У ребенка аутизм, что делать

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о таком отклонении, как аутизм. Данное заболевание встречается редко, однако необходимо знать о том, что оно собой представляет, и в случае чего иметь возможность вовремя его диагностировать.

Классификация

Аутизм представляет собой психическое расстройство, оно протекает без ремиссии. Характерным признаком является отсутствие социальных навыков у детей. Чаще всего определить, что у малыша, возможно, есть аутизм, родителям удаётся уже после годовалого возраста. Если у ребёнка аутизм, его интересы ограничены, действия монотонны, движения часто повторяются. Что характерно, среди аутистов девочек в 4 раза меньше, чем мальчиков. На сегодняшний день полностью излечить ребёнка от аутизма невозможно. Терапия направлена на выработку навыков адаптации в обществе.

Ребенок, страдающий аутизмом

Различают четыре типа аутизма:

  1. Синдром Каннера. Для данного типа заболевания характерны следующие признаки:
  • малыш игнорируют всё, что его окружает, в том числе и действие раздражителей, но только в случае, если они не причиняет ему болевых ощущений,
  • у ребёнка отсутствует нормальное желание контактировать с близкими людьми уже с грудничкового возраста,
  • характерно, что малыш повторяет одно и то же слово по нескольку раз, как попугай,
  • ребёнок никогда не смотрит прямо в глаза своему собеседнику,
  • происходит задержка личностного развития,
  • малыш играет с предметами, не предназначенными для этой цели.

Чаще всего диагностируется уже после того, как малышу исполняется два года. Иногда родители не обращают на это никакого внимания, а замечают, что их ребёнок как-то отличается от других, лишь при сравнении с другими детьми или после рождения второго малыша.

  1. Синдром Аспергера. Считается лёгкой формой, выявляется у деток после семи лет. При этом:
  • уровень интеллекта может быть средним или даже выше среднего,
  • речевые навыки сохраняются, возможны проблемы с громкостью и правильной интонацией,
  • характерна зацикленность на определённом предмете или занятии,
  • может нарушаться координация движений,
  • неспособность договариваться.
  1. Синдром Ретта. Данный тип аутизма связан с патологией X-хромосомы. Характерен для девочек. Если такая патология происходит у мальчиков, во внутриутробном развитии они погибают. Данный тип аутизма встречается у одной из 10.000 девочек. Характерны:

Данный тип практически невозможно откорректировать, редко ожидается улучшение болезни.

  • ограниченность действий,
  • повторение определённых движений или слов,
  • отсутствие коммуникативных способностей.

Проявляются признаки после трёх лет. Обычно характерно для детей, у которых диагностированы тяжёлые расстройства аппарата речи и умственная отсталость.

Причины возникновения аутизма

  1. Заболевание женщины краснухой в период вынашивания плода.
  2. Детский церебральный паралич.
  3. Женщина в период вынашивания малыша имеет избыточный вес, повышенное ожирение.
  4. Туберозный склероз.
  5. Нарушение в хромосомах.
  6. Врождённые патологии метаболизма. Связаны с неправильным продуцированием определённых гормонов и нейромедиаторов.
  7. Аутоиммунные процессы. При этом наблюдается сбой в нормальном формировании нервных клеток и правильных связей между ними. Это характерно для внутриутробного развития.
  8. Наследственный фактор.

Рассмотрим симптоматику, разделив её на несколько отдельных тематических групп.

Коммуникационные отклонения

  1. Полное отсутствие речи или речь, не сопровождаемая мимическими движениями, жестами.
  2. Малыш не смотрит в глаза собеседнику, практически никогда не улыбается.
  3. Речевое развитие может быть нормальным, но малыш не может общаться с другими детьми.
  4. Ребёнок говорит одно и тоже, причём не всегда по теме, то есть ситуация может не совпадать с тем, о чём он говорит.
  5. Ключевые навыки развиты, но малыш произносит не с той интонацией или с повышенной громкостью.
  6. Ребёнок не реагирует на собственное имя.
  7. Отвечает на поставленные вопросы с задержкой.

Нарушение социальных навыков

  1. Ребёнок не хочет общаться с ровесниками.
  2. Малыш игнорирует других людей, даже самых близких, не показывает своих чувств.
  3. Всё, что тревожит, он молча держит в себе, не считает нужным с кем-либо этим делиться.
  4. Они повторяют за другими определённые действия, но делают это неосознанно.
  5. Если кто-то пытается с ним общаться, то малыш, как будто не замечает человека, смотрит через него.
  6. Ребёнок не понимает чувства других людей.
  7. Малыш не показывает свою любовь родителям и близким.

Стереотипия

  1. Неестественное поведение.
  2. При изменениях привычной обстановки, у малыша может начаться истерика.
  3. Любит играть сам с собой, а не с другими детьми.
  4. У ребёнка совершенно отсутствует фантазия.
  5. У малыша есть излюбленный предмет, с которым он не может расстаться ни при каких обстоятельствах. Если его пытаются отнять, у ребёнка начинается сильная истерика.
  6. Нравится повторять одни и те же движения.
  7. Фокусирует своё внимание на одном предмете.

