Построение плана работы педагога с детьми

Планирование педагогической работы с детьмиПланирование работы воспитателя с детьми помогает поддерживать, а также ориентировать развитие каждого ребенка в соответствии с присущим ему потенциалом и возможностями течения отношений с социально-культурной средой. При планировании педагогам-воспитателям разных возрастных групп, музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию, воспитателям по изобразительной практике и другим специалистам важно учитывать требования действующих программ развития, обучения и воспитания, в совокупности задач, содержаний мероприятий, заложенных в годовом проекте дошкольного учебного заведения.

Планирование работы воспитателя с детьми должно соответствовать принципам актуальности, научности, перспективности, целесообразности, системности и последовательности. Поставленные задачи могут успешно решаться только в условиях конкретного определения цели педагогической практики, а также в условиях предсказания реальных возможностей ее выполнения.

Перспективное и текущее планирование работы воспитателя

При создании рабочей схемы следует обеспечить взаимосвязь перспективного и текущего проекта. Это даст возможность поэтапно реализовать намеченные цели, конкретизируя их определенными уставами материала и образовательными задачами к ним.

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса

Это прогнозирование его образовательной деятельности на значительную временную перспективу (от 1 месяца до 1 года), в котором специалист предполагает собственную систему педагогических мероприятий, их распределение во времени, последовательность проведения. Оно помогает воспитателю предоставить педагогическому процессу в определенной группе большую определенность, целенаправленность, системность и обеспечение его поэтапности.

Его результатом являются проекционные схемы, которые составляются произвольно (текст или графика). На лунную перспективу целесообразно планировать сетки занятий (указывается раздел программы, тема, основная цель занятий) и отдельные виды, названия:

Утренняя гимнастика в детском саду Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна (по 2 комплекса на месяц с определением осложнений к каждому комплексу за неделю).
Закаливание в детском саду планирование Закаливающие мероприятия (название, нормы).
Планирование общения педагога с родителями в детском саду Общение с родителями воспитанников конкретной возрастной группы (общее оформление, темы, сроки проведения).

К перспективным планам тоже относятся сетки игровой, трудовой деятельности, изучения физических упражнений, проведение праздников, развлечений и прочее.

Для каждого направления работы есть свои временные рамки:

  1. Проекционные сетки проведения праздников, разучивания подвижных, музыкальных игр удобно разрабатывать на весь учебный год.
  2. Проекционная программа проведения развлечений на квартал или полугодие.
  3. Порядок разучивания физических упражнений, музыкально-ритмичных движений, произведений для слушания музыки, пения, включение упражнений для различных форм занятий по физическому воспитанию, организации подготовительного материала, проведения творческих игр, труда на природе, хозяйственно-бытового, ручного труда (коллективного или подгруппами), систематических наблюдений за окружающей средой на месяц или квартал.

Предложенные виды проекционных схем (кроме сетей проведения праздников, развлечений) не являются обязательными. Они служат вспомогательным документом для календарного плана. Вдобавок разрабатываются педагогами в зависимости от потребностей, продиктованных конкретными условиями образовательного процесса, и  от собственных творческих замыслов практики.

Оптимизировать педпроцесс, помочь воспитателям (особенно молодым специалистам) овладеть навыками эффективного планирования помогут перспективные проекты по видам и уставам организации детской жизнедеятельности.

Они лично разрабатываются для различных возрастных групп или берутся с лучшего опыта воспитателя дошкольных учреждений.

Текущее (календарно-тематическое) планирование

Оно представляет собой распределение во времени на перспективу программных задач, тематических взаимосвязей различных организационных форм занятий. Также текущее планирование работы воспитателя предусматривает применение адекватных средств, методов и приемов учебно-воспитательной организации в зависимости от возрастных, а также индивидуальных особенностей детей, этапа обучения, материальной базы, сезона, текущих календарных праздников, общественных событий, в продуманной последовательности и рациональном сочетании.

Результатом этого процесса является календарный план один из видов деловой педагогической документации, составляющийся воспитателем как модель его персональной образовательной деятельности с определенной группой неповторимых личностей ближайшего временного отрезка. Текущие (календарные) схемы составляются на основе проекционных. Они тоже могут иметь произвольный текстовый вид или вкладываться в графическую схему (таблицу).

