Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Педагогу будет полезно узнать, какими интересными играми можно увлечь воспитанников при помощи обычного природного ресурса или с использованием кинетического песка.
Правила игры с песком
Практически в каждом магазине игрушек вы можете найти наборы для творчества с песком. Производители позаботились о безопасности детей, сделав эти наборы чистыми по составу. Однако чаще всего играть с песком в ДОУ ребятам приходится на улице это не просто интересно, но и полезно для знакомства с природой. В дошкольном возрасте они проявляют активную любознательность, задают вопросы буквально обо всем, что видят и слышат. В ходе песочной игры малыши могут получить ответы на многие вопросы и проявить свои исследовательские черты. Существует несколько картотек игр для разных возрастных групп и ситуаций.
Для начала нужно познакомить детей с правилами обращения с песком:
- Нельзя кидаться в других детей и сыпать песчинки на себя. Игры с песком, который находится на улице, могут стать причиной травмирования слизистой оболочки глаз или засорения ушей.
- Каждому ребенку нужно понять, что мешать другим детям нельзя.
- Когда игра закончится, нужно всем вместе помочь воспитателю собрать игрушки.
Затем нужно предложить взять песочную массу в руки и пропустить сквозь пальцы, попросить рассказать о полученных ощущениях. Это требуется для того, чтобы понимать свойства сухих песчинок, их легкую отделимость друг от друга. После можно взять игрушечную леечку и намочить небольшую часть песочницы водой, при этом обращая внимание детей на то, что мокрый песок стал липким и поменял цвет. Вода может также стать предметом игр, как отдельным, так и дополнительным.
Игры с песком: картотека
Существует множество игр с песком, которые формируются в картотеки – они отличаются друг от друга не только сюжетом. Здесь очень важна цель игр. Педагог старается познакомить каждого своего подопечного с окружающим миром, донести до него информацию, которая сможет дать ответы на интересующие вопросы. Вместе с этим крохи развиваются физиологически и учатся правильно общаться друг с другом. Приведем самые распространенные варианты игр.
Игры с кинетическим песком
Кинетический песок – материал, схожий по текстуре с мокрым, однако в отличие от обычного, он не дает ощущения влажности, в него не нужно вливать воду. Кроме того, этот материал более пластичный и может иметь разные цвета. Игры с ним не менее интересны и познавательны, чем с обычным, а иногда даже позволяют проявить фантазию и расширить спектр занятий. И так, картотека ниже.
«Кулинар» | Развивает мелкую моторику, учит считать. Если использовать цветной кинетический песок, дети учатся угадывать цвета. Для процесса понадобятся различные формочки. Педагог показывает детям, как лепить куличики. Можно играть как с обычным, так и с цветным песком. Для нарезания тортиков берут пластиковый нож для пластилина. Дети учатся делить «выпечку» на кусочки, а заодно считать. | |
«Заборчики» | Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений. Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек. Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку. | |
«Познаем мир» | Учит детей ориентироваться на плоскости, познавать окружающий мир. Понадобятся мелкие игрушки, например, фигурки животных, деревьев и машин. Можно использовать обычный мокрый песок, но лучше взять разноцветный кинетический. Педагог вместе с детьми делит песочницу на небо и землю, то есть сгребает песок вверх и вниз. Дети должны правильно расставить фигурки и рассказать о том, какими эти предметы бывают в реальной жизни. Например, небо можно быть синего цвета, а земля – зеленого. На верхней половине ставятся фигурки птиц, самолетов, внизу – машинок и животных. |
Польза от игр с природным материалом
Игры с песком, землей, камешками помогают избавиться от негативной психической энергии, особенно хорошо действуют на гиперактивных малышей. Педагог во время игры может передавать детям жизненно важные качества: уважение, доверие, сопереживание, просто рассказывая сказку или интересную поучительную историю. Дети с нарушениями речи быстрее осваивают упражнения, если они отражены на песке. Учить буквы во время игр с песком тоже намного легче, их можно писать палочкой, или лепить при помощи пластиковых формочек.
При помощи песочной терапии ребенок учится предметному и ландшафтному дизайну. С помощью песка, воды и других материалов он строит горы, создает озера, пускает речки, прорывает туннели, возводит целые города. Расширяется кругозор, развивается ориентация в пространстве.
Простые на первый взгляд игры стабилизируют эмоциональное состояние, развивают моторику, речь, внимание и память, но самое главное – ваш подопечный учится понимать себя и окружающих. Обязательно порекомендуйте родителям в полной мере воспользоваться картотекой дома или в песочнице во дворе. На случаи плохой погоды обязательно согласуйте с родительским комитетом покупку наборов песка для занятий внутри группы. Наборы продаются в простых магазинах игрушек и интернете.
Если есть желание и возможность принести для занятий в группу песок с улицы, то необходимо подготовить для такого досуга специальный стол с бортиками. И маленький ребенок и воспитанник подготовительной группы детского сада будет один или в команде со сверствниками с интересом собирать фигурки или строить что-то из песка. Дайте возможность детям пройти курс песочной терапии!