Возрастные проявления

  • отсутствием реакции на любой раздражитель (зрительный или слуховой),
  • сильная привязанность к единственному предмету,
  • малыш играет объектами, не предназначенными для этой цели,
  • характерна стереотипия,
  • ребёнок не смотрит в глаза родным,
  • ослабленный мышечный тонус, из-за чего происходит запоздалое физическое развитие, малыш позже учится держать голову, садится, начинать ходить.
  1. Детки от года до трёх лет характеризуется:
  • отсутствие привязанности к близким, нет эмоциональной связи,
  • можно наблюдать, что карапуз не играет со всеми детьми, а сидит сам в сторонке,
  • зациклен на одном предмете и играет с ним,
  • могут быть резкие изменения в настроении, также возможны приступы агрессии,
  • речь может полностью отсутствовать или плохо развита.
  1. Дети от 3 до 6 лет характеризуется:
  1. Детки старше 6 лет:
  • не отзывается на своё имя,
  • не смотрит в глаза собеседнику,
  • любит изолировать себя от остальных,
  • не проявляет никакого интереса к другим людям,
  • ребёнок может иметь маленький словарный запас или вовсе не разговаривать,
  • беседу такой малыш не может поддерживать,
  • карапуз может постоянно повторять какую-то заученную фразу или действие,
  • в большинстве случаев у таких деток отсутствует способность к обучению письма или чтения,
  • некоторым детям свойственно проявлять определённые способности в какой-то узкой сфере.

Особенности интеллектуального развития

Только 25% аутистов имеют отставание в умственном развитии, у остальных детей наблюдается это отклонение.

  1. Ребёнок не может сосредоточиться.
  2. У малыша отсутствует целенаправленность действий.
  3. Карапуз быстро теряет интерес к определённому занятию.
  4. У ребёнка отсутствует внимание.
  5. У малыша нарушено ассоциативное мышление.
  6. Практически отсутствуют логика.

Нужно понимать, что наличие данных симптомов не говорит о том, что у ребёнка отклонения в умственном развитии. У некоторых детей при наличии данных признаков могут наблюдаться повышенные способности в узкой области.

Среди детей, у которых диагностировано умственное отставание, в основном, лёгкая и средняя степень тяжести, в редких случаях тяжёлая форма.

Несмотря на то, что у таких детей может быть отставание в умственном развитии, они могут быть способны к обучению. Поэтому следует знать, если учитель и родители будут заниматься с ребёнком, малыш начнёт повышать свои навыки. Если жизнь карапуза сопровождается какими-то постоянными стрессами или серьёзными болезнями, может происходить и регресс умственной деятельности малыша.

Что могут принимать за аутизм

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Основными признаками данной патологии являются:
  • неусидчивость,
  • затруднения в обучении,
  • таким деткам сложно концентрироваться на одном предмете,
  • они слишком подвижны.
  1. Тугоухость. Из-за того, что ребёнок плохо слышит, могут проявляться задержки развития речи. Кроме того, он может неправильно произносить звуки, с не той интонацией, слишком громко, плохо откликаться на своё имя, не выполнять просьбы (потому что не может их расслышать).
  2. Шизофрения. Характерно появление страхов, каких-то навязчивых идей, изолирование, малыш может сам с собой разговаривать.

Диагностика

Производится несколькими способами:

  1. Методика постоянного наблюдения за малышом. При наличии каких-то свойственных симптомов, следует насторожиться и обратиться к специалисту.
  2. Проведение тестирований. Если ребёнок ещё слишком мал, на вопросы отвечают родители, на основе наблюдений за малышом:
  1. Инструментальные методики:
  • ультразвуковое исследование мозга,
  • электроэнцефалограмма,
  • проверка слуха.

Лечение

Курс необходимых мер в себя включает следующее:

  1. Поведенческая терапия. Важно наблюдать за поведением малыша и за тем, как он реагирует на определённое действие. Когда хорошо изучен характер ребёнка, подбираются необходимые стимулы. Для кого-то это может быть музыка, для кого-то вкусная еда. Потом необходимо реакции, которые нравятся ребёнку подкреплять какими-то поощрениями, то есть награждать ребёнка за проделанную работу. Так вы получите, какой-никакой контакт с малышом, а у него закрепятся какие-то навыки и умения. Таким образом, можно уменьшить агрессию у ребёнка.
  2. Занятия с логопедом. Это необходимо для того, чтобы правильно поставить речь ребёнка, ведь ему ещё необходимо учиться в школе. Поэтому, чаще всего к логопеду обращаются ещё до 7 лет (если уже был диагностирован аутизм).
  3. Стимуляция выработки социального общения и навыков самообслуживания. Для этой цели могут использовать специальные картинки на карточках. Например, на них может быть изображено то, что ребёнок, проснувшись, поднимается с кровати и чистит зубы.
  4. Медикаментозная терапия. Лечение таблетками применимо лишь в критических ситуациях, когда особое поведение вредит развитию ребёнка. Но вы должны понимать, что истерические припадки или монотонные действия это способ общения ребёнка, а не патологическое проявление. Важно, чтобы психотропные или успокоительные препараты назначал только специалист, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением.

Рекомендации

  1. Необходимо, хоть иногда водить ребёнка к психологу, не рассчитывайте на то, что будет достаточно только домашнего обучения и занятий в специальных учреждениях.
  2. Рекомендуется выбрать ребёнку личного психиатра.
  3. Нужно обязательно составить чёткий распорядок дня для такого малыша.
  4. Родителям потребуется психологическая поддержка, особенно людей с похожими проблемами.
  5. Никогда не повышайте голос на такого ребёнка, с ним нужно общаться только спокойно.
  6. Нельзя изменять привычную обстановку. Это очень не понравится малышу, может вызвать даже нервные припадки.
  7. Хоть изредка, хотя бы раз в году, но оставьте карапуза с человеком, которому вы доверяете и отдохните, ведь родителям тоже нужно делать передышку, чтобы облегчить своё психологическое состояние.
  8. Некоторые специалисты рекомендует завести домашнего питомца. Это должно быть тихое спокойное животное, например, рыбка.
  9. Не забывайте показывать свою заботу и любовь карапузу.
  10. Помните о том, что ребёнку нужно личное пространство и время побыть наедине с собой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: