Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о таком отклонении, как аутизм. Данное заболевание встречается редко, однако необходимо знать о том, что оно собой представляет, и в случае чего иметь возможность вовремя его диагностировать.
Классификация
Аутизм представляет собой психическое расстройство, оно протекает без ремиссии. Характерным признаком является отсутствие социальных навыков у детей. Чаще всего определить, что у малыша, возможно, есть аутизм, родителям удаётся уже после годовалого возраста. Если у ребёнка аутизм, его интересы ограничены, действия монотонны, движения часто повторяются. Что характерно, среди аутистов девочек в 4 раза меньше, чем мальчиков. На сегодняшний день полностью излечить ребёнка от аутизма невозможно. Терапия направлена на выработку навыков адаптации в обществе.
Различают четыре типа аутизма:
- Синдром Каннера. Для данного типа заболевания характерны следующие признаки:
- малыш игнорируют всё, что его окружает, в том числе и действие раздражителей, но только в случае, если они не причиняет ему болевых ощущений,
- у ребёнка отсутствует нормальное желание контактировать с близкими людьми уже с грудничкового возраста,
- характерно, что малыш повторяет одно и то же слово по нескольку раз, как попугай,
- ребёнок никогда не смотрит прямо в глаза своему собеседнику,
- происходит задержка личностного развития,
- малыш играет с предметами, не предназначенными для этой цели.
Чаще всего диагностируется уже после того, как малышу исполняется два года. Иногда родители не обращают на это никакого внимания, а замечают, что их ребёнок как-то отличается от других, лишь при сравнении с другими детьми или после рождения второго малыша.
- Синдром Аспергера. Считается лёгкой формой, выявляется у деток после семи лет. При этом:
- уровень интеллекта может быть средним или даже выше среднего,
- речевые навыки сохраняются, возможны проблемы с громкостью и правильной интонацией,
- характерна зацикленность на определённом предмете или занятии,
- может нарушаться координация движений,
- неспособность договариваться.
- Синдром Ретта. Данный тип аутизма связан с патологией X-хромосомы. Характерен для девочек. Если такая патология происходит у мальчиков, во внутриутробном развитии они погибают. Данный тип аутизма встречается у одной из 10.000 девочек. Характерны:
Данный тип практически невозможно откорректировать, редко ожидается улучшение болезни.
- ограниченность действий,
- повторение определённых движений или слов,
- отсутствие коммуникативных способностей.
Проявляются признаки после трёх лет. Обычно характерно для детей, у которых диагностированы тяжёлые расстройства аппарата речи и умственная отсталость.
Причины возникновения аутизма
- Заболевание женщины краснухой в период вынашивания плода.
- Детский церебральный паралич.
- Женщина в период вынашивания малыша имеет избыточный вес, повышенное ожирение.
- Туберозный склероз.
- Нарушение в хромосомах.
- Врождённые патологии метаболизма. Связаны с неправильным продуцированием определённых гормонов и нейромедиаторов.
- Аутоиммунные процессы. При этом наблюдается сбой в нормальном формировании нервных клеток и правильных связей между ними. Это характерно для внутриутробного развития.
- Наследственный фактор.
Рассмотрим симптоматику, разделив её на несколько отдельных тематических групп.
Коммуникационные отклонения
- Полное отсутствие речи или речь, не сопровождаемая мимическими движениями, жестами.
- Малыш не смотрит в глаза собеседнику, практически никогда не улыбается.
- Речевое развитие может быть нормальным, но малыш не может общаться с другими детьми.
- Ребёнок говорит одно и тоже, причём не всегда по теме, то есть ситуация может не совпадать с тем, о чём он говорит.
- Ключевые навыки развиты, но малыш произносит не с той интонацией или с повышенной громкостью.
- Ребёнок не реагирует на собственное имя.
- Отвечает на поставленные вопросы с задержкой.
Нарушение социальных навыков
- Ребёнок не хочет общаться с ровесниками.
- Малыш игнорирует других людей, даже самых близких, не показывает своих чувств.
- Всё, что тревожит, он молча держит в себе, не считает нужным с кем-либо этим делиться.
- Они повторяют за другими определённые действия, но делают это неосознанно.
- Если кто-то пытается с ним общаться, то малыш, как будто не замечает человека, смотрит через него.
- Ребёнок не понимает чувства других людей.
- Малыш не показывает свою любовь родителям и близким.
Стереотипия
- Неестественное поведение.
- При изменениях привычной обстановки, у малыша может начаться истерика.
- Любит играть сам с собой, а не с другими детьми.
- У ребёнка совершенно отсутствует фантазия.
- У малыша есть излюбленный предмет, с которым он не может расстаться ни при каких обстоятельствах. Если его пытаются отнять, у ребёнка начинается сильная истерика.
- Нравится повторять одни и те же движения.
- Фокусирует своё внимание на одном предмете.
Возрастные проявления
- отсутствием реакции на любой раздражитель (зрительный или слуховой),
- сильная привязанность к единственному предмету,
- малыш играет объектами, не предназначенными для этой цели,
- характерна стереотипия,
- ребёнок не смотрит в глаза родным,
- ослабленный мышечный тонус, из-за чего происходит запоздалое физическое развитие, малыш позже учится держать голову, садится, начинать ходить.
- Детки от года до трёх лет характеризуется:
- отсутствие привязанности к близким, нет эмоциональной связи,
- можно наблюдать, что карапуз не играет со всеми детьми, а сидит сам в сторонке,
- зациклен на одном предмете и играет с ним,
- могут быть резкие изменения в настроении, также возможны приступы агрессии,
- речь может полностью отсутствовать или плохо развита.
- Дети от 3 до 6 лет характеризуется:
- Детки старше 6 лет:
- не отзывается на своё имя,
- не смотрит в глаза собеседнику,
- любит изолировать себя от остальных,
- не проявляет никакого интереса к другим людям,
- ребёнок может иметь маленький словарный запас или вовсе не разговаривать,
- беседу такой малыш не может поддерживать,
- карапуз может постоянно повторять какую-то заученную фразу или действие,
- в большинстве случаев у таких деток отсутствует способность к обучению письма или чтения,
- некоторым детям свойственно проявлять определённые способности в какой-то узкой сфере.
Особенности интеллектуального развития
Только 25% аутистов имеют отставание в умственном развитии, у остальных детей наблюдается это отклонение.
- Ребёнок не может сосредоточиться.
- У малыша отсутствует целенаправленность действий.
- Карапуз быстро теряет интерес к определённому занятию.
- У ребёнка отсутствует внимание.
- У малыша нарушено ассоциативное мышление.
- Практически отсутствуют логика.
Нужно понимать, что наличие данных симптомов не говорит о том, что у ребёнка отклонения в умственном развитии. У некоторых детей при наличии данных признаков могут наблюдаться повышенные способности в узкой области.
Среди детей, у которых диагностировано умственное отставание, в основном, лёгкая и средняя степень тяжести, в редких случаях тяжёлая форма.
Несмотря на то, что у таких детей может быть отставание в умственном развитии, они могут быть способны к обучению. Поэтому следует знать, если учитель и родители будут заниматься с ребёнком, малыш начнёт повышать свои навыки. Если жизнь карапуза сопровождается какими-то постоянными стрессами или серьёзными болезнями, может происходить и регресс умственной деятельности малыша.
Что могут принимать за аутизм
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Основными признаками данной патологии являются:
- неусидчивость,
- затруднения в обучении,
- таким деткам сложно концентрироваться на одном предмете,
- они слишком подвижны.
- Тугоухость. Из-за того, что ребёнок плохо слышит, могут проявляться задержки развития речи. Кроме того, он может неправильно произносить звуки, с не той интонацией, слишком громко, плохо откликаться на своё имя, не выполнять просьбы (потому что не может их расслышать).
- Шизофрения. Характерно появление страхов, каких-то навязчивых идей, изолирование, малыш может сам с собой разговаривать.
Диагностика
Производится несколькими способами:
- Методика постоянного наблюдения за малышом. При наличии каких-то свойственных симптомов, следует насторожиться и обратиться к специалисту.
- Проведение тестирований. Если ребёнок ещё слишком мал, на вопросы отвечают родители, на основе наблюдений за малышом:
- Инструментальные методики:
- ультразвуковое исследование мозга,
- электроэнцефалограмма,
- проверка слуха.
Лечение
Курс необходимых мер в себя включает следующее:
- Поведенческая терапия. Важно наблюдать за поведением малыша и за тем, как он реагирует на определённое действие. Когда хорошо изучен характер ребёнка, подбираются необходимые стимулы. Для кого-то это может быть музыка, для кого-то вкусная еда. Потом необходимо реакции, которые нравятся ребёнку подкреплять какими-то поощрениями, то есть награждать ребёнка за проделанную работу. Так вы получите, какой-никакой контакт с малышом, а у него закрепятся какие-то навыки и умения. Таким образом, можно уменьшить агрессию у ребёнка.
- Занятия с логопедом. Это необходимо для того, чтобы правильно поставить речь ребёнка, ведь ему ещё необходимо учиться в школе. Поэтому, чаще всего к логопеду обращаются ещё до 7 лет (если уже был диагностирован аутизм).
- Стимуляция выработки социального общения и навыков самообслуживания. Для этой цели могут использовать специальные картинки на карточках. Например, на них может быть изображено то, что ребёнок, проснувшись, поднимается с кровати и чистит зубы.
- Медикаментозная терапия. Лечение таблетками применимо лишь в критических ситуациях, когда особое поведение вредит развитию ребёнка. Но вы должны понимать, что истерические припадки или монотонные действия это способ общения ребёнка, а не патологическое проявление. Важно, чтобы психотропные или успокоительные препараты назначал только специалист, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением.
Рекомендации
- Необходимо, хоть иногда водить ребёнка к психологу, не рассчитывайте на то, что будет достаточно только домашнего обучения и занятий в специальных учреждениях.
- Рекомендуется выбрать ребёнку личного психиатра.
- Нужно обязательно составить чёткий распорядок дня для такого малыша.
- Родителям потребуется психологическая поддержка, особенно людей с похожими проблемами.
- Никогда не повышайте голос на такого ребёнка, с ним нужно общаться только спокойно.
- Нельзя изменять привычную обстановку. Это очень не понравится малышу, может вызвать даже нервные припадки.
- Хоть изредка, хотя бы раз в году, но оставьте карапуза с человеком, которому вы доверяете и отдохните, ведь родителям тоже нужно делать передышку, чтобы облегчить своё психологическое состояние.
- Некоторые специалисты рекомендует завести домашнего питомца. Это должно быть тихое спокойное животное, например, рыбка.
- Не забывайте показывать свою заботу и любовь карапузу.
- Помните о том, что ребёнку нужно личное пространство и время побыть наедине с собой.