Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет возрастной кризис 7 лет. Вы узнаете, каким образом он может проявляться у ребенка. Выясните, по каким причинам развивается. Вам станет известно, как необходимо себя вести для того, чтобы данный период быстрее завершился и прошел с наименьшими потерями.
Особенности семилетнего возраста
- Ролевые игры приходят на смену манипулятивным. Взрослый человек являет собой образец нормы общества. Прибегая к игре, ребенок избавляется от внутренних страхов. Она способствует его личностному развитию.
- Формируется мотивационная система.
- Продолжает активно развиваться воображение.
- Формируется понятийное и наглядно-образное мышление.
- Ребенок понимает, что собой представляют нормы этики и морали.
- Малыш готов к школе – готовность может быть эмоциональной, коммуникативной, технологической, когнитивной и личностной.
- Школа отождествляется с работой у взрослых.
Суть кризиса
Психология семилетнего ребенка потребность занятия значимой позиции, ощущение важности в глазах взрослых, приобретение их уважения.
- Суть кризиса заключается в развитии саморегуляции. У ребенка появляется потребность во внимании окружающих к его персоне, вычурное поведение, демонстрация излишней наивности, чередующаяся с взрослостью.
- Малыш открывается для общения с теми людьми, кого он уважает. Если окружающие не видят в нем взрослого человека, начинается протест.
- У ребенка еще нет нужных навыков взаимодействия с окружающим миром.
- Он на периферии младшего и школьного возраста. Все еще с удовольствием играет, но уже ощущает чувство вины, ведь уже «не маленький, чтоб играть игрушками».
О завершении кризиса могут свидетельствовать три главных проявления:
- эгоцентризм переходит к децентрации,
- наблюдается овладение познавательной деятельностью,
- психические процессы становятся произвольными.
Возможные причины
Изменения в привычной жизни приводят к возрастному кризису
Кризис 7 лет у ребенка может быть обусловлен наличием следующих факторов.
- Малыш пытается проанализировать свои чувства, разобраться в эмоциях. Он отличает события, которые вызывают чувства радости и грусти. Так как руководить переживаниями ему крайне сложно, возникает манерность, упрямство, капризы и агрессивное поведение.
- В организме ребенка происходят физиологические изменения, ускоряется рост, выпадают молочные зубы, на их месте появляются постоянные. Малыша посещает излишнее волнение, непонимание того, что происходит. Это и приводит к симптомам кризиса.
- Ребенок ощущает, что ему не хватает новых познаний.
- Появляется желание наследовать поведение взрослых.
- Начало посещения школы самым сильным образом влияет на развитие кризисного периода. У ребенка меняется его окружение, теперь он должен сидеть за партой на протяжении 45 минут, слушать, что говорит учитель.
Характерные признаки
Давайте рассмотрим, что собой представляют симптомы кризиса семилетнего возраста.
- Самоутверждение. Ребенок требует от своих родителей выполнения его желаний, всех без исключения. При этом не так ценно получение желаемого, как ощущение своего превосходства, своей взрослости. Ведь его слушаются, ему подчиняются.
- Прихоть. Ребенок демонстрирует свою самостоятельность, наотрез отказывается от помощи взрослых, не хочет слушать их указания и советы.
- Кризис идеалов. У малыша формируются новые ценности. Ему уже неинтересны привычные игрушки. Он начинает ломать любимые вещи, специально повторяет плохие слова, чтобы проследить за реакцией родителей.
- Если со стороны мамы и папы идет излишняя опека, ребенок может расти с проявлениями деспотических наклонностей, в том числе и с жестоким отношением, направленным на других детей.
- Отрицание. Некоторые родители путают данный кризис с непослушным поведением. Однако, в случае с кризисным периодом малыш отказывается следовать просьбам взрослых без видимых на то причин. В такой ситуации любое наказание не будет действенным. Лучше ребенка чем-то увлечь, а потом повторно попросить о своей просьбе.
