После первого дня рождения малыша родители обычно уже не так строго следят за его ежемесячными прибавками в весе и росте и меньше внимания обращают на наличие или отсутствие тех навыков, которыми, по мнению окружающих, просто обязан владеть их ребенок. И это вполне объяснимо – во-первых, уже не нужно ежемесячно ходить в поликлинику, а потом отчитываться перед многочисленными бабушками и тетушками о том, сколько именно в этом месяце прибавил ваш карапуз в весе и что сказал про него врач. А во-вторых – дети после года становятся настолько активными, что времени переживать по поводу их развития уже не остается. Но, все же – что должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, и на какие стороны его развития родителям стоит обратить внимание в таком возрасте?
Физическое развитие
После года физическое развитие малыша идет уже гораздо медленнее, ежемесячная прибавка может составлять всего 100-200 гр или вес ребенка вообще не меняется. Ведь, если к 1 году нормальный вес для ребенка – 9-10 кг, то к концу второго года он должен прибавить всего 3-4 кг, а его рост увеличиться на 2-4 см. Поэтому ежемесячное взвешивание имеет смысл продолжать только в том случае, если вес малыша гораздо меньше или больше нормы.
Зато в 1 год и 1 месяц ребенок становится гораздо активнее и самостоятельнее. Большинство малышей в этом возрасте уже умеют ходить или быстро передвигаются по дому на четвереньках или с помощью родителей. К этому времени неизвестных для него территорий в доме становится все меньше, а его родителям и родственникам приходиться распрощаться со спокойным отдыхом на диване или привычкой оставлять вещи на открытых полочках и низких столиках. Малыши уже могут самостоятельно вскарабкаться на стул, диван, кровать или дотянуться до стола и взять «поиграть» понравившийся предмет.
Среди новых навыков детей после года можно отметить их умение ползать и ходить назад, попытки поиграть в мяч – пока они еще не могут точно попадать по нему или ловить, но зато с большой охотой бросают и пинают небольшие мячики. А также ребенок учится открывать любые шкафы и очень любит выбрасывать из них все предметы на пол, причем активно сопротивляются любым попыткам вернуть вещи на место.
Что делать, если ребенок боится темноты
Развиваются и моторные навыки ребенка – он уверенно держит в кулаке ложку, карандаш или игрушку, собирает мелкие крошки или разбирает матрешки.
Нервно-психическое развитие
К 13 месяцам малыши уже не только принимают участие во всех событиях, происходящих рядом с ними, но и с удовольствием помогают родителям, которые убираются, готовят еду или что-то ремонтируют.
Психологи предупреждают – ни в коем случае нельзя запрещать ребенку помогать вам или ругать его за результат его усилий, если у малыша уже в этом возрасте не начнет формироваться привычка помогать родителям в их повседневной деятельности, в дальнейшем выработать ее будет гораздо сложнее.
Поэтому, наберитесь терпения и разрешите маленькому непоседе делать тоже, что и вы – на втором году жизни у ребенка очень развита подражательная деятельность, причем игрушечная посуда или пылесос его еще не интересуют, ему нужны те же предметы, которыми «играют» его родители.
После года дети активно начинают осваивать разговорную речь, но большинство детей еще не способны произнести 10 слов, которые от них требуются по нормативам. Не стоит расстраиваться и огорчаться, если малыш после года отказывается повторять за вами слова и звуки, самое главное, чтобы он в таком возрасте демонстрировал понимание обращенной к нему речи и мог выполнить указания взрослых: «покажи, где мяч, а где кукла», «а как покормить куклу», «дай мне ручку» и так далее. Если ребенок не начинает говорить после года, возможно окружающие его взрослые говорят слишком мало или слишком много. Если карапуз находится все время с мамой, которая уделяет ему внимание, но почти не разговаривает с ним, то говорить он начнет поздно, также замечено, что в доме, где много взрослых и они наперебой говорят с друг другом или с ребенком, дети тоже начинают говорить позднее. Мамам и папам, которые хотят чтобы их ребенок быстрее заговорил, нужно приучить себя проговаривать с малышом абсолютно все происходящее, постоянно рассказывать ему стишки и потешки и читать детские книги, причем не только перед сном, но и течение дня. Только постоянно ведя с ребенком беседу, можно рассчитывать получить от него ответ в достаточно раннем возрасте.
Как отучить ребенка ковыряться в носу
Дети после года очень эмоциональны, открыты и доброжелательны, они не умеют и не пытаются скрывать своих чувств, причем, в этом возрасте может проявиться избирательность или неприязнь ребенка к определенным людям или категория людей. Чаще всего такое отторжение вызывают у малыша люди, напугавшие его или ставшие причиной неприятных переживаний или выглядящие непривычно и, по мнению ребенка, угрожающе, например, многие дети бояться людей в белых халатах, высоких и крупных мужчин (этот страх вызван подсознательным опасением ребенка) или людей в шляпах, очках и так далее.
К 1 году и 1 месяцу ребенок должен знать своих близких по именам, показывать, где его игрушки, знать названия предметов обихода, животных, показывать их на картинках, а также уметь показывать на себе и окружающих части тела и лица: «где глазки, ушки, ручки» и так далее.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц
К этому возрасту ребенок должен уметь:
- самостоятельно вставать и ходить с поддержкой,
- залезать на небольшую высоту,
- имитировать действия взрослых,
- пытаться самостоятельно есть, одеваться, умываться,
- разбирать, собирать пирамидку, кубики, пасочки,
- играть с мячом,
- держать игрушки в обеих руках, кидать и поднимать их,
- выражать свои эмоции звуками, смехом, плачем,
- реагировать на запреты родителей,
- проявлять любопытство и интересоваться новыми игрушками и предметами,
- обращать внимание на других детей, взрослых и животных.
Разница в воспитании мальчика и девочки
Обычно до 1 года разумные родители примерно одинаково воспитывают и мальчиков и девочек, а вот после года многие считают, что пришла пора начинать «мужское» воспитание. И если девочкам по-прежнему разрешается плакать по любому поводу, капризничать и просится «на ручки», то маленьким мальчикам начинают внушать, что они «мужчины», а значит, должны вести себя соответственно. По мнению ученых, такое поведение родителей не приведет ни к чему хорошему, в этом возрасте различия в психологии между девочками и мальчиками еще не настолько выражены. Не стоит пытаться раньше времени внушать им, что она – «принцесса», а он – «настоящий мужчина», гораздо эффективнее вырабатывать нужные качества с помощью поощрений и объяснений. А вот мамина и папина нежность, объятия и совместное время провождение маленьким мальчикам нужны не менее, чем девочкам того же возраста.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
Хотя после года различия в поведении мальчиков и девочек становятся все заметнее: будущие защитники обычно гораздо активнее, общению с мамой они предпочитают подвижные игры и исследовательскую деятельность, а от поцелуев и объятий гордо отворачиваются. Девочки после года тоже превращаются в настоящие смерчи, но они больше любят ходить «хвостиком» за мамой и по-прежнему обожают поцелуи, объятия и прочие «нежности».