Детский сад и физическое воспитание становится все более важным аспектом в образовании современных детей, приобретая повышенную актуальность и значимость из-за увеличившихся требований к умственному развитию ребенка во время поступления в образовательные учреждения и при дальнейшем обучении. Огромный вклад в изучение физического воспитания ребенка до семи лет внесла Пензулаева Людмила Ивановна — автор научных статей на тему детской физкультуры. Физкультура в подготовительной группе детского сада является одним из первых этапов развития малыша в спортивном плане вне дома. Очень важно со стороны учреждения разработать и подобрать такие программы, чтобы каждый урок физкультуры носил позитивный развивающий характер, доставлял детям радость и повышал качество их телесного развития.
Уголок физкультуры
Первичным условием перед началом учебного года и занятий в целом является оборудование помещения для занятий. Инвентарь, состоящий из мячей, гантелей, лент и скакалок, а также шведских стенок и бегового пространства, по возможности может быть дополнен проектором для просмотра видео с подробным пошаговым исполнением тех и иных элементов упражнения. Говоря про физкультуру в детском саду, нужно понимать, что детям необходимо пространство для активных действий.
В этом их отличие от взрослых мужчин и женщин, которым достаточно скамьи для жима штанги и коврика для йоги. Задача и работа инструктора заключается в грамотном подходе к каждому ребенку, профессиональному составлению и глубокой проработке плана занятий. Должна качественно распределяться нагрузка и упражнения таким образом, чтобы заинтересовать занимающихся, доставить им удовольствие от урока и максимально предотвратить травмирование малышей.
Планирование физкультурных занятий
В работах Пензулаевой Л.И. советуется распределить спортивные блоки на весь год и на каждое занятие в частности так, чтобы это было похоже на связанные схемы:
А-b → B-c → C-d → D-a, где:
А упражнения на баланс и осанку
B беговая нагрузка и элементы прыжков
C умение метания, бросков и ловли предметов
D лазанье, приседания и ориентирование
На сегодняшний день физкультура в подготовительной группе детского сада проходит до трех раз в неделю, что позволяет выделить занятия в отдельные кружки, тем самым позволив детям выбрать занятия по душе и в полной мере развить в них адаптивные социальные качества без вреда для психики и конфликтов с родителями.
Физкультура в подготовительной группе: практические рекомендации
Примерный план для занятия с детьми дошкольного возраста может выглядеть следующим образом.
Спортивный урок
Элементы, нацеленные на обучение детей беговым дисциплинам, спортивной ходьбе, построениям в колонны, устойчивой балансировке, отталкиванию и прыжкам с пола и мягкому приземлению.
Ведущий воспитатель следит за тем, как дети перестраиваются в колонну, рассчитываются по порядку. После небольшой разминки и бегового упражнения необходимо снова собраться в нужное положение с сохранением своего порядкового номера. Ориентиром для построения может служить как инвентарь (шнур, сетка, узор на полу), так и предметы ландшафта (дерево, столб, куст и прочее).
Бег чередуется с ходьбой, ходьба переходит в подвижную игру, а игры с мячом в свою очередь сменяются заминкой и отдыхом. Помимо мячей можно использовать кубики, кегли, надувные игрушки.
Развивающее занятие
Комплекс упражнений с целью развития может включать несколько составляющих:
- Разминка на растяжку мышц и суставов: шея, плечи, локтевые суставы, таз, в заключении колени и ступни. Ребенок должен хорошо подготовить телом, подготовившись тем самым к будущим нагрузкам (5 минут).
- Исходное положение расставленные ноги на ширине 30-40см. Далее повороты вправо-влево с разведением рук (по 1 минуте).
- Исходное положение приседаем, вынося руки вперед с хлопком перед собой и возвращением в исходное положение (2 минуты).
- Стартовое положение ноги вместе с сомкнутыми за спиной руками поднимаем руки, разводим в стороны: наклонившись вперед, касаемся пола между ногами. Выпрямляемся, разводя руки в стороны и возвращаем в исходное положение (2 минуты).
- Стартовое положение — ноги расставлены на 30-40см, руки держим на поясе. Чередуем прыжки на двух ногах с прыжками на одной, поочередно меняя ноги. Возвращаемся в исходное положение. Далее наступает минута ходьбы. На все упражнение 2 минуты.
Стоит сделать вывод о необходимости, важности и перспективах физического развития ребенка в детском саду. Присмотритесь к своему чаду. Если вам кажется, что ребенок гиперактивен, не сидит на месте или наоборот апатичен и, на ваш взгляд, ему не хватает нагрузок, познакомьтесь с инструктором в детском саду. Физкультура в подготовительной группе может быть подобрана под индивидуальные особенности ребенка, чтобы упражнения приносили ему удовольствие, радость и помогали в дальнейшем обучении.