Записи к планам

Для работы по любой схеме и по любым подходам предлагаются такие образцы записи к планам:

  1. Занятия: раздел программы, тема, программные задачи (учебные, развивающие, воспитательные), материал, оборудование, ход занятий (молодым специалистам целесообразно планировать ход занятий в более развернутом виде).
  2. Игры: название, цель, атрибуты, оборудование, инвентарь, дозировка, при необходимости усложнения и основные приемы управления.
  3. Детский труд: вид труда, модель организации (чередование, поручения, коллективный труд), содержание трудовых заданий, цель, инвентарь, основные приемы проведения.
  4. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии: объект, цель, материал, перечень основных вопросов и задач.
  5. Прогулки-походы за пределы детского сада: конечный пункт, способ передвижения, продолжительность, цель, инвентарь, ход в виде плана-схемы с определением мест, продолжительности, а также содержания отдыха.
  6. Самостоятельное занятие (двигательное, художественное): название образца, материал, оборудование, при необходимости приемы прямого руководства.
  7. Беседа (коллективная, по подгруппам): тема, цель, вопрос детям.
  8. Развлечения (физкультурные, музыкальные, литературные): вид развлечения, тема (сценарий составляется отдельно, с музыкальным руководителем или инструктором по физвоспитанию)
  9. Индивидуальная задача: раздел программы или направление образовательной задачи, имена, цель, задачи, материал (инвентарь).
  10. Индивидуальная беседа с родителями: бланк, имена родителей, тема, цель.
  11. Психолого-педагогическая работа с детьми: тема, их имена, вопрос, ответ.

Презентация на педагогическом совете

Психолого-педагогическая работа с детьми может состоять из текстовых документов, а также таблиц. Психолог должен затронуть социально-нравственную ориентацию и чувства детей. Вдобавок в его работу входит рассмотрение всей жизни детей ДОУ и объяснение каждой дисциплины со своей профессиональной точки зрения:

  • «Физическая культура»
  • «Здоровье»
  • «Безопасность»
  • «Социализация»
  • «Труд»
  • «Познание»
  • «Коммуникация»
  • «Чтение художественной литературы»
  • «Художественное творчество»

Уместно взять за правило: при составлении календарных планов нужно избегать многословие, а также чрезмерный лаконизм, взамен использовать четкие, конкретные формулировки, которые помогут сделать схему эффективной и содержательной. Действия педагогов регламентируется календарным планом, который является для них основным. Он может составляться на месяц или 1-2 недели, в некоторых случаях на один или несколько дней. Он утверждается педагогическим советом, учитывая опыт труда воспитателей, знакомство с требованиями программы и тому подобное.

Комплексно-тематическое планирование работы воспитателя

Комплексное планирование является одной из ветвей структурирования плана, которая строится по принципу комплексно-тематического планирования. Тематическое планирование построено по «событийному» принципу, а именно на основе праздников, встреч, знакомства с животным миром, сезонности. Обязательное условие комплексного планирования участие всех воспитателей и специалистов ДОУ. Педагогам предоставляется право проявлять творчество и инициативу, учитывая современные требования к развитию дошкольного возраста.

Музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию, психологи, воспитатели по изобразительной деятельности, а также другие специалисты определенного профиля  должны разрабатывать свои проекты образовательно-воспитательной организации сообща.

В них они должны отразить разные виды занятия: индивидуальный процесс,  праздники, развлечения и другую деятельность, обусловленную особенностями содержания профессиональности специалистов.

Комплексное планирование образовательной деятельности может быть произвольной (сетки, текстовая или комбинированная структура), поэтому график может складываться по-разному. Применение такого графика служит достижению нескольких целей:

  • развитию в социальной, познавательной, физической и образовательной сферах,
  • сохранению психологического и физического здоровья, что помогает малышам быть самостоятельнее через их собственные «открытия».

Если говорить простым языком, комплексно-тематическое планирование – это обычный план, который рассматривает одну конкретную тему и создается при участии всех работников ДОУ.  Предостерегаем от нерационального составления схем, когда предпочтение отдается одной сфере жизнедеятельности или линии развития на любой длительный период (неделя, месяц), поскольку оно не обеспечивает целостного и системного подхода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: