Нет такой семьи, где бы ни возникал вопрос восстановления и сохранения порядка в доме. С одной стороны ребёнок, разбрасывающий по всей жилой площади свою одежду вместе с игрушками и, как правило, не желающий их складывать в специально отведённые места, а с другой – родители, тщетно призывающие к порядку. Главная причина детского непослушания кроется в качестве сложившихся семейных отношений.
Среди семейных традиций и ценностей восточных государств доминирует иерархический принцип построения семейных отношений, когда ребёнку даже на ум не приходит крамольная мысль не подчиниться взрослым. Авторитет родителей очень высок и не подлежит никаким сомнениям.
В западных странах все сферы жизнедеятельности, в том числе и семейные, пронизаны принципами демократии, диктующими родителям уважения к личности своих детей. Принимая во внимания, что главная демократическая цель любого воспитательного процесса – создание условий для формирования свободного человека, – родители не должны мешать ребёнку самому принимать решения и делать ошибки. И так до тех пор, пока свободная личность ребёнка не начнёт мешать окружающим, ведь родители – тоже свободные люди, чьё право на личное пространство нельзя ущемлять. За нарушение личных, пространственных границ других людей неминуемо должна налагаться ответственность.
В современных российских семьях восточные и западные принципы воспитания в чистом виде не прижились. Из них родители берут некоторые идеи, применяя их с разной степенью успешности в своём воспитательном опыте. Для пополнения этого же опыта психологи предлагают родителям, желающим урегулировать вопрос соблюдения детьми порядка в доме, обратить внимание на три важных момента:
1. Подкрепление детской самостоятельности.
В качестве обоснования послужит факт о том, что детская лень – это неврождённое, а приобретённое в процессе воспитания качество. Иными словами, родители, которым часто не хватает времени и терпения, сами формируют из своих детей ленивых и несамостоятельных особей. А ведь поначалу ребёнок проявляет большой интерес ко всему, что делает взрослый, и даже пытается подражать. Поэтому если трёхлетний малыш выразил желание подмести пол или помыть свою чашку, то маме не нужно в панике отбирать у него эти вещи, с причитаниями что, он ещё маленький, сделает всё плохо и ей придётся после него всё переделывать. Лучше удовлетворить просьбу ребёнка, похвалить его за пускай и неумелую, но самостоятельную уборку и тогда, уже в более старшем возрасте, не должно возникнуть особых проблем с наведением порядка в доме;
2. Уважение права на личное пространство каждого члена семьи.
Какими бы ни были любящими и тёплыми отношения в семье у любого человека, временами, возникает потребность побыть наедине с собой. Поэтому у каждого члена семьи должно быть своё личное место: мамин столик с косметическими средствами, которые ребёнку не позволено брать; папино кресло, из которого, по первому же требованию, нужно убирать все игрушки. Своя комната или, хотя бы угол должен быть и у ребёнка, где он может играть и раскладывать вещи, как его душе угодно. Ведь и родители должны уважать право своего отпрыска на личное пространство, а потому не устанавливать там своих порядков;
3. Нужно избегать жёстких критериев и требований, потому что детские и родительские представления о порядке могут отличаться: родитель предлагает складывать игрушки по цвету, размерам, видам, а ребёнок предпочитает разместить их по принципу удобства или симпатии.
Итак, если принимать во внимание вышеизложенные рекомендации, то существует большая вероятность качественного улучшения семейных отношений, когда вопрос соблюдения порядка в доме перестанет быть острым и животрепещущим.