Обучение ребенка цифрам и счету – процесс долгий и требующий от взрослых большого терпения. В связи с особенностями детского восприятия малыши запоминают только те вещи, которые им интересны. Это следует учитывать родителям, которых волнует вопрос о том, когда и как научить ребенка считать.
Когда начинать обучение
Природой в детях заложена тяга к знаниям и к постоянному освоению нового. Но начинать учить свое чадо считать следует только тогда, когда малыш к этому готов и проявляет интерес, иначе его мозг просто не будет воспринимать информацию.
Многие дети способны освоить порядковый счет уже после 2 лет. В этом возрасте можно научить ребенка считать от 1 до 10, используя различные предметы – конфеты, игрушки и т. д.
В 3–4 года дети уже способны считать осознанно, складывая различные группы предметов, учиться отнимать и делить (например, те же конфеты), выполнять другие несложные действия. В это время ребенку еще требуется использовать наглядные материалы.
После 4–5 лет дети обычно осваивают устный счет в уме. В этом возрасте они начинают решать примеры и выполнять простые математические задачи.
Следует учитывать, что это усредненные данные и могут быть отклонения от показателей в ту или иную сторону. Это зависит от индивидуальных особенностей и уровня интеллектуального развития.
Знакомство со счетом: обучаемся играя
Изучение счета должно увлечь ребенка. Учебный материал следует разбивать на небольшие части, по 5–10 минут, чтобы малыш не уставал от избытка информации и не терял интерес. Общее время ежедневных занятий можно довести до 30 минут.
Обучение счету лучше начинать с действий с предметами, а не с цифрами. Например, на столе лежит один кубик. Если поставить еще один, их станет два, а потом можно добавить третий, четвертый и т. д. Когда малыш освоит счет от 1 до 5, можно будет обучаться далее, считая до 10.
Лучше всего дети обучаются в процессе игры. Для этого можно использовать следующие способы:
- Считать все и в любое время, дома и на улице: пуговицы на одежде, ступеньки лестницы, скамейки в парке, проезжающие машины.
- Посчитать пальчики на руках, одновременно называя их. Этот метод удобен тем, что его можно использовать везде.
- Окружить ребенка правильными развивающими игрушками. Отлично подойдут те из них, на которых изображены цифры или различное количество предметов. Можно также использовать для игрового обучения бытовые предметы: часы, пульт от телевизора или кнопки в лифте.
- Использовать специальные счетные палочки. Их легко изготовить из обычных деревянных линеек, наклеив на них различные предметы (пуговицы, бусины и т. д.). Нужно объяснить ребенку, что на каждой палочке находится определенное количество предметов, а затем посчитать их вместе с ним.
- Во время чтения книг сосчитать предметы и персонажей, изображенных на иллюстрациях.
- Вместе с малышом накрывать на стол, пересчитывая расставляемые столовые приборы.
- С помощью кубиков строить башни, считая этажи и сравнивая большие и маленькие конструкции. Это поможет освоить понятия «больше – меньше» и «выше – ниже». Такие игры не только активно пополняют багаж знаний малыша, но и развивают воображение, концентрацию и усидчивость.
- Предложить ребенку игру, для которой понадобятся одноразовые тарелки и разноцветные геометрические фигуры. Маркером нарисовать на дне каждой тарелки по одной цифре от 1 до 10 и разложить на них соответствующее количество счетного материала. Параллельно можно изучать названия фигур и различные цвета.
- Использовать интерес детей к играм с пластилином. Такая игра не только помогает освоить счет, но и является отличным упражнением для развития мелкой моторики. Понадобятся пластилин, пластмассовые или деревянные цифры и горох (можно использовать фасоль). Пластилин размять, сделать из него небольшие лепешки, к каждой лепешке прилепить цифру. Далее отсчитать вместе с ребенком количество горошин, соответствующее каждой цифре, и попросить кроху посадить их в пластилин. Для закрепления материала можно попросить ребенка самостоятельно отобрать нужное количество горошин.
- Для наглядного изучения цифр изготавливать их вместе с малышом из любых материалов: вырезать из картона или цветной бумаги, лепить из теста, пластилина, рисовать мелом на асфальте.
- Объяснить малышу, что цифры не всегда выражаются в количестве предметов, и предложить сосчитать то, чего на первый взгляд не видно: количество шагов или хлопков в ладоши.
- Не забывать о цифре 0. Следует объяснить ребенку, что она означает отсутствие предметов. Очень удобно и интересно для малыша будет превращать в 0 конфеты или печенье.
Что делать, если ребенок врет и ворует
Существует большая разница между знанием цифр и умением считать. Если ребенок может только назвать цифры, это не является счетом. Малыш должен понимать количество предметов, которое связано в конкретном примере с определенной цифрой, знать, в какой последовательности идут числа, и уметь узнавать их на письме.
Считаем до 20
После того как счет до 10 освоен и запомнена правильная последовательность чисел, можно переходить к дальнейшему этапу и учиться считать до 20. Сделать это можно следующим образом:
- Рассказать ребенку, что числа от 10 и далее состоят из двух цифр, первая – это десятки, вторая – единицы. Для начала следует выучить названия цифр.
- Для наглядности удобно использовать разные коробки. В первую сложить десять одинаковых предметов (например, кубики или карандаши), во вторую – вначале один, затем добавлять 2, 3, 4 предмета.
- Объяснить, что первая коробка – это десяток («дцать»), вторая – уже знакомые единицы. Например, число 11 – это один плюс «дцать» и т. д. Пусть ребенок сам добавляет по одной знакомой ему цифре к десятку.
- После усвоения принципа попросить малыша положить в коробку некоторое количество предметов (например, 17), считая вслух.
Изучаем счет до 100
Когда ребенок разобрался со счетом от 10 до 20, можно познакомить его с двузначными числами до ста. Большинство детей, усвоивших принцип образования чисел до 20, быстро понимают, как получить три, четыре, пять десятков.
- Попросить малыша выложить в ряд 10 кубиков (десяток, или «дцать»).
- Рядом выложить еще один такой же ряд, итого получилось два ряда. Объяснить, как образовываются названия чисел: два по «дцать» – двадцать, три по «дцать» – тридцать.
- Показать, что десяток – это число круглое, которое всегда оканчивается на 0. И к круглому числу прибавляются цифры от 1 до 9.
- Объяснить принцип образования цифр 50, 60, 70, 80. Показать, что число 50 состоит из пяти десятков. Ребенок называет первую цифру и прибавляет «десят». То же самое проделать с остальными цифрами.
- Числа 40 и 90 изучить отдельно, объяснив, что у данных чисел название образуется по-другому, а далее к ним также прибавляются единицы.
Как отучить ребенка от компьютера
Для закрепления изученного материала помогут следующие упражнения:
- определение «соседей» числа, т. е. цифр, которые идут до и после,
- поиск чисел, пропущенных в ряду,
- восстановление порядка намеренно перепутанной взрослым цепочки двузначных чисел,
- порядковый и обратный счет отдельно по каждому из десятков,
- рассказ о часах и принципе определения времени,
- знакомство малыша с уличным термометром, сравнение значений температуры воздуха в разные дни.
Учимся складывать и вычитать
Чтобы облегчить освоение сложения и вычитания, лучше всего решать простые математические задачи с использованием наглядного материала. Им могут стать яблоки, конфеты или игрушки – все, что может заинтересовать малыша.
- Начать с простого, например, разобрать число три. Его можно получить, если к одной конфете прибавить еще две.
- Подготовить две тарелки с печеньем. Попросить ребенка сосчитать количество в каждой, определить, где больше. Предложить уравнять количество, переложив несколько штук. Забрать 2–3 печенья и попросить малыша сосчитать оставшиеся.
- Объяснить правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется»: положить на тарелку сначала две конфеты, а затем два печенья. После этого поменять их местами. Ребенку необходимо понять, что в обоих случаях количество будет равно четырем.
- Разделить предметы на несколько кучек (по два, три и т. д.). Далее ребенок объединяет любые две из них и называет количество предметов без дополнительного пересчета.
Умение считать необходимо в повседневной жизни, и малыш должен это понять и усвоить. Процесс обучения должен быть интересным для ребенка и проходить в ненавязчивой игровой форме, без давления со стороны родителей. Самое главное – ни в коем случае не торопить кроху и оказывать ему поддержку в освоении новых знаний.