Приобретение речевых навыков – очень важная ступень в развитии каждого ребенка. Однако далеко не все малыши могут похвастаться одинаковыми успехами в пополнении словарного запаса, произношении, построении предложений, грамотном выражении своих мыслей и эмоций. Немногие об этом задумываются, но в определенном возрасте у ребенка существует своя норма показателей развития речи. Давайте попробуем разобраться вместе и соотнести возраст и показатели речевого развития детей. Именно это позволит нам проследить успеваемость каждого малыша индивидуально.
Показатели развития речи детей в соответствии с возрастом
Итак, мы уже поняли, что в каждом возрасте ребенок имеет собственную планку речевого развития, ниже которой он не должен опуститься. Разберемся более подробно:
Возраст ребенка | Показатели речевого развития |
---|---|
Новорожденный | Крик. Малыш проявляет реакцию на обращенную к нему речь. На нежную – радуется, на строгую – начинает плакать. |
Период 1-3 месяцев | К двум месяцам ребенок начинает издавать отдельные звуки, появляется гуление (произношение звуков «а-а-а», «м-м-м», «о-о-о»). В этом возрасте все дети гулят совершенно одинаково, независимо от страны, в которой они проживают. |
Период 3-6 месяцев | Начиная с трех месяцев, малыш начинает лепетать («агу-агу», «ба-ба-ба» и прочее). В это время ребенок потихоньку начинает усваивать определенные звуки. В пять месяцев он пытается подражать родителям, многократно повторяет звуки, пытаясь сложить из них слово. |
Период 6-9 месяцев | В полгода малыш более активно произносит отдельные слоги. Он начинает ассоциировать звуки с предметами («гав-гав», «мяу-мяу», «му-му»). В это время родителям нужно расширять свой словарный запас, произносить в присутствии ребенка, как можно больше слов, чтобы малыш быстрее начал их усваивать. |
Период 9-12 месяцев | Когда ребенку исполняется один год, он начинает произносить свои первые слова. Однако их количество в этом возрасте будет минимальным — от двух до десяти. |
Период 1-2 лет | Ребенок произносит свои первые слова, у него начинается этап развития более активной речи. Малыш изо всех сил старается повторять слова за взрослыми, несмотря на то, что у него это еще плохо получается. Если он часто коверкает звуки – это еще не повод бить тревогу. Для такого раненого возраста это вполне нормально. К полутора годам словарный запас ребенка расширяется до ста слов. Он начинает выстраивать свои первые предложения. После двух лет малыш уже готов строить более сложные словосочетания. Его словарный запас быстро расширяется, достигая полутора тысяч к двум годам. |
Период 3-4 лет | В три года словарный запас ребенка, как правило, составляет не менее трех тысяч слов. Практически у всех детей в этом возрасте можно заметить недостатки произношения. К трем годам в его речи должны появляться звуки «Ы», «С», «З», «Ц». Немного позже ребенок начнет произносить звуки «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «Л», «Р». |
Период 6-7 лет | К пяти годам ребенок начинает осваивать монолог. Он может составить короткий рассказ прочитанной ему сказки или своими словами описать, что изображено на картинке. К шести-семи годам ребенок активно изучает письменную речь, а после семи лет постигает литературную речь и сленг. |
Если речь ребенка не соответствует норме
В медицине есть данному обстоятельству название – ОНР (общее недоразвитие речи). При этом нехватка навыков наблюдается со всех сторон: и в звуках, и в семантике, и в грамматике. И уровни у такого недуга бывают разные, как и виды. Важно знать, что при этом с интеллектом и слухом у ребят все в порядке. Нарушение речи выявляет обычно врач-логопед при тщательном обследовании, после чего проводит коррекцию. Печально, но нескорректированное вовремя нарушение в будущем неизбежно приводит к падению качества письма.
Уровни ОНР:
1 уровень | Речь у ребенка полностью отсутствует. |
2 уровень | Чрезвычайно бедный словарный запас, отсутствие грамотности. |
3 уровень | Речь есть и развернута, но в не отсутствует смысл и нормальное произношение звуков. |
4 уровень | Незначительные отклонения в различных сторонах развития речи. |
Причиной плохой речи у малыша может стать что угодно. В основном выделяют:
- Проблемы во время беременности матери (гипоксия плода, конфликт резус-факторов, асфиксия, полученные при родах травмы).
- Удары, падения и прочие механические повреждения головы.
- Хронические заболевания и часто переносимые инфекции.
- Недостаточность общения, отсутствие внимания со стороны взрослых.
Зачастую детки, страдающие ОНР, начинают говорить к 3-4 годам, а то и к 5. При этом порой сложно что-либо распознать в исходящих звуках и фразах. Нарушение речи приводит к нарушению и других важных составляющих: памяти, координации, воображения, внимания, мышления.
Коррекция проблемы происходит в зависимости от уровня. Врач разрабатывает программу индивидуально. Родителям важно сделать все возможное, чтобы малыш вовремя получил необходимое лечение (начать стоит в возрасте 2-3 лет), иначе могут возникнуть серьезные проблемы в школе как с успеваемостью, так и с психологической составляющей. Кроме того, нужно пытаться всячески самостоятельно стимулировать детскую речь, пытаться разговаривать, разминать мышцы лица, выговаривать отдельные звуки, использовать речевые игры. Пусть ваши дети будут здоровы!