Поступление в детский сад для ребенка можно сравнить с принятием взрослого человека на новую работу – это некий стресс, но в то же время очень важный этап в социальном становлении личности. В ясельной группе конфликты между детьми бывают очень редки, и то только в том случае, если не поделена понравившаяся игрушка. Малыши играют сами по себе и мало обращают внимание на сверстников. К 3 годам формируется поведенческая картина, схожая с той, что присуща взрослым: дети играют с «избранными» для себя, но и они меняются регулярно. Притом выбор очередного друга обычно не поддается объяснению. Чуть позже приятельские отношения укрепляются, появляется место обидам. А к 7 годам формируется собственное мнение ко всем детям в отдельности, начинает активно действовать симпатия к определенным людям и антипатия – к другим. Отношения ребенка в детском саду со сверстниками зависят от его характера, поддержки родителей, созданной атмосферы в коллективе.
Эмоциональные отношения ребенка в детском саду
Каждая группа детского сада – это отдельная «община» со своими правилами и традициями. Дети, сами того не подозревая, придерживаются заданного поведения, выбирают то место для игры и общения, которое само собой им было «присвоено». Это положение в коллективе не дается спонтанно – оно зависит от характера, имеющихся навыков, умений, личностных качеств.
Почти каждая семья сталкивается с тем, что в определенный момент их малыш отказывается идти в садик, капризничает или даже закатывает страшные истерики. Эмоциональное отношение, некогда благоприятное, нарушается возникшим конфликтом с кем-то из детей. В первую очередь влияние должны оказывать воспитатели, ведь они – главные свидетели отношений и передовые арбитры на «полях» раздора. Но уделить должное внимание абсолютно всем детям – непосильная задача.
Всегда группа наделена несколькими детками, проявляющими самую большую активность или агрессию к окружающим. Разумеется, педагог вынужден постоянно следить за ними, одергивать при любом случае, чтобы предотвращать неприятные последствия. Остальные ребята остаются не столь замеченными, и со своим хрупким внутренним миром и, возможно, имеющимися обидами, испытывают неприязнь к детскому саду в целом или друг к другу. Что делать?
Несколько советов
Родителям стоит слушать своего малыша, расспрашивать об отношениях со сверстниками, интересоваться, что происходит в группе каждый день. Если он жалуется, что его обижают, игнорируют или обзывают, стоит обратиться к воспитателю с просьбой проявить внимательность и выявить причины конфликтов. Помните о том, что дети проходят так называемую первую школу жизни, переживая новые для себя чувства и адаптируясь к предпочтениям других.
Читать также: Ребенок отказывается есть в детском саду
Оставьте панику. Если причиной конфликтов служит не ваш малыш, то можете порекомендовать ему объяснить обидчикам, что причинять другим физическую или душевную боль – это плохо. Поясните, что выяснять отношения ребенка в детском саду нужно словами, а не грубыми поступками. Акцентируйте внимание на положительных сторонах детского сада, выделите добродушных и приятных детей, с которыми стоит дружить и играть. Так или иначе вы являетесь авторитетом, и ваше мнение – особенное и важное.
Если именно ваш ребенок сеет раздор и обиду в коллективе, стоит обратиться к психологу. В этом нет ничего страшного или постыдного. В столь раннем возрасте формируется детская психика, восприятие реальности и самого себя. Трудные дети не всегда остаются таковыми. Давайте хороший пример, умейте слышать родителей, которые жалуются на поведение вашего чада, не игнорируйте просьбы повлиять на него.
Классификация детей в отношениях между собой
Восприятие
С точки зрения восприятия детей остальными выделяют 4 основных типа:
- Предпочитаемые. Это те малыши, которых по причине приятной внешности, лояльности, хорошей реакции, рискованности, уверенности в себе выбирают для игр и общения. Им, можно сказать, поклоняются, относятся как к лидерам.
- Принятые. Сюда относятся дети, открытые для общения, дружелюбные. С ними хорошо и приятно играть, хотя ничем особенным они не выделяются.
- Пренебрегаемые. Те дети, которых не принимают в игру по причине неприязни. Как правило, это драчуны, забияки, задиры, ябиды.
- Изолированные. Дети, пребывающие в группе сами по себе. Их практически незаметно, остальные сверстники не выделяют и даже иногда не запоминают имен таких ребят.
Конфликты с детьми
С точки зрения конфликтного поведения выделяют следующие типы детей:
- Обидчивые. Склонные обижаться по поводу и без него. С такими ребятами часто бывают проблемы у родителей и педагогов в плане воспитания, а у сверстников – нежелание дружить. Обычно такой тип поведения проявляется к 5 годам, но возможен и раньше. Так происходит самоутверждение.
- Застенчивые. Они очень чувствительны к тому, что говорят и думают о них другие. Если такому ребенку сказать, что он плохой, он поверит и глубоко загрустит. Постоянное ожидание положительного результата, побед, похвалы создают дополнительные проблемы – в случае неудачи обостряется неуверенность в себе, робость, излишняя скромность.
- Демонстративные. Это дети «напоказ», старающиеся всеми силами привлечь к себе внимание. Отличительная особенность – сравнение себя с окружающими: «я худой, а он толстый», «у меня большая машина, а у него маленькая» и в том же духе.
- Агрессивные. Для таких детей все остальные – конкуренты и противники. Иногда это разовые импульсивные порывы для привлечения внимания, когда нет места жестокости. Но бывает и такое, что дети проявляют агрессию как самоцель. Агрессия ради агрессии, ради удовольствия – самый опасный тип личности, особенно в детском возрасте. Ребята с таким мышлением склонны к откровенной жестокости, они не понимают и не воспринимают других как равных.
Выбор английского детского сада во имя будущего ребенка
Что бы ни стало причиной конфликтов между детьми в детском саду, не стоит бросаться с кулаками на воспитателя, кричать на других родителей и истерить. Первым делом вы подадите плохой пример своему ребенку. Отношения ребенка в детском саду должны стать для вас открытыми. Старайтесь быть в курсе его предпочтений в общении, актуальной атмосферы в группе, создавайте положительный настрой на проявление инициативы в дружбе.