Как научить ребенка буквам

Развивающие занятия, которые родители проводят с маленькими детьми, – важная основа для дальнейших детских успехов. Поступая в школу, ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если он прошел первоначальное обучение дома и уже умеет читать. Традиционный способ предполагает последовательное изучение букв, которые в дальнейшем будут складываться в слоги. Зная особенности развития своего чада, мамы и папы должны определить для себя, с какого возраста и какими методами можно научить ребенка буквам и алфавиту.

Когда лучше приступить к обучению

Некоторые родители начинают обучение своего ребенка уже в 1–2 года, развешивая буквы над кроваткой и на стенах и постоянно повторяя их названия. Однако в таком раннем возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, которые отвечают за различение буквенных знаков. Результатом может быть лишь автоматическое запоминание без осознания смысла, поскольку для ребенка это пока не знаки и не буквы, а нечто совершенно непонятное.

Если начать обучение слишком рано, малыш может быстро потерять интерес. Кроме того, излишняя нагрузка может оказать негативное влияние на неокрепшую нервную систему ребенка.

Способность обучаться чтению, обусловленная достаточной зрелостью мозга, у детей, как правило, формируется только к 5–6 годам и лишь у 20 % малышей – к 4–5. Поэтому оптимальным возрастом для изучения алфавита специалисты считают 4,5–5 лет.

В зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка можно начать обучение и в три года, но только в форме непродолжительных игр и лишь в том случае, если малыш действительно проявляет к таким занятиям интерес. В противном случае с изучением азбуки лучше подождать.

С чего начать

В раннем возрасте существует лишь один способ обучения – игра. Никаких «уроков» и «экзаменов». Если малыш что-то забыл, то нужно вернуться к этому еще раз позже.

Буквы лучше произносить не так, как они называются в алфавите, а так, как они звучат в словах, потому что ребенку еще трудно разделить понятия звука и буквы. Показывая ему, например, «М», проговаривать, что эта буква «говорит» «ммм», а «Р» – «ррр». Малыш уже знаком с тем, как могут «говорить» кошка, собака и другие животные, поэтому он легко сможет справиться и с новыми звуками. Позже так ребенку будет проще складывать звуки в слоги.

Что делать, если ребенок сосет палец

Приступая к изучению, нужно помнить несколько простых правил:

  • Занятия должны быть регулярными, но непродолжительными. Начинать следует с 5–10 минут в день, к 6–7 годам продолжительность занятий можно увеличить до получаса.
  • Если малыш устал, плохо себя чувствует или просто не в настроении, занятия лучше отложить.
  • Обучение должно доставлять удовольствие и вызывать только положительные эмоции.
  • Включение в распорядок дня ребенка дополнительных занятий не должно уменьшать время для других игр и прогулок.

Игры для запоминания букв

Кубики и магнитная азбука

Дети любят играть в кубики, этот интерес хорошо использовать в процессе обучения. Можно приобрести кубики, где изображены только буквы, или те, где они сопровождаются картинками. В процессе строительства башен из кубиков нужно проговаривать названия букв, изображенных на каждой стороне.

Яркие буквы магнитной азбуки также обязательно заинтересуют ребенка. Их удобно изучать, приклеивая на холодильник или магнитную доску. Если под фотографиями мамы и папы выложить нужное слово, малыш быстро запомнит, как оно пишется. Так буквы станут узнаваемыми.

Обучение через творчество

Писать буквы в тетради время еще не пришло, но ведь можно изготовить их из любых материалов: вылепить из пластилина, сложить из палочек, веточек, пуговиц, конструктора. Если у малыша хорошо получается, можно немного усложнить задачу, предложив ему написать буквы пальцем на песке или с помощью красок.

Добавляем вкуса занятиям

Чтобы заинтересовать малыша, можно совместить полезное с приятным. Для этого могут быть использованы любые съедобные материалы и безграничная фантазия взрослых. Буквы можно написать кремом на десертах и тортах, выложить изюмом или ягодами на каше. Можно приготовить печенье или нарезать в виде букв колбасу для бутерброда. Такое веселое и вкусное обучение обязательно увлечет ребенка, а наглядные результаты лучше сохранятся в памяти.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

Буквы периодически нужно менять, не стоит зацикливаться на одной, иначе это может надоесть малышу. Лучше чередовать их, предлагая для знакомства по 3–4 в неделю.

Играем в ассоциации

Для лучшего запоминания букв можно придумать вместе с ребенком, на что похожа каждая из них. Например, из «Д» получится маленький домик, а «Ж» можно превратить в симпатичного жука, не забыв попросить малыша изобразить, как громко он жужжит.

Обучение детей с 4 лет

К четырем годам дети становятся более усидчивыми, и с ними уже можно проводить обучение, требующее определенной концентрации внимания.

  • Использовать азбуку, на каждой странице которой есть не только картинка для данной буквы, но и небольшое стихотворение, которое начинается со слова на эту букву. Если малыш выучит короткие четверостишия, ему будет легче запоминать и узнавать изученные буквы.
  • Можно начинать складывать вместе с ребенком простые слова – «мама», «папа» или имя ребенка. Также можно попробовать предложить малышу игру: расставить буквы в слове в правильной последовательности и назвать звуки.
  • Помогут в наглядном обучении карточки с картинками. Нужно попросить малыша выбрать все карточки, на которых изображенные животные или предметы начинаются на названную взрослым букву.
  • Хороший результат дает поиск уже известных ребенку букв при совместном чтении любимых книг. Это поможет закрепить пройденный ранее материал. Важно, чтобы шрифт был достаточно крупным и малышу не приходилось напрягать глаза.
  • Обучаться не только дома, но и на прогулке. В этом помогут афиши и большие вывески.
  • Полезно сочетать умственные занятия с физической активностью на свежем воздухе. Для этого нужно нарисовать обведенные в кружок буквы на асфальте. Далее взрослый называет их в любом порядке и предлагает ребенку перепрыгивать с одной названной буквы на другую.
  • Песенки про алфавит сделают обучение легче и веселее. Ребёнок гораздо быстрее запомнит текст, положенный на мелодию. Длятся такие песенки не более 1 минуты. Вскоре малыш будет сам напевать мелодию этой песенки, а самое главное – выучит названия и последовательность букв в алфавите.

Изучение алфавита в 5–6 лет

Интерес, проявляемый ребенком в 5–6 лет к буквам, уже вполне осознанный. Развитие мозга достигло того уровня, когда обработка информации идет гораздо быстрее и легче. Этот возраст считается оптимальным для полноценного изучения букв, первых попыток чтения и освоения навыков правописания. И если родители еще не приступали к обучению своего чада, самое время начинать занятия.

Как научить ребенка считать в уме

Необходимо приобрести букварь и прописи, соответствующие возрасту. Данные учебные пособия станут основой и ориентиром для обучения на этом этапе. Пригодится и магнитная азбука, из которой малыш сможет сам складывать новые слова.

Игры и упражнения становятся более сложными и последовательными:

  • Попросить ребенка поискать и собрать в доме вещи, которые начинаются на выбранную букву.
  • Нарисовать буквы на листах бумаги пунктиром и попросить малыша обвести их по контуру фломастерами.
  • Устраивать соревнования. Например, кто больше назовет слов на букву «Т».
  • Распечатать небольшой текст и попросить ребенка подчеркнуть определённую букву, которую он сейчас изучает. Затем попросить другим цветом обвести те, которые малыш выучил ранее.
  • Использовать пазлы с буквами для составления слов. Начинать следует с коротких слов, показав, как нужно собирать изображение. Надо объяснить ребенку, что каждая часть соответствует одной букве слова и если последовательно собрать все изображение, то получится слово целиком. Такие занятия очень полезны и помогают с помощью игры понять процесс словообразования. Решение подобных головоломок также помогает развить мелкую моторику, внимание и логику.

Можно считать, что ребенок выучил буквы, когда он способен уверенно показывать и называть их везде, а не только в знакомой азбуке. Не следует забывать, что без регулярных занятий полученные знания будут быстро забыты. Для того чтобы изученный материал сохранился в памяти, требуется регулярно повторять алфавит. И обязательно нужно хвалить ребенка за пусть еще маленькие, но такие важные достижения. Это поможет не только выучить буквы, но и развить в малыше уверенность в себе и в своих силах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: