Статья о родительских противоречиях, когда слишком быстро что-то запретили ребенку, а затем поняли, что погорячились, или ребенок привел весомые аргументы против запрета.
В идеале каждый родитель видит себя твердым и последовательным в своих решениях, но иногда стоит проявить гибкость, когда сама ситуация подсказывает, что лучше пойти на компромисс. Простой пример – была договоренность на две сказки на ночь, но малыш просит третью и никак не хочет засыпать, в этом случае уместно будет уступить, тем более что лишняя сказка пойдет только на пользу.
Конечно, если дело доходит до рисунков на обоях или шпильках в розетке, твердый родительский запрет будет весьма кстати. Что же делать, если не ребенка не действует слово «нет» или «нельзя»? Здесь поможет искренняя, может быть даже слегка преувеличенная демонстрация своего огорчения: следует понятно объяснить причину запрета и прямую связь с поступком ребенка. Главное – не переусердствовать, поскольку дети очень внушаемы, и малыш может связать огорчение мамы или папы не с последствиями своего поведения, а лично с собой.
К запретам и ограничениям следует подходить осторожно и очень внимательно.
Итак, запреты безусловные, связанные с безопасностью ребенка и окружающих. Перечень «нельзя» довольно обширный, вот основные:
• лезть в огонь
• брать в руки острые предметы
• брать в рот и глотать несъедобные вещи
• без сопровождения взрослых подходить к водоему
• высовываться из окна и т.д.
Условные запреты, могут быть строгими или нет, это зависит от ситуации:
• Не нужно прыгать, шуметь и громко кричать в общественных местах, это доставляет неудобства другим людям, лучше это делать в спортзале или на прогулке в лесу.
• Нельзя брать чужие вещи, обязательно нужно спросить разрешения хозяина.
Психологи предлагают несколько простых правил запрещения:
1. Объяснение причины запрета и последствия непослушания.
2. Если предложить ребенку заменить нежелательное действие более интересным занятием, можно избежать категорического прямого отказа.
3. Предоставление ребенку большей самостоятельности в активном изучении окружающего мира, но под чутким родительским надзором. В этом случае запреты распространяются только на небезопасные действия.
4. Терпение в объяснениях, а возможно даже неоднократное повторение того, чего делать нельзя или не нужно поможет малышу постепенно запомнить и усвоить простые правила.
И уж совсем непонятными для детей остаются обобщенные запреты вроде «больше не смей так плохо поступать!», ожидаемая реакция – а как надо? Или «нельзя быть таким плохим», ожидаемая реакция – а каким можно быть?
Неприемлемо общаться с ребенком в категорическом приказном тоне «хватит болтать, пойдем домой», достаточно перефразировать на «нам уже пора домой, давай спросим у твоего друга, может и ему тоже».
Следует помнить, что требования безоговорочного повиновения без объяснений или рассуждений может привести к двум противоположным, но одинаково неправильным реакциям – слепого повиновения и как следствие неспособности принимать самостоятельные решения, либо категорического протеста и открытого негатива.
Уступки не должны восприниматься как слабость прежде всего самими родителями, тогда и малыш будет их понимать и принимать на условиях равноправия. Например «я понимаю, что это платье тебе не нравится, поэтому можешь надеть другое», или «вообще у нас принято есть печенье после обеда, но ждать еще полчаса, поэтому можешь немного утолить голод».
Если вовремя вспомнить, что в любом конфликте есть две стороны, можно избежать множество трудностей воспитания, ведь детям с родителями тоже бывает трудно и непонятно. А когда не получается, не стыдно обратиться к профессионалам за помощью.