«Уже год, и до сих пор не читает». Раннее развитие для амбициозных родителей

Сегодня существует множество методик раннего развития — на любой формат, вкус, кошелек и мировоззрение. Рассказываем вам о некоторых из них.

Методика Монтессори

Методика выдающегося педагога и врача Марии Монтессори сегодня является флагманом среди оригинальных авторских методик. Все начиналось с разработки концепции образовательной системы для детей с отклонениями в развитии, но вскоре стало ясно, что авторская методика Марии эффективна и в работе со здоровыми детьми.

Монтессори считала, что естественное развитие ребенка базируется на самостоятельности и свободе, разумно ограниченной. Если сформулировать краткий девиз методики, то он будет звучать так: Помоги мне это сделать самому!

Монтессори утверждает, что каждый ребенок это уникальная личность, которая естественным образом стремится к знанию и познанию окружающего мира. Педагог в этой системе может лишь наблюдать за развитием ребенка и определять его путь к обучению.

Важное место занимает так называемая Монтессори-среда класс или комната, оформленная согласно определенным правилам, дает ребенку свободу и самостоятельность.

Светлые стены, большие окна, маленькая удобная мебель ребенок имеет открытый доступ ко всему, что находится в поле его зрения и может занять любое место для своих занятий. Главное не мешать окружающим.

Методика Марии Монтессори оригинальна и самобытна, с существенными плюсами, которые выражаются в свободе для ребенка, искренней заинтересованности взрослого в желаниях и потребностях маленького человека, в обучении через открытия. Однако споры и сомнения со стороны представителей традиционной педагогики относительно эффективности и самостоятельности метода не утихают до сих пор.

Основной спорный момент состоит в том, что Монтессори полностью отвергала значение игры и сказок для формирования и развития личности ребенка, в то время как традиционная педагогика подчеркивает важность и необходимость игровой деятельности в развитии ребенка, его творческих способностей и воображения.

Методика раннего развития Гленна Домана

Гленн Доман, врач-физиотерапевт, был одним из руководителей Института человеческого потенциала в Филадельфии. В результате многолетней работы со здоровыми детьми и детьми с отклонениями в развитии, Доман и сотрудники его института разработали систему раннего развития ребенка, базирующуюся на том, что с рождения человеческий мозг должен постоянно развиваться благодаря усиленной работе.

Методика Домана строится на принципах:

  • Интеллект ребенка лучше всего развивается при интенсивной загрузке с трех месяцев (когда ребенок уже различает предметы) до трех лет,
  • До 3-5 лет ребенок не нуждается в дополнительной мотивации, т.к мозг человека уже запрограммирован на развитие даже в столь раннем возрасте,
  • В здоровом теле здоровый дух. Чем лучше физически развит ребенок, тем больше возможностей для его интеллектуального роста.

Доман предлагал начинать занятия с ребенком с трехмесячного возраста, начиная с демонстрации ребенку карточек с нарисованными предметами, явлениями и действиями.

Доман полагал, что ребенок уже с трех месяцев способен логически мыслить и анализировать.

При интенсивном развитии мозга появляется необходимость и такого же по интенсивности физического развития: был разработан специальный трек для ползания специальный тренажер, больше похожий на бобслейную трассу. Узкие и высокие бортики, касающиеся плеч ребенка, должны стимулировать в нем воспоминания о внутриутробном пространстве и первых рефлексах.

Несомненные плюсы методики Домана в том, что ее можно применить в любых условиях, нужны только карточки, которые легко сделать самому, а также, при желании, специальный тренажер для ползания. Существенные минусы схожи с минусами системы Монтессори эта система работает лишь за счет усвоения ребенком огромного количества материала и никак не направлена на развитие воображения и творческих способностей. Также методика Домана никак не помогает в развитии мелкой моторики и сенсорики.

Методика Б.П и Л.А Никитиных

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины многими признаются классиками отечественной педагогики. Однако их система воспитания и развития детей, разработанная в собственной семье, всегда вызывала большие вопросы.

В конце 1950-х годов в подмосковном Болшево только и говорили, что о необычной многодетной семье, где дети бегали в мороз босиком, занимались зимним закаливанием, удивляли своими спортивными данными и способностями к обучению. Однако все это было вопреки советским нормам и рекомендациям традиционной советской школы. Да и в последующем никто из детей этой большой семьи не стал Нобелевским лауреатом. Стоило ли так мучить детей, заставляя вместо кукол и машинок в три-четыре года решать логические задачи и примеры?

При всем этом именно Б.П. Никитин является первым советским педагогом, который искренне отстаивал права детей, говоря об индивидуальности каждого ребенка. Его книги отличаются от типичных советских учебников, в них не говорится о том, как должны развиваться дети, зато рассказывается, как развивается ребенок, если родители поощряют его активность.

Б.П. Никитин и его жена на примере воспитания собственных детей пришли к выводу, что почти все родители допускают две серьезные ошибки.

Первая это заорганизованность, когда родители слишком контролируют жизнь ребенка, и при таком контроле у него не остается времени на самостоятельные занятия и действия. Вторая наоборот, заброшенность ребенка, когда все контакты с ним сводятся максимум к обеспечению его самых элементарных нужд.

В основе семейной методики Никитиных стоит прежде всего уважение, труд, взаимодействие с окружающим миром, физическая активность ребенка. Он уже полноправный член общества, уже личность и хозяин не только себе, но и своему распорядку и своим поступкам. Родители должны помогать ребенку в реализации его (а не своих!) задач и желаний, поощрять его тягу к труду и самостоятельному исследованию мира, создавать все условия для его развития, не отталкиваясь от собственных интересов. Все это и составляет основы современной интегрированной педагогики.

Много позже супруги Никитины пересмотрели ряд своих идей, однако именно они показали, что ни сад, ни школа, ни партия, а именно думающие родители несут ответственность за будущее своих детей.

Методика Сесиль Лупан

Бывшая актриса Сесиль Лупан прославилась за счет выхода книги Поверь в свое дитя, где рассказывала о своем уникальном опыте в воспитании двух дочерей.

По сути, Лупан упростила метод Домана, взяв за основу природное любопытство ребенка и его естественное желание исследовать незнакомые ему вещи и явления. Ее система это известное всем правило от простого к сложному.

Лупан предлагает родителям буквально не выпускать ребенка из рук: постоянно, с рождения, начиная его обучение уже с трех месяцев.

Интересна ее методика обучения чтению: Лупан утверждает, что как только ребенок научился говорить, его сразу можно учить читать. Для этого на карточках нужно написать знакомые слова и поместить их около предметов, которые они и обозначают. Карточку ваза у вазы, яблоко у яблока и тд.

Эта система обладает рядом плюсов, главный из которых заключается в том, что ребенок требует не опеки, а постоянного интереса со стороны родителей. По методу Лупан легко заниматься дома, в методике много внимания уделяется эмоциям ребенка, его естественному желанию узнавать новое и желанию родителей быть как можно больше с малышом. И в этом ее главный минус постоянно занятым и работающим родителям она не подойдет. И, конечно же, стоит учитывать тот факт, что система это личный опыт автора воспитания и развития своих дочерей, педагогического образования у Сесиль Лупан нет.

Методика Николая Зайцева

Николай Зайцев стал одним из первых советских педагогов, который предлагал обучение детей иностранным языкам, чтению, письму и счету с раннего возраста.

Основная идея методики Зайцева при обучении нужно опираться на все формы восприятия ребенка: мышление, слух, зрительное восприятие, его естественную активность.

А главное все занятия должны быть интересными, веселыми и неутомительными, когда как традиционная педагогика тог времени предлагала лишь одну форму занятий с детьми правило-упражнение.

Николай Зайцев, опираясь на свой опыт обучения иностранцев русскому языку, говорит о том, что обучающая среда таблицы, игрушки и другие материалы должна находиться в том числе и дома, а занятия должны быть системны, но прежде всего приносить ребенку радость. Ребенок не должен сидеть строго за партой и учиться чтению если ему захочется встать и попрыгать, пусть сделает это и снова возвращается к обучению, процесс которого больше похож на игру.

Что касается методики обучения чтению по Зайцеву, то здесь советский педагог не стал изобретать велосипед, рекомендуя складовой метод чтения, где склад это или слияние гласной с согласной, или согласная в конце слова, или отдельно стоящая гласная. Склады пишутся на специальных кубиках, цветом может выделяться ударение.

Играя, складывая кубики, ребенок учится читать. Однако логопеды отмечают несовершенство этого метода детей переучивают читать в первом классе, т.к умеют они читать только по складам. Но несомненным плюсом является развитие интуитивной грамотности, а практические занятия с родителями в игровой форме принесут радость и пользу не только ребенку.

Методика раннего развития Павла Тюленева

Социолог Павел Тюленев ставит во главу угла наличие у абсолютно любого ребенка гена гениальности. Он утверждает, что начинать занятия с ребенком можно уже с двухнедельного возраста.

Главной движущей силой по мнению Тюленева являются родители, в их силах сделать ребенка одаренным настолько, что уже к 18-ти годам он может получить высшее образование.

Главное постоянно, с самого раннего возраста, работать над раскрытием интеллектуального и физического потенциала.

По Тюленеву, если ребенок в свои три года не готов к начальной школе, то он считается запущенным. Родители в его системе Мир являются лишь помощниками кумира, то есть ребенка. Развитие ребенка Тюленев делит на классы-миры: первый класс это мир ребенка сразу после рождения, последний мир подростка 14-ти лет.

В первые месяцы жизни ребенку нужно показывать нарисованные рукой родителя геометрические фигуры и линии, затем показывать карточки с изображениями вещей, животных и явлений. Стоит уделять время и играм, а с пяти месяцев можно заняться и развитием музыкальных способностей ребенка: в поле его зрения должны попадать музыкальные инструменты, которые ребенок сам может исследовать, пытаться извлечь из них звук. Затем можно приступать к изучению алфавита с помощью магнитной азбуки, а с 2-х лет можно знакомить ребенка и с таблицей Менделеева. Звучит фантастически, да и подтвержденных данных об эффективности метода Тюленева нет. Однако некоторые моменты взять на вооружение родители могут эта система не требует сложного вспомогательного материала и подойдет любому ребенку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: