Принято считать, что депрессия свойственна взрослым и у детей встречается редко, однако это не так. Данное психоневрологическое нарушение может возникнуть в любом, даже самом раннем возрасте. Другой вопрос, что у ребёнка определить депрессию удаётся не всегда, родители попросту не догадываются о её наличии, малыш же, в силу возраста, не способен внятно объяснить, что его тревожит.
Ситуация осложняется ещё и тем, что для разных возрастных групп проявления депрессии могут быть различными. В самом раннем возрасте (до трёх лет) наблюдаются снижение темпов набора веса, боли в животе, рвота, плаксивость, боязнь темноты, заторможенность. Чаще всего родители принимают всё это за симптомы иных заболеваний, обращаются к врачам, водят малыша в поликлинику, чтобы у него взяли анализы, теряют время. Между тем депрессия укореняется в нервной системе ребёнка.
В более позднем (дошкольном) возрасте к симптомам может добавиться головная боль, ломота в суставах, при этом ребёнок всё чаще ищет уединения, перестаёт интересоваться чем бы то ни было, выглядит слабым, подавленным, появляются новые страхи, например боязнь потерять родителей, остаться одному, умереть. Часто малыш капризничает, плачет по любому поводу. Родители, как правило, в этом случае начинают бороться с соматическими проявлениями, полагая, что капризы и подавленность вызваны слабым здоровьем, болезненностью ребёнка. Итог, как и в предыдущем случае, – потеря времени и отсутствие результата.
В младшем школьном возрасте дети, страдающие депрессией, помимо болей в различных областях и общей слабости организма, испытывают стресс от объективной неспособности соответствовать новым требованиям и нормам. Они избегают общения со сверстниками, не проявляют интереса к учёбе и другим занятиям. Рассеянность, невнимательность осложняют процесс обучения, могут возникать конфликты с учителями. Часто такое состояние взрослые объясняют особенностями темперамента или просто ленью. Могут при этом давить на ребёнка, ругать его, что ещё больше усугубляет ситуацию. Ребёнок утверждается во мнении, что он глупый, никчёмный, что он приносит всем только огорчения.
Стоит ли говорить, что при таких обстоятельствах справиться с угнетённым состоянием невозможно. Депрессия прогрессирует, отставание в учебном процессе увеличивается. Ребёнок всё больше замыкается в себе, ближе к подростковому возрасту могут появляться вспышки гнева в ответ на критику, иногда без причины. Однако к этому времени школьник уже способен более внятно объяснить родителям, что он чувствует. Это чаще всего состояние тоски, различные страхи, желание плакать по любому поводу, апатия, недовольство собой. В сочетании с соматическими проявлениями эти обстоятельства дают основание полагать, что у ребёнка развивается депрессия. Необходимо все усилия направить на комплексное решение этой проблемы.
В подростковом возрасте депрессия сопровождается теми же симптомами, однако усугубляется гормональными изменениями, характерными для этого периода. Апатия нередко сменяется раздражительностью, вспышки гнева появляются всё чаще. Подросток склонен проецировать всё на себя. В любых неудачах, негативных обстоятельствах он видит свою вину. Часто возникают мысли, что он некрасивый, глупый, плохой, что он неудачник. В этом возрасте депрессия опасна тем, что может привести к её крайней степени – суициду.
Успокоительные средства для детей
Такой исход может наступить при острой форме заболевания, в условиях его большой продолжительности, иногда до нескольких лет. За это время можно не только выявить проблему, но и побороть её при правильном подходе и помощи специалистов. Не надо оставлять подростка с депрессией один на один в надежде, что она сама пройдёт со временем. Скорее всего, так оно и будет, но риск в результате бездействия всё же велик. Не стоит забывать, что это пора первых влюблённостей, отношений с противоположным полом. В период депрессии неудачи на этом поприще могут не только причинить тяжёлые страдания, но и толкнуть ребёнка на роковой шаг.
Причины возникновения депрессии
Причин можно выделить несколько. Условно их разделяют на физиологические и психологические. В результате физиологических причин депрессия может возникать даже у детей до трёх лет. К таковым можно отнести:
- Генетическую предрасположенность. Она определяется наличием у родственников психических заболеваний, нервных расстройств, иных психоневрологических нарушений, депрессии. В этом случае можно говорить о факторе наследственности.
- Патологии в перинатальный период. Нарушения развития плода, различные инфекции, прочие заболевания, перенесённые женщиной во время беременности.
- Родовые травмы или врождённые пороки, например асфиксия плода при родах, различные органические повреждения головного мозга.
- Тяжёлые заболевания в раннем возрасте. Например, родившийся здоровым ребёнок переносит инфекционное заболевание или получает травму, находится на длительном лечении и т. д.
Однако чаще всего к депрессии приводят психологические причины. При их длительном воздействии, даже в отсутствие каких-либо физиологических оснований, у ребёнка может развиться данное психоневрологическое нарушение. Устранять такие причины очень непросто, т. к. это требует от родителей не только осознания ошибочности своего поведения, но и усилий по его изменению, а это, как показывает практика, самое сложное дело. Среди психологических причин развития депрессии можно выделить следующие:
- Тяжёлая атмосфера в семье. Частые скандалы, крики, шум, резкие громкие звуки (например, битьё посуды, хлопанье дверями), применение насилия, тем более в присутствии ребёнка.
- Длительная или полная разлука с матерью, особенно в раннем возрасте. Например, помещение ребёнка в стационар без матери, пребывание в детском доме, группе детского сада интернат-типа и т. д. Ребёнок в этом случае испытывает тяжелейший стресс, страх, теряет ощущение защищённости.
- Неспособность ребёнка справляться с поставленными задачами и трудностями. Ощущение собственного бессилия в этом случае тоже является фактором стресса. Может показаться, что этот пункт не относится к малышам до трёх лет, но это не так. К трём годам ребёнок должен справиться с тремя главными задачами:
- самостоятельно засыпать в своей кроватке (не спать с родителями),
- самостоятельно принимать пищу (полностью прекращается кормление с ложечки),
- самостоятельно ходить на горшок (исключить одноразовые подгузники).
Если к трёхлетнему возрасту не отработаны эти три основополагающих приёма, то у ребёнка, как правило, возникает масса иных неврологических и поведенческих расстройств, отягчающих жизнь и малышу, и родителям.
- Трудности при социализации. Негативные ситуации, связанные с поступлением ребёнка в детский сад, школу. Необходимость соответствия требованиям общества, контроль своего поведения при общении с людьми, способность реагировать на отношение к нему других детей.
Именно эти причины чаще всего лежат в основе депрессии у детей. Если же они накладываются на физиологические проблемы, то риск развития заболевания сильно возрастает. Если ребёнок получил травму при рождении или у него имеется наследственная предрасположенность к депрессии, при этом он испытал (или испытывает) психологический стресс, за его состоянием необходимо следить особенно тщательно. В случае возникновения признаков депрессии надо немедленно принять меры – обратиться к специалистам, осуществить назначенное лечение, устранить причину стресса.
Лечение депрессии
Подход к лечению данного заболевания должен быть комплексным. В первую очередь надо проконсультироваться с педиатром, сдать все необходимые анализы для того, чтобы иметь представление об общем состоянии ребёнка. Если он жалуется на боли в животе, сердце, суставах и других областях, требуется осмотр у соответствующих специалистов, например кардиолога, гастроэнтеролога и т. д. Подобные боли могут не только быть составляющей депрессии, но и развиваться параллельно как самостоятельное заболевание, например гастрит или сердечная недостаточность. Данную вероятность надо подтвердить и лечить заболевание либо опровергнуть и сконцентрироваться на лечении депрессии.
После консультации с профильными специалистами (если в этом есть необходимость) нужно обратиться к невропатологу. Он поможет определить наличие физиологических причин для возникновения депрессии, а также проверит работу головного мозга и нервной системы. В случае необходимости детский невропатолог посоветует лечение, которое, в совокупности с прочими мерами, будет способствовать борьбе с депрессией у ребёнка.
Основным специалистом по лечению депрессии у ребёнка тем не менее является детский психотерапевт. Занятия с ним составляют основу лечения. Однако потребуются усилия и со стороны родителей. Необходимо нормализовать обстановку в семье, избегать конфликтов, скандалов, договориться между собой ради помощи ребёнку. Желательно посещать психотерапевта совместно, консультироваться с психологом. Даже если у родителей отсутствует желание делать это, стоит подойти к проблеме с позиции «надо». Из некоторых ситуаций трудно выйти самостоятельно, может потребоваться помощь специалиста.
Иногда может понадобиться медикаментозное лечение, если таковое будет рекомендовано врачом. Кроме того, возможно использование препаратов, которые также назначают профильные специалисты для снятия спазматических реакций или болевого синдрома в каких-либо органах. Благоприятное воздействие оказывает физиотерапия.
Кроме того, в борьбе с различными психоневрологическими нарушениями, депрессией в том числе, огромное значение имеет распорядок дня. Важность режима часто недооценивают родители, и совершенно напрасно. На подсознательном уровне чёткая структура дня даёт ребёнку необходимую уверенность, чувство контроля над ситуацией, к тому же дисциплинирует его, имеет массу плюсов при полном отсутствии минусов. Надо, чтобы ребёнок всегда в одно и то же время вставал, принимал пищу, гулял, выполнял работу по дому, домашнее задание (когда потребуется), ложился спать. Часто у родителей не хватает времени и желания следить за распорядком дня своего ребёнка. Следует понимать, что эти усилия принесут ему огромную пользу, в том числе в будущем, приложить их придётся только на начальном этапе, потом ребёнок привыкнет и будет справляться сам.
Советы родителям
Если у ребёнка обнаружилась депрессия, то родителям придётся запастись терпением. Одного только медикаментозного лечения будет недостаточно, а может быть, оно не понадобится вовсе. При благоприятных условиях, внимательном отношении со стороны родителей депрессия может пройти со временем сама. Необходимо проявлять заботу, давать понять ребёнку, что его проблемы очень важны для родителей, надо выражать своё участие и сопереживание, избегать конфликтов с ребёнком. Нельзя ни ругать его, ни давить на него. На чрезмерно строгих и требовательных родителей у детей может возникнуть обида, которая сохранится у них на долгие годы.
Надо стараться отвлекать ребёнка от грустных мыслей, переключать его внимание на положительные моменты, стараться развеселить, рассмешить его. Никогда нельзя критиковать его внешность и выражать сомнения в его успешности. Наоборот, надо говорить ему, что он умный, красивый, талантливый, добрый, подчёркивать его положительные качества. При необходимости помогать справляться с различными задачами. Ребёнок, который добивается успеха в чём-то, уверенно решает повседневные задачи, практически не подвержен неврологическим расстройствам.
Даже при явном снижении интереса к каким-либо занятиям дети сохраняют способность удивляться и радоваться. Возможно, для этого потребуется поиск новых ощущений. Часто благотворное влияние на детей, страдающих депрессией, оказывает плавание. В этом случае не повредят занятия в бассейне, посещение аквапарка, летом купание в природных водоёмах.
Полезно общение с животными. Можно сводить ребёнка в дельфинарий, океанариум или зоопарк. Если он просит разрешения завести кошку или собаку, нужно по возможности не отказывать ему в этом – чувство ответственности за живое существо поможет выйти из состояния отрешённости и апатии.