Этап развития ребенка в возрасте 22 месяцев можно охарактеризовать, как подготовка к грядущему двухлетию, когда маленький человечек становится полноценной личностью. В 1 год и 10 месяцев малыш способен впитывать в себя огромное количество информации, поэтому родителям не только нужно постоянно обеспечивать безопасность маленькому исследователю, но и рассказывать ему об окружающем мире, уделяя крохе как можно больше внимания.
Физическое развитие
Выполняя какие-либо действия, дети в возрасте 1 год 10 месяцев уже ставят перед собой конкретные цели, которых стараются достичь собственными силами либо при помощи взрослых. Что интересно, ребенка начинает больше увлекать не сам процесс, а достижение результата, в отличие от недавнего времени, когда действия малыша были менее осмысленными. Оказывать помощь нужно только тогда, когда видно, что малыш сам не может справиться. Если он начинает капризничать из-за своих неудач, но мама или папа видит, что со следующей попытки у него все получится, нужно дать малышу возможность самостоятельно преодолеть возникшие трудности.
В 22 месяца жизни ребенок вполне уверенно умеет держать ложку и вилку, а также пить из кружки. Некоторые дети уже учатся держать столовые приборы правильно, а не простым хватом. Если тарелка с едой или кружка не переполнена, то во время обеда кроха не расплескивает и не разбрасывает еду, оставляя стол после себя чистым.
Большинство малышей в данном возрасте самостоятельно умеют пользоваться горшком, контролируя свои физиологические потребности в ночное время. Конечно, изредка кроха может и испачкать белье, но вероятней всего, захотев на горшок, ребенок даст знать об этом своим родителям.
Как одеть ребенка перед прогулкой
Одевая малыша на прогулку, родители сталкиваются с тем, что кроха норовит поскорее стащить с себя только что одетую вещь. Это, а также высокая подвижность и невозможность усидеть долгое время на одном месте, значительно усложняет взрослым поставленную задачу. Если в процессе одевания участвуют оба родителя, одеть ребенка намного легче, чем когда он остается под присмотром только одного из них.
Если малыш постоянно стягивает с себя шапку, нужно задуматься – возможно, сейчас слишком жарко для головного убора и ребенку в ней просто некомфортно. Пройдет еще немного времени, и кроха не только не будет препятствовать одеванию, но и наоборот, станет помогать родителям, просовывая свои руки и ноги в рукава и штанины. Тем не менее, нелюбовь к теплым шапкам сохранится у него на гораздо более долгое время.
Одевание можно сделать более интересным для малыша и более легким для родителей, если во время данного процесса напевать ему песенки, либо рассказывать рифмованные стишки-потешки.
Выбирая малышу одежду, нужно отдавать предпочтение удобным и добротно сшитым вещам, сделанным из натуральных тканей. Так как малыш еще одевается с помощью родителей, им нужно обратить внимание на удобство застежек, заклепок и пуговиц, а также усилие, которое нужно приложить, чтобы одеть и раздеть ребенка.
Бытовые вопросы
Малышу очень интересно участвовать в делах взрослых, помогая им и одновременно изучая различные стороны домашнего быта. Видя, что родители чем-то заняты по дому, малыш может предложить свою помощь, выразив неподдельную заинтересованность делом. Даже если помощь крохи лишь замедлит работу, не стоит ему отказывать. Наоборот, приучение ребенка к помощи в домашних делах с раннего возраста будет способствовать формированию ответственного отношения к любой работе в будущем.
Дети в возрасте 1 года и 10 месяцев уже умеют открывать двери и шкафчики с одеждой. Как правило, малыши очень любопытны и любят исследовать содержимое домашних шкафов и тумбочек. Чтобы обезопасить себя и ребенка от неприятных сюрпризов, нужно все опасные для малыша предметы переложить в более подходящее место из доступной для него зоны. Также следует позаботиться о сохранности ценных бумаг и документов, чтобы малыш случайно их не испортил.
Большая часть детей в возрасте 22 месяцев продолжают спать в своей первой детской кроватке, но к этому времени малыш уже достаточно подрос, чтобы перейти в кровать большего размера, в которой уже не будет защитных прутьев и перекладин. Кроху можно привлечь к выбору кроватки, совместно посетив мебельный магазин и показав ему различные варианты. Выбирая кровать по каталогу, можно также продемонстрировать ребенку различные модели, чтобы он чувствовал, что его мнение имеет для родителей большое значение. Также с участием малыша можно выбрать матрас, подушку и постельное белье.
Игры и развивающие занятия
Основная проблема молодых родителей – нехватка времени, потому что малыш требует к себе максимальное количество внимания. Планируя занятия с крохой, часть времени с ним проводит только один из родителей, в то время как второй имеет возможность посвятить свободные минуты личным делам. Конечно, в идеале малыш получает наибольшее удовольствие от времяпрепровождения с обоими родителями, так как чувствует себя в этом случае наиболее защищенным. Тем не менее, папа и мама просто физически не могут уделять малышу все свое свободное время, поэтому нужно рационально планировать семейные вечера и прогулки, чтобы получить от совместного отдыха максимум пользы.
При выездах на природу, походах в гости либо в другие незнакомые для ребенка места нужно взять с собой несколько игрушек и вещей ребенка, чтобы среди новой обстановки малышу было более комфортно. Это может быть небольшой плед, дорожная подушка, детское ведерко или другие дорогие сердцу крохи предметы.
Совместные игры
Играя во дворе с другими детьми, малыш продолжает развивать навыки социального общения, проявляя интерес к совместным занятиям. Ребенок уже имеет базовые представления о том, как можно и нельзя себя вести в обществе других детей, поэтому на игровой площадке реже возникают конфликты по поводу игрушек и места в песочнице.
В этом возрасте малыши могут бегать наперегонки, играть в догонялки или кидать друг другу мяч. Сопровождая ребенка на детской площадке, нужно внимательно следить за тем, чтобы кроха не выбежал на дорогу или не залез на опасную высоту, с которой он может легко упасть. Выбирая игровую площадку, следует отдавать предпочтение той, которая предназначена для детей младшего возраста, что отражается в соответствующей высоте горок и качелей, их ярком и красочном оформлении и повышенном уровне безопасности всех игровых сооружений.
Места для прогулок
В возрасте 1 года и 10 месяцев память ребенка способна усваивать громадные потоки информации. Закладываемые в данный момент знания станут основой для дальнейшего развития интеллектуальных способностей малыша. Бывая вместе с ребенком в различных местах, нужно рассказывать ему о них, повышая словарный запас малыша и пополняя его багаж знаний. Ребенку будут весьма интересны тематические и культурно-развлекательные парки, музеи и выставки, а также живописные природные объекты.
Также обязательно нужно посетить с ребенком местный зоопарк или живой уголок. Очень важно с малого возраста прививать ребенку бережное отношение к природе и любовь к братьям нашим меньшим. Как правило, детки проявляют большой интерес к животным в зоопарке, внимательно наблюдают за ними и даже расстраиваются, когда наступает время уходить домой.
Психоэмоциональное развитие
Настроение ребенка в течение дня может довольно стремительно меняться от веселого и бодрого до раздражительного и весьма подавленного. Маме и папе не нужно беспокоиться по поводу эмоционального состояния ребенка, так как данные перепады настроения имеют возрастной характер и через некоторое время его поведение нормализуется.
В этом возрасте можно уже с большой долей уверенности сказать, какая рука у ребенка будет ведущей. Как показывают исследования, от 5 до 10 процентов детей отдают предпочтение левой руке, а часть может вообще равноценно использовать как левую руку, так и правую.
Ребенок в возрасте 22 месяцев поразительно консервативен, требуя от родителей поддержания ежедневных ритуалов, которые дают ему чувство уверенности и комфорта. Он может каждый вечер просить прочитать одну и ту же сказку, либо предпочитать одну и ту же посуду и полностью отвергать еду, поданную в посуде другой расцветки. Иной раз родители долго не могут понять логики подобной привязанности, которая объясняется психологическими особенностями детей данного возраста.
Случая одну и ту же сказку на ночь по десятому разу, ребенок пополняет свой лексикон и получает огромное удовольствие, когда наизусть знает, какая строчка будет следующей. Чтение сказок и совместное с родителями прослушивание музыкальных произведений развивает творческие способности ребенка и открывает перед ним новые горизонты познания.
Речь
В 22 месяца ребенок связно говорит, используя осмысленные фразы из нескольких слов. Конечно, речевые способности каждого ребенка этого возраста индивидуальны. Если одни дети только учатся складывать короткие предложения, то другие могут уже похвастаться достаточно беглой речью, полностью понятной для взрослого слуха. Со временем речевые навыки детей будут выравниваться и не стоит бить тревогу, если малыш еще не очень хорошо разговаривает.
В любом случае, даже если ребенок еще только учится связной речи, для его гармоничного и своевременно развития родители должны как можно больше с ним общаться, не искажая слов, а говоря с ребенком как со взрослым. Также важно выслушать малыша, если он что-то с увлечением рассказывает родителям. Дети в данном возрасте очень любят внимание и расстраиваются, если мама или папа игнорируют их рассказы.
Детские страхи
Часть детей может быть подвержена детским страхам, источник которых может быть как вымышленным, так и вполне реальным. Ребенок может бояться темноты, посторонних звуков за окном или даже чудовищ, приходящих в ночных кошмарах. Если ребенок расскажет папе или маме о своих страхах, нужно отнестись к этому вполне серьезно и подбодрить его, похвалив его за храбрость.
Что умеет ребенок в 1 год 10 месяцев?
Существует ряд признаков физического и психологического развития ребенка, которые начинают проявляться в определенном возрасте. Сравнив их с поведением своего малыша, можно сделать примерные выводы об уровне его развития. В то же время, не стоит забывать, что нижеперечисленные признаки могут впервые появиться несколькими месяцами раньше или позже 22-месячного возраста, поэтому волноваться стоит лишь в том случае, если развитие малыша не соответствует среднестатистическим данным по большинству пунктов. В 1 год 10 месяцев ребенок умеет:
• подниматься и спускаться по лестничным ступенькам;
• играть в мяч, бросая его руками впереди себя либо отбивая ногами;
• самостоятельно есть, правильно держа в руке ложку или вилку;
• не расплескивать во время еды содержимое тарелки и кружки, если они не заполнены до краев;
• помогать надевать на себя одежду, либо наоборот, снимать ее во время одевания;
• начинать (либо продолжать) учиться чистить зубы;
• контролировать свои естественные потребности во время сна, а в дневное время проситься на горшок;
• подражать действиям и жестам взрослых;
• выполнять простые поручения родителей;
• хорошо различать цвета и некоторые оттенки;
• демонстрировать проявление заботы и сопереживания.
Говоря о развитии ребенка за два месяца до двухлетия, нельзя не упомянуть о том, насколько быстрыми темпами происходит обучение малыша новым навыкам и способностям. Каждый день общения с крохой приносит родителям новые удивительные открытия.
В данном возрасте малыш может вполне понятно рассказывать папе и маме о своих желаниях, страхах, вост
оргах и радостях. Общаясь с крохой, родители должны проявлять к нему как можно больше внимания и заботы. Важно, чтобы во время совместных прогулок, игр или просто находясь за общим обеденным столом, малыш чувствовал, что родители не заняты своими делами и заботами, а уделяют время непосредственно ему.