Во что одеть ребенка 17 века? Детская мода на полотнах великих художников

Где сегодня можно увидеть самое интересное и модное из одежды, если вам любопытно, во что одеть ребенка? Конечно, в инстаграме. Тренды и бренды, цвета и фактуры — все там, только успевай выбирать, восхищаться и готовить деньги. А как выходили из ситуации наши бабушки? У тех были модные журналы — поэтому тенденции обновлялись в разы медленнее.

А что делали люди в позапрошлом веке? А четыреста лет назад? Кто решал, что носить детям и существовала ли одежда для детей в принципе? Пусть это звучит сейчас удивительно, моду диктовали полотна художников. Они изображали самых ярких, богатых и знаменитых людей своего времени которые и диктовали моду целым странам и континентам.

Когда дети стали объектом искусства?

Собственно, это случилось не так уж и давно. Древнеегипетское искусство целиком посвящено культу загробной жизни и мифосказаниям о жизни богов дети если и появляются на редких фресках и скульптурах, то в те моменты, когда из песни слова не выкинешь ну раз уж был какой-то там младенец у бога или фараона, так уж и быть, давайте его поставим в композицию. Какие дети, если кругом божественное и вообще вечное.

Античность, греческая и римская, шла по тому же самому пути, что и мрачное Средневековье: мирское, бытовое, человеческое и живое появляется только в контексте религиозного. Детям теперь достается еще и роль толстеньких голопопых и голопяточных ангелочков непонятного пола (никто ведь никогда не имел счастья лицезреть ангелов при штанах и ботинках, верно?), ну и редкие портреты детей художников или европейских монархов. Отдельная тема младенец Христос. Примерно такой небогатый выбор детской темы в живописи и скульптуре существовал довольно долго.

Детской одежды на протяжении всего этого времени нет: художники и скульпторы вполне могли себе позволить слегка приукрасить действительность, но смягчать нравы никому из них и в голову не пришло бы. Нарисовать лишний ряд ожерелья, брошку или дополнительное кольцо было делом обычным, но детей особо никто не считал даже у знати и королей. Рождалось их много, некоторые из них жили очень мало даже по тогдашним меркам: в 30 лет наступала глубокая старость. Здравоохранение было известно на каком уровне.

В искусстве дети видны в точной копии одежды взрослых повседневной и парадной. Разнообразия не наблюдалось: одежда несла совершенно конкретную функцию, декор и фасон скорее демонстрировали богатство и происхождение владельца. Примерно до XV века ребенок сначала заматывался в кусок ткани (часто ветоши, оставшейся от одежды родителей), на голову водружался чепец или косынка, независимо от пола. А дальше он в буквальном смысле выходил своими ногами во взрослую жизнь, одетый примерно так же, как и остальные люди любого возраста его сословия.

Переломный момент: XVII век

Пожалуй, только с этого времени можно говорить о зарождении детского костюма хотя очень долго будут существовать парные фэмили-луки, особенно на портретах знати. Но и тут причина не в том, что это мило маме с дочкой одеться в одинаковые платья. Выбор ткани был не слишком большим, даже если предположить, что герои картин могли себе позволить покупать, например, привозной восточный шелк. Детскую одежду, кроме набора функций и размера делает именно детской декор. А он-то как раз оставался ровно таким же, как и у взрослых. Может себе семья позволить жемчуга с бриллиантами и горностая с золотым шитьем? Вот и прекрасно, декорируем же скорее всех домочадцев.

Строго говоря, зайчики и медвежатки это вообще позднейшее изобретение прошлого века. Еще каких-то сто лет назад все носили одинаковый принт полоску, клетку, флоральный рисунок.

Никаких особо дышащих и подходящих для нежной детской кожи материалов, никакого деления по принципу розовый-голубой для мальчиков и девочек. Оно, кстати, возникло в Северной Америке лишь после окончания Второй Мировой войны.

В чем было различие между взрослой и детской одеждой?

Внимательно посмотрим на картину Филиппа де Шампаня, написанную в 1649 году. Дети Амбер де Монмор художник тщательно записал возраст всех изображенных на полотне: от 8 месяцев до 10 лет. Старший десятилетний, он крайний слева одет уже как мужчина в миниатюре, у него плащ. Довольно скоро его одежда будет только расти вместе с ним по размеру, по дороге обзаводясь только знаками отличия военными, торговыми или религиозными. Больше ничего интересного с точки зрения эволюции не случится: его наряд уже вырос до взрослого состояния.

Филипп де Шампань, Дети Амбер де Монмор. 1649 год

Со всеми остальными детьми все интереснее прежде всего, читателям предлагается угадать, какого они пола? Вероятно, никто не сумеет ответить точно идентифицировать из нашего времени не представляется возможным, все дети выглядят примерно одинаковыми и все одеты в платья. Правильный ответ таков: девочка на полотне ровно одна, она сидит прямо по центру. Столетием раньше, то есть в XVI веке, стало нормальным одевать мальчиков так же, как и девочек то есть в женское платье, с фартуком и нижней юбкой. Последняя часто драпировалась в неимоверное количество складок, так что бедра становились гораздо объемнее своих естественных размеров.

Платья были на пуговицах, в них перебирались сразу после пеленок. Как только ребенок начинал ходить, его придерживали за специальные лямки. На таких поводках дети оставались довольно долго, до четырех-пяти лет. В этом возрасте они могли получить взрослые чулки под платье, примерно через год сменить младенческий чепец на взрослую шляпу.

Франс Хальс. Портрет кормилицы с ребенком. 1620 год

Посмотрите, что сразу бросается в глаза? Верно: имя ребенка не указано по какой-то причине. Хотя можно заключить, что это безымянное дитя явно аристократического происхождения: во-первых, одежда пошита из дорогой и, что важно, новой материи, а на шее тяжелая цепь с драгоценным медальоном. Во-вторых кормилица. Эта женщина часто становилась членом семьи, воспитывая чужих детей. Случаев, когда они появлялись на картинах буквально перечесть по пальцам. Эта молодая женщина явно более низкого происхождения, чем ее подопечный, возможно, из вдов: одежда очень строгая и без декора. Жаль, что установить личности этих двоих вряд ли удастся по статусу это наверняка кто-то социального уровня Арины Родионовны. Пол и имя ребенка в этом ключе куда менее интересны.

Семилетний ребенок вполне мог разгуливать уже и при шпаге, если, конечно, его происхождение позволяло ему это. В целом же процесс одевания мог выглядеть примерно так: куртка и сорочка, чулки и штаны, все соединить между собой булавками. Чулки закреплялись подвязками над коленями да, и не забыть повязать пояс, надеть плащ и шляпу. От одного только этого описания сразу хочется расцеловать современного ребенка, который носит всего лишь джинсы и кроссовки на липучках. И, заметим, многим детям никто особо не помогал при одевании.

Многие дети получали такой комплект одежды из расчета на два-три года, сезонные коллекции в ту пору не слишком часто радовали покупателей. Если мальчик прыгал и бегал слишком усердно, и платье приходило в негодность, ребенка нещадно пороли, платье чинили если оно еще поддавалось починке и передавали следующему поколению подросших детей.

Чем больше одежда изнашивалась, тем дальше от замка она уходила в народ. По этой причине даже в XVIII веке в провинции можно было спокойно встретить одежду образца трехсотлетней давности.

Будет справедливым отметить и обратное движение не только за знатью донашивали одежду: аристократы с удовольствием устраивали маскарад, обряжаясь в костюмы пастушков и пастушек. Вся эта пасторальная сахарная выдумка исключительная прихоть и каприз, игра и поза.

Брайян Бартоломеус. Портрет женщины с дочкой (фрагмент). XVI в

Обратите внимание на ребенка: девочке на вид никак не больше 7-8 лет, но она выглядит совершенно взрослой женщиной. Налицо все болезненные ухищрения, на которые шли тогдашние женщины во имя красоты: брови и волосы по линии роста выщипаны или выбриты.

Рембрандт. Портрет Титуса. ок. 1640

Этот портрет скорее исключение из общего ряда. Да и то, пожалуй исключительно благодаря гению голландской живописи. Полотно необычно вот чем: он писался ради изображения самого ребенка и его характера сразу видно, что задорного и веселого. Большинство детских портретов того времени создавались по множеству причин, но дети почти никогда не являлись целью и смыслом тогдашнего искусства.

Когда платья превратились в брюки?

Штаны для маленьких мальчиков устойчиво появились только во второй половине XIX века да и то не везде. В первую очередь нужно сказать спасибо санкюлотам во Франции, которые, по большому счету, первыми начали отвоевывать право на штаны в качестве самостоятельного элемента гардероба, а не дополнения к чулкам.

Отметим, что простолюдины вполне могли себе носить все, что им вздумается в их случае в ход часто шли штаны старшего брата, а то и вовсе чужая одежда.

Чтобы окончательно закрыть вопрос со штанами, заметим, что британцам, например, до сих пор кажется нормальным одевать мальчиков в шорты вплоть до семилетнего возраста подтверждением тому могут служить фотографии первенца Кейт и Уильяма. Полноценные брюки, таким образом, даже теперь признаются скорее атрибутом взрослого мужского мира, нежели детского. С другой стороны, шорты признак благородного происхождения и хорошего воспитания сравним с длинными брюками с чужого плеча в случае с бедняками.

Пьер Огюст Ренуар. Камилла Моне и её сын Жан в саду в Аржантее. 1874

Только со времен Второй мировой брюки стали нормой для мальчиков постарше. До школы мальчиков чаще можно было видеть именно в шортах с гольфами, чулками или колготками.

Окончательное разделение на мужское и женское по фасону в детской моде произойдет только после 1914 года, когда женщины осмелились снять с себя тесный и неудобный корсет.

В целом, можно увидеть, что и детство как пора беззаботности и счастья, и одежда для этой особой радостной категории людей, появились совсем не так давно. Пожалуй, нам всем повезло в этом смысле. Сейчас можно видеть смешение стилей в обратную сторону когда вполне себе взрослые люди носят майки в Микки-Маусах и других зайчиках. Но ведь и это наверняка лишь часть развития?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: