Переход детей из статуса дошкольников в первоклассники – это радостное событие, целый этап в жизни, огромный шаг вперед. Но в сознании ребенка могут возникнуть психологические препятствия в нормальном отношении к будущему процессу обучения, одноклассникам и занятиям в целом, что может являться серьезной проблемой для него и его родителей. Проблема иногда настолько незаметна, что родители воспринимают раздражительность и неуспеваемость новоиспеченного ребенка-школьника как очередную шалость. Это большая ошибка, и тут требуется консультация. Для адекватного реагирования и оказания помощи предварительно оценивается, а скорее диагностируется психологическая готовность ребенка к школе.
Готовность к школе: понятие, виды, компоненты
Принято считать, что ребенок готов к школе тогда, когда психологически достаточно развит, может осваивать школьную программу в коллективных условиях, имеет некий социальный статус. Конечно, он должен быть физически здоров (иметь нормальный рост, хороший вес, давление, нервную систему и прочее), обладать минимальными навыками и знаниями, но не менее важным является личностное внутреннее состояние. Основные компоненты готовности к школе следующие:
- Мотивационная готовность (желание учиться и получать новые для себя знания). Отчасти это и есть психологическая готовность ребенка к школе.
- Интеллектуальная готовность. Нет, речь не о том, что в 1 классе ваш малыш должен складывать в уме и сочинять стихи. Характеристика этого вида скорее такова предполагается наличие аналитического мышления, способности дифференцировать воспринимаемую информацию, логически рассуждать. Анализируется слуховое, зрительное восприятие.
- Эмоционально-волевая готовность. Условия в школе во многом отличаются от тех, что были в детском саду и, тем более, дома. Важный показатель умение настраиваться и слушать учителя, уметь спокойно отсидеть отведенное на каждый урок время, ставить перед собой цели и их достигать.
- Социальная готовность. Характеристикой ее является понимание ребенком того, что он теперь имеет новый статус, у него появились новые права и обязанности. Он должен быть готов к общению со сверстниками.
Важнейшими считаются первых два компонента, оценку которых мы рассмотрим подробнее на примере известных несложных методик. Кроме того, каждый родитель может получить консультацию у своего участкового педиатра или подробные разъяснения у детского психолога.
Психологическая готовность ребенка к школе: диагностика мотивации
Настроенный на учебный процесс ребенок, лучше воспринимает информацию, даже если интеллектуальная его готовность не совсем отвечает требованиям. Интерес к занятиям, словам учителя, новым понятиям приводит к успеху. Обратная ситуация, когда ребенку неинтересно учиться, и он выполняет домашние задания и отсиживает уроки из чувства долга, приводит к падению или полному отсутствию успеваемости, появляется психологический барьер.
Понять заранее, есть ли у детей желание учиться, поможет психологический опросник Божович Л.И. и Гуткиной Н.И. (психолог, кандидат наук, написала несколько книг). Гуткина и Божович смогли простым упражнением добиться высокого результата в диагностике:
Выбор настольной лампы для школьника
По итогам опроса по методике Гуткиной и Божович детей относят к одной из групп:
- Явное желание учиться. Ответы на вопросы скорее «хочу быть умным», «хочу много знать».
- Дети готовы идти в школу, но их привлекают второстепенные моменты: красивый ранец, не надо спать днем. Выбирают роль «учителя» в игре.
- Нейтральное отношение. Детям все равно, пойдут они в школу или нет. В ответах на вопросы преобладает «не знаю».
- Негативное отношение к школе, когда готовности психологической нет как таковой. Это явно прослеживается в ответах на вопросы.
Психологическая готовность ребенка к школе такова, что, кроме желания учиться, оценивается уровень школьной зрелости детей. Для этого применяется тест Керна-Ирасека. Оно включает всего 3 творческих задания:
- Нарисовать фигуру мужчины
- Написать по образцу (подражание). Например, образец «Он ел суп».
- Срисовать группы точек
Показатели: чем ниже сумма балов, тем уровень зрелости выше. Этот психологический творческий тест обычно очень нравится детям.
Интеллектуальная диагностика
Внимание к деталям и сосредоточенность очень важны для правильного усвоения новых знаний в школе. Есть несколько методик диагностики готовности дошкольника в интеллектуальном плане, которые стоит применить даже в том случае, когда психологический тест Гуткиной не пройден (возможно, на результат повлияло настроение, невыспанность). Одна из них – определение того, насколько ребенок способен распределять внимание. Дается задание: в каждой из фигур (квадрат, треугольник, круг и ромб) всегда ставить соответствующий значок (для этого дается образец).
Второй метод – оценка зрительного восприятия, когда детям необходимо показать свое знание геометрических фигур. Им показываются различные рисунки, на которых изображены животные, здания, привычные предметы, мебель, составленные из различных фигур. Задача – назвать в каждом рисунке участвующие в построении фигуры.
Третий метод – оценка слухового восприятия. Произносится вслух какое-то предложение, где некий персонаж делает несколько дел одно за другим. Задача детей – в правильной последовательности назвать эти дела. Например, предложение «Корова проснулась, пожевала траву, полежала на солнце и зашла в загон».
Профориентация школьника — тестирование подростка
Четвертый метод – оценка памяти. Кратковременная память диагностируется путем перечисления ряда существительных, которые ребенок воспринимает на слух и должен потом воспроизвести в любом порядке (все, что смог запомнить). Так проверяется речевая память, но есть еще и зрительная – показываются картинки с различными предметами, затем они убираются, а ребенок должен назвать все, что сумел запомнить.
Пятый метод – оценка мышления. Детям предлагается разложить картинки в том порядке, в каком на них происходили действия. Показатели: проверяется умение устанавливать причинно-следственные связи, взаимодействие, определять связанные понятия.
Помните о том, что проводить тесты для ребенка и оценивать их результаты за одно занятие консультации не стоит. Во-первых, попробуйте проследить динамику с течением недель. Во-вторых, попробуйте проанализировать, на сколько лучше или хуже выполнит задания и ответит на вопросы ребенок в присутствии взрослых. Возможно, привязка к родителям позволит миновать психологический барьер.
Развитие таково, что у всех происходит в разное время. Кто-то к 5 годам готов взяться за учебники и грызть гранит науки, а кто-то и в 6-7 лет предпочитает складывать кубики и играть в машинки.