать разные ритмы, чтобы слышать отдельные ноты.
5. Апельсины и лимоны
Какие навыки развиваются: способность ассоциировать предметы с их названиями.
Вам понадобятся: апельсины и лимоны (или два любых других вида фруктов), большая миска.
Как выполнять: возьмите апельсин, скажите: «Это апельсин» и положите его в миску. Возьмите лимон, скажите: «Это лимон» и тоже положите его в миску. Перемешайте фрукты и попросите ребенка указать на лимон. Ребенок легко это сделает. Повторите то же самое с апельсинами. В эту игру можно играть с разными предметами.
Занятия и игры помогают годовалому ребенку развиваться в правильном ритме. Однако не будьте назойливыми. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы осмыслить окружающий мир. Если вы подозреваете у ребенка задержки развития, немедленно обратитесь к врачу. Своевременное выявление проблем поможет их решить. Ваши любовь, забота и поддержка помогут ребенку развиваться в правильном ритме.