Основные принципы методики Марии Монтессори

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы рассмотрим методику Монтессори. Вы узнаете, что это, что она собой представляет. Поговорим о ее принципах и положениях. Выясните, как должно происходить зонирование помещения. Ознакомитесь с правилами в школах, используемых данную методику. Вам станет известно, что необходимо делать дома, чтоб самостоятельно заниматься со своим карапузом по методике Марии Монтессори.

Общие сведения

Портрет Марии МонтессориМария Монтессори

Основателем данной методики является Мария Монтессори, которая была первой женщиной, освоившей профессию врача в Италии. Ее работа заключалась в общении с детками, имеющими отклонения в развитии. Она определила свой личный курс реабилитации, который впоследствии был высоко оценен в педагогической среде. В 1907 году открывают «Дом ребенка», куда приглашают, как дошкольников, так и школьников (здоровых деток). Именно тут впервые применяется методика Марии Монтессори.

Идеи данного метода:

  • дети являются уникальными личностями, начиная с момента появления на свет,
  • у всех карапузов присутствует стремление к развитию и труду, оно является врожденным,
  • родители должны помогать раскрыть детский потенциал, а не вести ребенка за собой,
  • малыш самостоятельно познает мир, педагоги и родители только подсказывают ему, ожидая инициативы от ребенка.

Главная идея устранить родителей от ребенка в процессе игры и даже при выборе рода занятий. Взрослый должен аккуратно направлять своего карапуза, помогать ему, знакомить с определенными вещами, рассказывать о предметах и животных, произносить их названия.

Особое значение имеет возраст начала применения данной методики. Например, если Вы просите малыша, чтоб он собрал башню из кубиков, а он не может этого сделать, и с радостью ломает башенку, построенную Вами, то пусть игра будет такой. Родители должны осознать, что ребенок иначе познает окружающий мир.

В методике Монтессори категорически запрещается:

  • допускать метод соревнования между детьми в процессе воспитания,
  • сравнивать одного ребенка с другим,
  • оценивать карапуза, отталкиваясь от общепринятых стандартов,
  • заставлять что-либо выполнять,
  • применять наказание,
  • незаслуженно хвалить.

Принципы

Маленькая девочка занимается с пособием МонтессориРебенку нужно позволять быть самостоятельным

  1. Индивидуальность. Крайне важно, чтоб каждый ребенок мог индивидуально развиваться. Педагог должен только способствовать развитию его потенциала.
  2. Самокоррекция. Малыш сам замечает ошибки, исправляет их, если это возможно.
  3. Личное пространство. Ребенок осознает свое положение в микросоциуме. Также понимает, что каждый предмет имеет свое место. Так он привыкает к порядку.
  4. Социальное взаимодействие. Комплектация детей разных возрастов в одну группу для того, чтоб старшие помогали младшим. Так дети учатся заботиться о своих близких.
  5. Жизненный опыт. Ребенок развивается, используя предметы обихода. Он учится сервировать стол, застегивать пуговицы, вытирать пыль. Приобретает свой опыт, начиная с ранних лет.

Положения

Мама разговаривает с дочкой. Девочка собирается рисовать рисунокРодители должны хвалить ребенка за его заслуги

  1. Окружение малыша лучший учитель для него. Карапуз интересуется тем, что находится вокруг него. Это нормальный процесс, он наблюдает определенные явления, узнает, как те или иные вещи работают. Благодаря этому, малышу будет легче выбирать занятия, развивающие его склонности.
  2. Не спешите прибегать к критике. Ребенок, которого все время критикуют, и сам принимает решение критиковать окружающих, в числе которых оказываются и его родители. Поэтому крайне важно концентрировать внимание на личных достижениях малыша, а не на том, кем и как было что-то выполнено.
  3. Нужно хвалить своего ребенка. Малыш, который слышит от родителей похвалу, получает умение оценивать вещи, действия и предметы. При этом важно, чтоб похвала возникала не на пустом месте, а была заслуженной.
  4. Враждебный настрой учит карапуза драться. Родители должны понимать, что к конфликтам необходимо подходить на более спокойном уровне. Но малыш должен знать, что, в случае чего, он сможет за себя постоять.
  5. Важно честно относиться к ребенку, чтоб он рос справедливым. Нельзя постоянно хвалить или критиковать карапуза. Общайтесь с ним так, как он этого заслуживает, будьте справедливы к его действиям и результатам. Так малыш будет расти, и учиться, как нужно правильно относиться к людям.
  6. Не высмеивайте карапуза, иначе он будет робким. Родители должны понимать, что ребенка, над которым насмехаются, особенно его самые близкие люди, будут пугать его желания, в том числе и амбиции. Помните о том, что детки крайне чувствительны.
  7. Создавайте карапузу ощущение безопасности. Необходимо понимать, что спокойная атмосфера в семье способствует тому, чтоб малыш начал доверять своим близким и миру, который вокруг. Но при этом нужно следить за тем, чтоб он не рос излишне наивным.
  8. Постоянное ощущение позора приводит к постоянному чувству вины. Если Вы видите, что малыш сам не справляется, аккуратно помогите ему. Не давайте ребенку задачи, которые ему не по силам.
  9. Родители, которые одобряют своего ребенка, учат его самоуважению. При этом важно не перехваливать малыша, иначе он решит, что самый лучший, самый умный, станет зазнайкой.
  10. Снисходительно относитесь к ребенку он будет терпеливым.
  11. Подбадривайте карапуза. Он будет расти с верой в себя, со знанием того, что сможет многого добиться своими силами.
  12. Малыш, который растет в окружении уважения и любви, будет расти счастливым, сможет дарить окружающим свое тепло и любовь.

Правила школы по методике Монтессори

Мальчик и девочка стоят возле стенда с материалами

  1. Если малыш способен самостоятельно справиться с поставленной задачей, ему позволяют это сделать, не вмешиваясь. Так он приобретает уверенность в себе, учиться независимости.
  2. Все дети должны быть тихими, не мешать остальным заниматься. Но если кто-то хочет «выпустить пар», он должен удалиться в комнату для расслабления.
  3. Все, с чем ребенок взаимодействует, он должен помыть, убрать или положить на место. Так у деток развивается уважение к остальным.
  4. Малыш, который первым берет игрушку или какие-либо учебные материалы, занимается или играет с этими предметами. Дети растут с пониманием того, что есть свои и чужие границы.

Уроки организовываются, исходя из трех разновидностей занятий:

  • индивидуальные (детей может быть от одного до трех) учитель предлагает интересный материал, который быстро демонстрирует, после этого малыш или несколько детей занимаются с материалом без помощи взрослого, во время такого занятия другие карапузы ни о чем не просят воспитателя,
  • групповые объединяются дети, имеющие ориентировочно одинаковый уровень развития, занятие проходят по схожему сценарию, другие детки занимаются без участия воспитателя,
  • общие на таком уроке задействован весь класс. Это могут быть такие предметы, как гимнастика, история, музыка. Как правило, занятие короткое, после которого детки самостоятельно решают, где и чем они будут заниматься.

Ребенок, занимающийся по данной системе, переходит с одного класса в другой. Подобные переходы определяются способностями отдельно взятого малыша. Данная методика применяется, как для детей младшего, так и старшего возраста. Важное условие во время занятий не мешать остальным.

Зонирование

Часть комнаты, распределенной на зоны по методике Марии Монтессори

Следуя методики Монтессори, необходимо правильно разделять помещение на зоны с учетом их функционального назначения. Первоначально таких зон было пять: сенсорного восприятия, математики, практических действий, языка, и космоса. На сегодняшний день к ним прилагаются дополнительные зоны, в частности, физической активности.

  1. Реальной жизни или практическая. Материалы, которые находятся в данной зоне, помогают обучить ребенка условиям в быту, способствуют формированию гигиенических навыков. Занятия и пособия в данной зоне помогают научиться:
  • ухаживать за собой (одеваться, раздеваться),
  • ухаживать за окружающими предметами, например, поливать цветы,
  • учит различным способам передвижения (обучение малыша бесшумно передвигать предметы),
  • коммуникации (общения со сверстниками, воспитателем).

Тут могут применяться следующие объекты:

  • домашние растения,
  • срезанные цветы,
  • емкости с водой,
  • ножницы,
  • лейка,
  • веник и совок,
  • скатерть.
  1. Сенсорная зона. Тут могут присутствовать следующие объекты:
  • разноцветные таблички,
  • фигуры с разноразмерными объектами,
  • шершавые таблички, лоскутки ткани,
  • колокольчики, другие объекты, издающие звук (развивают слух),
  • разные фигуры (чтоб научиться определять форму объектов),
  • легкие таблички и потяжелее позволят ознакомиться с тем, что объекты могут иметь различный вес,
  • подушечки, излучающие определенные ароматы (позволяют развить обоняние),
  • емкости с едой, имеющей разный вкус (усовершенствование вкусовых ощущений),
  • кувшины с теплой и холодной водой (учит различать температуру).
  1. Математическая. Тут понадобятся следующие материалы:
  • картонные или тканевые цифры,
  • штанги (деревянные) с чередованием долей, красного и синего цвета,
  • веретена,
  • линейки,
  • бусинки, которые позволят ознакомиться с действиями сложения и вычитания.
  1. Языковая зона. Тут могут находиться следующие материалы:
  • вкладыши,
  • картонные или тканевые буквы,
  • подвижный алфавит,
  • рамки для штрихования,
  • картинки различных предметов,
  • книги.
  1. Космическая зона. Тут могут присутствовать:
  • энциклопедии, всевозможные справочники,
  • карты, как природные, так и географические,
  • макет с планетами,
  • типология растительного и животного мира,
  • семена растений,
  • пособие для экспериментов.

Занятия дома

Ребенок раскладывает разные объекты по ячейкам Родители могут самостоятельно создать обучающие материалы

Родителям под силу применить такую методику в домашних условиях. Так Вы можете прибегнуть к следующим упражнениям.

  1. Занятие, при котором ребенок переливает воду, используя две посудины. Также можно предложить полить цветочки при помощи леечки.
  2. Расстегивание и застегивание. Позвольте малышу поупражняться со змейкой на курточке, со шнурками на ботинках, с молнией на штанах.
  3. Возьмите друшлак, какую-то крупу и позвольте ребенку ее просеять.
  4. Когда карапуз отправится принимать водные процедуры, опустите в воду пластиковые шарики, дайте ребенку ложку, пусть он их вылавливает.
  5. При появлении лужицы (например, из чашечки разлилась вода), позвольте ребенку самостоятельно ее вытереть при помощи губки.
  6. Привлекайте карапуза к мытью полов, готовке, стирке.
  7. Поработайте с мелкими объектами. Пусть ребенок научиться их перекладывать. Для этого можно дать ему в руки салатные щипцы.
  8. Предложите малышу порисовать при помощи пальцев, а не кисточки.
  9. Покладите в мешочки объекты, имеющие разную фактуру, например, крупу, бусинки, горох. Пусть ребенок попытается на ощупь догадаться, что именно там прячется.
  10. Давайте малышу нюхать предметы, которые по-разному пахнут. Это могут быть и травы, и специи, и фрукты, и цветы. Так мы развиваем обоняние.

Возрастные особенности

Рука ребенка и материал МонтессориПодходящие материалы для занятий необходимо выбирать с учетом возраста ребенка

  1. До года. Карапузу данной возрастной категории можно оборудовать пространство с использованием мобиля, коврика, окружить ребенка игрушками, которые помогут воспринять движения, цвета.
  2. От года до двух. Ребенок в таком возрасте уже начинает ходить, а, следовательно, его пространство должно расширяться. Расположите, например, бутылочку или принадлежности для купания на кухне в месте, до которого малыш сможет дотянуться. Он будет привыкать, что играть нужно в одном месте, кушать в другом, а купаться в третьем.
  3. От двух до четырех. В таком возрасте можно приучать ребенка к тому, что вещи, которые он одевал или игрушки, которыми игрался, необходимо складывать на место. Хорошо, если одежда будет храниться в шкафчике за закрытой дверью. Так Вы можете попросить ребенка принести футболку, он поймет, что для этого необходимо открыть дверцу. Чем больше действий нужно будет проделать для того, чтоб взять одежку, тем лучше для развития памяти и логического мышления ребенка.
  4. От четырех до шести лет. Малыша можно привлекать к уборке по дому. Например, предложите ему подмести пол, помыть посуду, поучаствовать в приготовлении еды. Ребенок будет не только играть, но и приобретет новые навыки. Он почувствует себя взрослым.

Домашние зоны

Девочка занимается изучением английского алфавита. Работает с деревянными буквами

Разделяя детскую комнату на отдельные тематические участки, нужно учитывать, что расположение предметов, которые могут понадобиться ребенку, должны быть в его доступности. Давайте рассмотрим, на какие зоны можно разделить детскую комнату:

  • повседневной жизни тут могут быть предметы одежды, личные принадлежности,
  • языковое развитие тут будут книги, кубики, развивающие картинки,
  • творчества – все для рисования, лепки, развития музыкальных способностей
  • естествознания тут будут предметы, которые обучат малыша многообразию растений, животных, игрушки, вещи, которые познакомят его с цветами, формой,
  • сенсорного развития – предметы, которые познакомят ребенка с различными материалами, фактурой, формой, позволяющие развить тактильные ощущения и речевые навыки,
  • активности – место, где малыш сможет найти предметы для активного времяпровождения, например, мячи, спортивно-развлекательные атрибуты, скакалка.

Преимущества и недостатки

Девочка изучает материал Монтессори

Вы, наверное, догадываетесь, что нет ничего абсолютно идеального и правильного, во всем можно найти какие-то положительные и отрицательные стороны. Давайте рассмотрим данный аспект касательно изучаемой методики.

К преимуществам относят:

  • способствует мотивации детей к обучающему процессу,
  • учит быть самостоятельными, планировать и организовывать свою работу,
  • обучает обнаружению собственных ошибок, умению их исправлять,
  • учит взаимопомощи и ответственности,
  • знакомит с окружающей средой и миром в целом,
  • развивает интеллектуальные способности и речевые навыки, аналитические возможности и способность мыслить логически,
  • позволяет легче адаптироваться к социуму.

К отрицательным моментам относят:

  • длительную подготовку педагогов,
  • отсутствие стандартной системы обучения вызывает проблемы с адаптацией при переходе в простую школу,
  • высокая стоимость обучения в центрах за методикой Монтессори, так как необходимо использовать дорогостоящие обучающие материалы, изготовленные по сложным технологиям,
  • при таком обучении наблюдается преобладание интеллектуальных способностей, значимость творческого потенциала снижается,
  • ребенок читает только для того, чтоб получить информацию,
  • привязка к тому, что нужно быть самостоятельным, влияет на ограничение взаимодействий с другими детьми,
  • обычные игрушки практически не применяются в процессе обучения.



Теперь Вы знаете, что собой представляет методика раннего развития, рассматриваемая в данной статье. Как видите, и она имеет определенные недостатки. Помните о том, что необходимо учитывать индивидуальные особенности своего карапуза, определяясь с методикой развития и с оптимальным возрастом для начала ее изучения. Не расстраивайтесь, если Ваш малыш не демонстрирует успехов его ровесников, он еще может их догнать, всему свое время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: