Обзор дидактических игр для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Ребенок играет на трубеКак и любые другие педагогические материалы, дидактические игры для развития музыкального слуха необходимы маленьким и подросшим детям. Конечно, далеко не каждый станет великим композитором, но получить минимальные навыки есть шанс у всех. А ведь это не просто знание музыкальных азов, но и новые яркие впечатления, эмоции, целый новый мир. Задача педагога в том, чтобы первые детские шаги приобщения к музыке были максимально увлекательными и полезными. Учитывать стоит возраст, интеллект, индивидуальные особенности, но для групповых занятий все есть несколько несложных и интересных игр.

Зачем развивать музыкальный слух

Развитие музыкального слуха – достаточно важная составляющая всего педагогического процесса. Личность формируется еще в детстве, а музыка способствует ее созиданию. Кроме того, стимулируется в хорошем смысле центральная нервная система, развивается образное творческое мышление. Даже если ребенок не будет учиться в музыкальной школе, увлечение этим видом искусства даст ему ряд привилегий:

  • Нестандартное мышление
  • Способность легче изучать иностранные языки
  • Быстрая реакция
  • Хорошая память
  • Внимательность
  • Координация

Спокойные композиции благотворно сказываются на детской психике, действуют как «седативное» средство, позволяют адекватнее реагировать на происходящее вокруг. Музыка нужна разная, в том числе и современная – это открывает широкие горизонты для развития в разных направлениях и выявляет таланты у отдельных малышей. Вы вряд ли узнаете от ребенка, что ему интересно музыкальное направление, но вот увидеть это в игре или даже при элементарном звучании фортепиано – куда более вероятно.

Простые дидактические игры для развития музыкального слуха

Важно, чтобы занятия были интересными для детей и несли какое-то разнообразие. Например, педагог выбирает одного из воспитанников, просит его встать в центр круга, образованного остальными детьми, завязывает глаза. Как только это будет сделано, ребятишки начинают вести хоровод, при этом напевая простую песенку. Например, в лесу родилась ёлочка. Кому-то из детей предстоит в одиночку спеть последнюю фразу из четырех. А тот, кто находится в центре, должен отгадать солиста. И так по очереди.

Так как ребята должны уметь ориентироваться в музыкальных инструментах, педагогу можно предложить занести за ширму балалайку, барабан, треугольник, бубен, флейту, гитару и все, что найдется. А дети пусть отгадывают, на чем именно играл их воспитатель.

Дети поют вместе с педагогом

Развитие звуковысотного слуха будет эффективным, если предложить малышу петь. У каждого ребенка свои краски в голосе, которые нужно уметь различать. Лучше всего показать эту закономерность на животных. Например, педагог исполняет лай собаки на фортепиано в низких и высоких тонах. Ребята должны знать, что в первом случае голос подает взрослый и большой пес, а во втором молодая собачонка маленьких размеров.

Развитие тембрового слуха поможет оценить все богатство красок и звучания музыки. Например, ритмичность бубна у многих ассоциируется с танцем, а переливы флейты с песней. Не бойтесь проводить разнообразные занятия с дошколятами. Если правильно развить у них музыкальный слух, то в будущем эти навыки пригодятся в жизни.

Дидактические игры для развития музыкального слуха у детей разных возрастов

Слушая музыку и получая удовольствие от процесса игры, малыши становятся мягче, лучше относятся к занятиям. У них появляются певческие навыки и развивается музыкальный слух. Однако для каждого возраста можно выделить свои дидактические игры для развития музыкального слуха.

Дидактические игры для развития музыкального слуха у детей от 3-х лет

Название: «Где детки?»

Что потребуется:

Карточки с изображением взрослых гуся, утки и курицы и маленькие карточки с изображением цыплят, утят и гусят.

Как играть:

Ребятишки садятся вокруг воспитателя и берут в руки картинки с изображением птенцов (у всех разные). Педагог рассказывает историю о том, что во дворе, где жили семьи уток, гусей и кур с птенцами вдруг подул сильный ветер, разогнал всех в разные стороны и они потерялись.

Потом необходимо показать карточку взрослой птицы, например, утки и сказать: «Где же мои любимые утят? Кря-кря-кря!» (ноты «РЕ» и «ФА» первой октавы). Утята (детски с соответствующими карточками) на ноте «ЛЯ» первой октавы отвечают «Кря-кря-кря, мы здесь!» Утка-мама радуется, что нашла своих деток – педагог забирает карточки.

Теперь выходит курочка-мама и, аналогично первому случаю, на нотах «РЕ» и «ФА» первой октавы зовет: «Ко-ко-ко! Где мои ребятки-смелые цыплятки?» Детки с карточками цыплят отвечают на ноте «ЛЯ»: «Ко-ко-ко! Мы здесь!» Точно так же гусыня ищет своих маленьких гусят.

Мултяшные курица и цыплята

Название: «Волшебный ларец»

Что потребуется:

Красивый мешочек, игрушки разных животных в качестве героев игры, фортепиано для их озвучивания или песенки на любом проигрывателе, которые смогли бы охарактеризовать каждого участвующего персонажа. В мешочек можно положить котенка, зайчика, петушка, птичку, коровку и прочих.

Как играть:

Педагог проигрывает на фортепиано мелодию, которая очевидно соответствует загаданному герою, приготовив его в руке. Задача воспитанников – угадать, кто прячется в ларце. Игру можно разнообразить, добавив некоторые элементы соперничества – кто первый назовет правильный ответ, то пока забирает игрушку в руки. В конце победитель, набравший наибольшее количество игрушечных персонажей, получает шквал аплодисментов.

Домашние животные пластиковые

Дидактические игры для развития музыкального слуха у детей от 4-х лет

Название: «Музыкальные эмоции»

Что потребуется:

Карточки 3-х цветов, которым бы соответствовало 3 эмоции: веселье, грусть, спокойствие.

Как играть:

Дети рассаживаются вдоль педагога. По одному малыши вызываются в центр, где на столике лежат три карточки (деткам предварительно называются эмоции для каждой карточки, поэтому для лучшего запоминания они должны быть соответственными: например, веселье – оранжевый, грусть – серый, спокойствие зеленый). Педагог проигрывает мелодию, а ребенок определяет задуманную эмоцию и выбирает карточку. Потом детям предлагается узнать композицию и ее автора.

Эмоции в цветах

Название: «Поющая семья»

Что потребуется:

Три карточки с изображениями членов семьи: папа, мама, ребенок. В данной игре дети учатся различать регистры.

Как играть:

Педагог рассказывает про дружную музыкальную семью, про то, как каждый их героев любит музыку и песни. Однако поют члены семьи различными голосами: у папы – голос низкий, у мамы – средний, у малыша – высокий. Затем педагог проигрывает на фортепиано пьески в разных регистрах и поясняет, какая из них к кому относится. Например, папа может рассказывает о своем отважном военном походе, мама – петь колыбельную ребенку на ночь, а сам ребенок – говорить о веселой игре в мячик.

Когда педагог второй раз проиграет мелодии, дети начинают отгадывать их «обладателей». Сначала они называют членов семьи все вместе, а потом – в индивидуальном порядке, выходя в центр и показывая на соответствующую карточку с пояснениями. Мелодии обязательно нужно проигрывать в различной последовательности.

Поют дети

Дидактические игры для развития музыкального слуха у детей от 5-х лет

Название: «Складываем песенку»

Что потребуется:

Картонные или бумажные кружочки и треугольники различных цветов.

Как играть:

Дети уже имеют представление о том, что песня – это последовательность куплетов и припевов. В данной игре эти знания будут проверяться на практике. Педагог исполняет песню для воспитанников и просит их «разбить» ее на составляющие, посчитать количество куплетов и припевов, определить, есть ли запев в песне. После этого каждый ребенок отдельно выходит в центр, берет приготовленные фигурки и при прослушивании выстраивает их в линию в правильной последовательности, при которой каждый кружок – это куплет, треугольник – это припев. Затем все вместе малыши оценивают правильность выполнения задания и дают комментарии.

Цветные фигуры

Название: «Дом музыки»

Что потребуется:

Ширма, которая будет играть роль волшебного музыкального домика, и музыкальные инструменты, которые детям знакомы. Игра влияет на качественное развитие инструментального тембрового слуха.

Как играть:

Педагог рассказывает детям, что перед ними волшебный дом, где живут музыкальные инструменты, с которыми они уже знакомы. Затем он, спрятавшись за ширмой, начинает извлекать звуки поочередно из каждого из них. Важное условие – абсолютная тишина и прислушивание к звучанию со стороны ребят. Угадывать инструмент тоже стоит только тому из детей, кого педагог назовет сам.

Разнообразие инструментов

В игровой форме, доступной и привычной детям, можно развить многие скрытые их таланты. Дидактические игры для развития музыкального слуха не обязательно должны ограничиваться прослушиванием композиций, инструментов и отдельных нот – внесите разнообразие, добавьте пение, танцы, какие-то логопедические упражнения с музыкальными нюансами. Любовь к музыке просыпается с детства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: