Влияние русской народной сказки на развитие речи ребенка

Народная сказка в развитии речиПроблема формирования творческих личностей и раскрытие читательского потенциала воспитанников остро стоит перед воспитателями ДОУ. Русская народная сказка в развитии речи ребенка играет не последнюю роль. У ребят возникают трудности восприятия произведений устного народного творчества, пропадает интерес к книге. Детей порой сложно заинтересовать чтением сказок, хотя на прилавках магазинов много ярких и красочных произведений.

 Русская народная сказка в развитии речи ребенка

В организованной деятельности ДОУ эта работа проводится на занятиях. Поэтому особенно важно учить детей старшего дошкольного возраста слушать русские народные сказки, понимать их основу, фиксировать в речи полученные знания, говорить правильно и проявлять интерес к устному народному творчеству.

Огромное значение для формирования речи дошкольников играет русская народная сказка. Она написана на живом и выразительном языке. В ней много остроумных эпитетов, смысловой поэтики. Никакие другие произведения не имеют такое идеальное расположение труднопроизносимых звуков, за счет которого образная трактовка произведения не вызывает затруднений у детей старших групп.

Работа со сказкой положительно влияет на процессы речевого, эмоционально-волевого развития ребенка, способствует приучению к образному восприятию богатства и многообразия окружающей действительности, пробуждает интерес к миру и развитию собственного «Я». Особенно эффективно развивается связная речь дошкольника, поддерживается его положительное эмоциональное состояние, а, следовательно, улучшается результативность процесса усвоения знаний.

Книга со сказками

Русские народные сказки обогащает словарный запас воспитанников. Их тексты не только способствуют активации и развитию словаря, но и учат правильному построению диалогов, а также оказывают положительное влияние на процесс развития связной речи.

Адекватное, полное и точное отображение средствами языка того или иного фрагмента действительности (или предметной ситуации) является основной целью речи и письма.

Анализ русской народной сказки для развития речи

Включение в традиционные занятия игр и заданий, основанных на целостном анализе русской народной сказки, призвано способствовать закреплению навыков монологической и диалогической речи, переносу их в естественные условия общения. Это помогает воздействовать на личность ребенка, обогащая его читательский опыт.

Анализ системы образов (персонажей)

Проводится выделение главных и второстепенных героев. При знакомстве с произведением необходимо учить дошкольников выделять образы персонажей, определять их роль в тексте — ведущую или фоновую — и объяснять, почему тех или иных героев можно считать главными или второстепенными (обучение основам монолога-рассуждения). Так русская народная сказка в развитии речи ребенка приобретает новый виток — развитие правильной логики.

После рассмотрения персонажей проводится словесное рисование персонажей (с помощью речи рисуется портрет). После прослушивания дети могут составлять словесные портреты героев, в которых необходимо активно использовать прилагательные.

Дети рассказывают про героя сказки

 Сюжетный анализ

Для анализа сюжета и попутного развития речи проводится ряд взаимодействий с детьми:

  1. Сопоставление произвольного элемента сюжета с характерами действий героев. Дети при этом учатся отвечать на вопросы о поступках героев, используя глаголы и оценочные прилагательные, а также продолжают осваивать сравнительные обороты. Любая русская народная сказка в развитии речи ребенка выявит новые потенциалы для характеристики действий окружающих, как это делается в отношении сказочных персонажей.
  2. Пересказ текста по сюжетной картине или серии сюжетных картин. Дети учатся самостоятельному пересказу текста с опорой на наглядность.
  3. Используя серию сюжетных картин к сказкам, необходимо выкладывать их в разном порядке, давая детям задание сначала восстановить правильный порядок иллюстраций, а потом пересказать сюжет в текстовой последовательности. Благодаря этому формируются представления о тексте как сложном образном и синтаксическом целом. Происходит развитие речи и логики.

Разложить карточки сюжета логично

Композиционный анализ

Что нужно сделать с детьми:

  1. Деление текста на смысловые части, составление его плана. На основе сказок можно обучать ребят делить сказку на основные части и объяснять при этом свой выбор, развивая речь.
  2. Обучение выделению обрамляющих формул. Понимание роли обрамляющих и медиальных формул проверяется в дополнительном задании — рассказать о каждой части в отдельности и описать ее функции.
  3. Уяснение пространственно-временной специфики сказочного мира. Можно рассматривать путешествие героев с помощью слов: в пути, по дороге, в колодце, в лесу и т.д.

Анализ языковых средств изобразительности и выразительности

Еще один блок заданий для развития речи ребенка через художественные произведения с высоким смыслом:

  1. Подбор синонимов. При составлении описаний персонажей и обстановки необходимо обучать детей подбирать синонимы к существительным и прилагательным с целью более точной характеристики предметов.
  2. Подбор антонимов. При анализе русских народных сказок и особенностей развертывания их сюжета необходимо учить воспитанников подбирать антонимы к существительным, прилагательным и глаголам с целью более точного понимания внутреннего драматизма произведения и, конечно, развития речи и словарного запаса.
  3. Анализ реплик героев как средства их художественной характеристики, составление воображаемых диалогов между героями. Здесь можно разыгрывать с детьми воображаемые диалоги.

Антонимы в русских народных сказках

Творческие формы работы

Ребята могут проявить свою творческую смекалку, развить речь и память при помощи небольших упражнений. Например, предложите им придумать окончания для ряда фраз: «Иван выглядел…», «Аленушка любила…» и т.д.

Любая сказка может быть дополнена с легкой руки детей с хорошей фантазией. Необходимо предлагать им пофантазировать и рассказать услышанное так, как им хочется, добавив свои детали, события, героев. Так русская народная сказка в развитии ребенка принимает форму источника вдохновения.

Почему бы не сделать на основе доброй интересной сказки постановку? Воспроизведение сюжета в диалогах — это познавательно и весело. Ребята в парах должны разыгрывать между собой диалоги героев сказки, вводя в них придуманные самостоятельно реплики, соответствующие характеру и речевому поведению героя.

Дети играют в сказку

Четвертым шагом в развитии речи благодаря художественному произведению станет коллективный труд — сочинение сказок. После работы над каждой сказкой в отдельности необходимо предлагать детям творчески осмыслить образы и решения и сочинить совместно новую сказку. Вдруг она окажется даже лучше.



Когда старшие дошкольники знакомятся с красивыми произведениями, они одновременно развивают речь. Фольклор занимает важное место в их общении, отражает логику мышления, служит компонентом эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: