Ребятишки стараются всегда весело проводить время. Для этого они бегают друг за другом, рисуют, поют. Но одну из ключевых ролей в формировании личности играет все же способность в обычном досуге найти пользу, в игре – истину, ключ к социуму. Существуют разнообразные темы сюжетно-ролевых игр дошкольников, которые созданы не только для того, чтобы интересно организовать их свободное время, но и спровоцировать развитие речи, памяти, мышления, воображения. Все это имеет важное значение для социализации ребенка.
Значение сюжетно-ролевой игры в жизни малыша
Если дети активно выполняют поручения взрослых, воспитателей, (например, бросить мячик или нарисовать дерево), это вовсе не означает, что они активно развивают свои способности. Другое дело сюжетно-ролевые игры. В этом случае ребятишки самостоятельно придумывают мир, персонажей, живущих в нем и взаимодействующих друг с другом. Игра не просто усложняется – она приобретает глубокий смысл.
Старшие дошкольники должны развивать коллективную деятельность, ведь совсем скоро им предстоит пойти в школу, где работают другие принципы общения, отличающиеся от уровня общения в детском саду. Конечно, творческие сюжетно-ролевые игры подвластны больше тому ребенку, у которого хорошо развита фантазия, если он сам может придумать «вселенную», где существуют различные существа, у каждого из которых свой характер, привычки, цели в жизни.
Значение таких игр крайне велико, поэтому пренебрегать ими не стоит. Они необходимы для формирования важных качеств, без которых малышу будет сложно жить в современном мире:
- Происходит правильная организация речи (чтобы грамотно описать происходящее, ребенку придется много говорить).
- Развивается фантазия. Если сюжет задумывается достаточно сложный, то необходимо участие в игре различных предметов. Но не всегда нужные игрушки и веди находятся под рукой. В ряде случаев роль их могут сыграть совершенно другие предметы. Например, все мы наверняка играли в магазин. Настоящих денег, разумеется, у нас не было, так как мы выходили из ситуации? Правильно, использовали листочки, бумажки, фантики и прочее.
- Познание окружающего мира посредством игры.
- Развивается творческое мышление. Дети могут придумать из подручных средств себе какие-либо костюмы, атрибуты (палка – указка, асфальт доска, сам малыш учитель).
Очевидно, что в процессе игры происходит обучение ребенка тому, как вести себя в различных жизненных ситуациях. Он заранее планирует свои действия и слова, предугадывает моменты, когда, например, в магазине может не оказаться сдачи. В результате возникает соответствующий эмоциональный фон.
Виды сюжетно-ролевых игр
По свой сути, любая сюжетная игра является отражательной, поскольку отражает ту или иную реальную картину. В зависимости от того, какие темы волнуют ребенка и с чем воспитатель хочет познакомить малыша, различают несколько видов игр.
Вид игры | Описание |
---|---|
Бытовая | Разыгрываются отношения, которые развиваются обычно в семье. Примером может служить популярная среди девочек игра в “Дочки-матери” или в привычный малышам детский сад, когда один из воспитанников станет педагогом и начнет следить за поведением других. |
Производственная | Здесь отражается различный труд людей. Например, ребята учатся «лечить» свои игрушки, мастерить что-то своими руками (шалаш – дом, набросанные листья — кровать), «продавать» вещи, «готовить» (иногда по-настоящему, почему бы и нет) и прочее. |
Общественная | Сюда относятся сюжеты, которые могут происходить в школе, библиотеке, на остановке, в парке. |
Творческая | Ребята пытаются изобразить сюжет из понравившейся передачи, мультфильма, прочитанной книги. Самым простым вариантом может стать сценка из всем известно сказки «Репка», а уже потом идти к усложнению и добавлению серьезности в ситуациях. |
Патриотическая | Многие мальчики, когда играют в “войнушку”, сами того не подозревая, воспитывают в себе любовь к Родине, желание защищать свою страну и близких людей. |
Большое влияние оказывает возраст детей. Скажем, игра в больницу для ребят 3-4 лет – это использование имеющихся предметов (градусник, молоточек, грелка и прочее), а для дошколят она усложняется непроизвольно обозначением специалиста, который производит осмотр. Ребята 5-6 лет могут уже организовать целый медицинский осмотр и даже подробно в нем распределить обязанности. Сохраняется смысл, логика. Главное – распределить роли и в них «вжиться».
Всячески поощряйте желание воспитанников поиграть в придуманный ими сюжет, предлагайте идеи, принимайте непосредственное участие и сами. Педагог в данном случае – куратор, позволяющий в каждой игре придумать продолжение, концовку, построить логическую цепочку, а главное – научить всему этому самих детей.