- Упорство. Малыш не хочет подчиняться обычному дневному распорядку. Он отказывается идти в школу, рано подниматься, делать домашнее задание.
- Конфликтность. Ребенок ощущает сложности в адаптации к новым условиям жизни, правилам. Вследствие этого ссоры с окружающими возникают регулярно.
Советы родителям
Давайте рассмотрим, что собой представляют рекомендации психологов касательно того, как родители должны реагировать на возрастной кризис.
- Осознайте, что подобный период является временным. Кризис необходимо пережить.
- Продолжайте быть внимательным по отношению к своему чаду. Не лишайте его любви и заботы, но и не преувеличивайте с опекой.
- Позвольте ребенку иметь свой круг общения.
- Всегда будьте готовы поддержать своего малыша в трудную для него минуту. Важно, чтоб в вашей семье были открытые и доброжелательные отношения.
- Нередко причина острого течения кризиса кроется в несоответствии возможностей ребенка к требованиям родителей. Поэтому важно подумать, все ли ваши требования и запреты являются обоснованными? Возможно, малышу стоит дать больше свободы действий.
- Осознайте, что ваш ребенок уже не маленький. Научитесь понимать его, считаться с мнением своего сына или дочери.
- Если ваши отношения с чадом уже напоминают сражение на боевом поле, накалены до предела, то не исключено, что пора временно отдохнуть друг от друга. Если имеется такая возможность, на пару дней отправьте малыша к родственникам. Во время отсутствия ребенка важно окружить себя спокойной обстановкой.
- Создавайте условия для общего развития малыша. Читайте ему сказки, беседуйте, играйте, вместе изучайте познавательные книги.
- Психологически подготавливайте ребенка к школе, если она вам еще только предстоит. Описывайте ее с положительной точки зрения. Делайте акцент на то, что даже если возникнут какие-то сложности, со всем можно будет справиться. Перед тем, как идти в первый класс посетите школу, проведите ребенку экскурсию. Если школьная среда будет для него знакомой, процесс адаптации пройдет легче.
Как не стоит себя вести
Не лишайте ребенка свободы
- Не прибегайте к способу воспитания при помощи приказов и давления. Вместо того, чтобы на все говорить «нельзя», обосновывайте свои запреты, анализируйте возможные последствия неправильных действий ребенка. Лучше, если вы предложите выполнить какое-то действие в виде игры или покажите на примере героя мультфильма или сказки, как нужно правильно поступить.
- Не указывайте своему малышу, с кем ему дружить можно, а с кем нельзя. Не ограничивайте его общение со сверстниками.
- Не допускайте гиперопеку. Ребенок в определенный момент сам обратиться к вам за советом или помощью, тогда и окажете свою заботу.
- Не ограничивайте свободу малыша. Этим вы еще больше усугубите кризис. Ребенок должен сам разобраться в возникающих переживаниях. Задача родителей направлять его, ненавязчиво контролировать.
- Никогда не обсуждайте своего малыша, не упрекайте его, беседуя с другими людьми, в частности со взрослыми. Так вы лишитесь его доверия навсегда.
- Никогда не превозносите себя над ребенком, не указывайте ему на то, что вы лучше знаете, как быть, что он еще маленький.
- Не препятствуйте высказыванию личного мнения. Пусть ребенок также участвует в семейных разговорах.
- Не требуйте от малыша соблюдения обычного дневного распорядка. Позвольте ему самостоятельно составлять свой график.
- Не относитесь к малышу, как к своей собственности. Он не должен повторять вашу судьбу и достигать того, что вы не сумели.
Теперь вы знаете, что собой представляют особенности кризиса семи лет. Зачастую это время припадает на начало посещения школы, что само по себе является стрессом для детского организма. Помните о рекомендациях, изложенных в данной статье. Не забывайте о том, какие действия являются недопустимыми в данной ситуации. Проявляйте свою любовь и заботу, поддерживайте своего ребенка и все будет хорошо.