Творчество в 3D: пластилин, масса для лепки и тесто

О пользе лепки говорят все педагоги раннего развития: ведь это развитие моторики, воображения, усидчивости и эстетического восприятия мира. А ещё от этого зависит почерк ребёнка в будущем. Однако желать, чтобы малыш сел и слепил чудесного ёжика — бессмысленно — многое зависит от возраста ребёнка, его способностей и организации самого процесса. О том, почему с ребенком стоит лепить, даже если получается коряво, и как правильно организовать этот процесс, рассказывает автор «Дэйли Бэби».

Главным отличием лепки от рисования и аппликаций в том, что ребёнок учится воспроизводить объемную модель. То есть он лепит то, что знает и видит, и воспроизводит это в таком виде, в каком представляет: дерево, фрукты, посуду, животных. И тут важно не только изобразить предмет объёмно, но и подобрать правильную цветовую гамму, выразить свои эмоции.

Известный педагог-учёный В.А. Сухомлинский сказал: Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. И это действительно так, ведь лепка развивает моторику, способствует формированию речи и выразительного мышления. В жизни каждого малыша это занятие должно иметь место. Разберёмся, в каком количестве и как именно.

Возрастной ценз

На упаковках пластилина и массы для лепки написано: Для детей с трёх лет. Но на деле овладеть техникой лепки малыши могут и раньше. Главное делать это под контролем родителей, которые будут тщательно следить за тем, чтобы малыш не съел материал. В 2-3 года ребёнок уже в состоянии слепить колбаску и превратить её в колесо, раздавить пластилиновую лепёшку и понять, что это яблоко или печенье (в зависимости от сюжета). А ребёнок 5-6 лет может уделять внимание мельчайшим деталям.

Тесто, масса или пластилин

Существует несколько видов материалов, подходящих для лепки ребёнка.

Глина из этого материала можно создавать шедевры, но этот вид творчества больше подходит для ребят младшего школьного возраста: во-первых, глину надо готовить (разводить в пропорции), во-вторых, она легко пачкает всё вокруг, в-третьих, в лепке этот материал не самый лёгкий, а в-четвёртых, темный цвет глины не каждому ребенку покажется привлекательным.

Тесто хороший вариант для самый маленьких, особенно для тех, кто стремится помогать маме с готовкой. Но у него тоже есть свои минусы: его надо замешивать, поделки сушить, да и разновидностей цветовой гаммы нет.

Масса для лепки как правило, изготавливается на основе того же солёного теста. Она яркая, мягкая, удобная даже для самых нежных ручек. Обычно в её набор входят рамочки и формочки для лепки. А ещё её легко убирать и она не прилипает к коврам и мебели. Из недостатков быстро высыхает на воздухе, плюс у неё небольшой срок хранения. Поделки из массы для лепки могут высыхать и трескаться.

Пластилин экономно и не сохнет на воздухе. По цветовой гамме он не уступает массе для лепки, да и лучше скрепляет детали. Поделки из пластилина не ломаются и не трескаются. Из минусов он может испортить ковёр или мебель, потому что легко липнет, экспериментировать с формочками с пластилином не получится, да и подходит он детям постарше, поскольку не такой мягкий, как масса для лепки. Если же вы предпочитаете пластилин, попробуйте для начала восковой он более послушный.

Делаем вывод: самым маленьким детям больше подходит солёное тесто или масса для лепки, по мере взросления ребёнка хорошо подключить и пластилин, и глину.

Особенности занятий

Итак, вы решили позаниматься с малышом. Не стоит требовать от него многого. Первые занятия должны быть непродолжительными, всего 5-10 минут, но даже это количество времени принесёт немалую пользу. Для этого:

  1. Выделите место для занятий стол, за которым должны поместиться и ребёнок, и вы.
  2. Приготовьте влажные салфетки, чтобы вытирать малышу руки, особенно если ваш ребенок не любит быть испачканными.
  3. Пластилин, массу для лепки или тесто.
  4. Подручные материалы: книжки для лепки, формочки, листы картона.
  5. Выбирайте такое время, когда малыш не хочет спать, есть, не капризничает и не болеет.
  6. Лепите вместе. Даже если ребёнок поначалу мало интересуется этим процессом, показывайте, как это получается у вас, пытайтесь заинтересовать.
  7. Помогайте ребёнку первое время ему будут тяжело даваться техники.
  8. Завершайте занятие чуть раньше, чем малыш устанет.
  9. Техники лепки по возрасту

Пожалуй, проще всего лепить с формочками (при условии, что вы используете массу для лепки). Преимуществ от такого занятия множество, но всё же лучше развивает воображение самостоятельное творчество. Итак, что же может сделать сам малыш, в зависимости от возраста.

В 2-3 года

Отламывание кусочков пластилина, раскатывание их в ладонях и превращение в палочки первое, чему учится ребёнок. Обычно с этим легко справляются дети 2-3 лет.

Если вы видите, что ребёнок освоил эту технику, научите скреплять кончики: так колбаска превратиться в баранку или колечко.

В этом же возрасте на начальном этапе освоения процесса лепки ребёнок может попробовать раскатать шарик в ладошках вот и получилась ягодка.

Скатали шарик положите на лист бумаги или картона и придавите. Получилась лепёшка. Пусть это будет пряник!

С лепёшкой можно поиграть: надавим большими пальчиками на середину получается тарелочка. А если эту тарелочку соединить с ещё одной колбаской, то выйдет сковородка.

Ребёнку в 2-3 года очень интересен процесс превращения предмета из одного в другой (например, шарик ягодка пряник тарелка сковородка).

3-4 года

Ребёнок постарше в состоянии моделировать более сложные модели.

Это фигуры, состоящие из нескольких элементов, например, снеговик из шариков, пирамидка из лепёшек.

Подключайте вспомогательный материал. Скатайте шарик и воткните в него зубочистки. Так вы получите ёжика. Или сделайте рыбку из пластилина и крупы, которая будет выполнять функцию чешуи.

Можно попробовать технику раскатывания. На лист картона выкладываем небольшие кусочки хорошо нагретого пластилина или массы для лепки и большими пальчиками рук раскатываем по всей поверхности листа. Затем с помощью различных круп, камешков и других подручных материалов выкладываем картину.

4-5 лет

В этом возрасте у ребёнка уже достаточно сильные пальцы, и он может работать с целым куском пластилина. Учите малыша:

Стягивать фигуру, получая, к примеру, овал, приплюснутый шар.

Добавьте технику прищипывания, с помощью которой можно формировать мелкие детали, как вариант ушки и носик у фигурки животного.

5-6 лет

Ребёнок 5-6 лет и старше уже в состоянии:

Уделять внимание мелким деталям. Например, слепить фигурку человечка с глазками, носиком и ротиком.

Лепить нескольких персонажей и создавать историю, сказку.

Делать налепы, то есть при создании картины на картоне с помощью небольших кусочков пластилина, находящих друг на друга, делать объем. Так можно создать чешую у рыбки, кружева на платье.

Вырисовывать рельефы.

Здесь уже задача родителей контролировать процесс и следить за тем, чтобы ребёнок придавал как можно больше реалистичных черт своей фигуре.

Важно: у каждого пальчика в лепке есть своя функция. Так, большими и средними пальцами рук малыш может делать вмятины, указательный и безымянный пальчик катает тоненькую колбаску по столу, мизинец помогает в создании рельефа. Большим и указательным (или средним) пальцами можно на весу катать маленькие шарики глазки, носики. Лепёшки делаются с помощью надавливания внутренней стороной большого пальца.

Идеи для самых маленьких

Шарики, колбаски многим это занятие может показаться неинтересным. На самом деле есть множество вариантов создания образов из этих фигур:

Возьмите лист бумаги. Нарисуйте голову с глазками и рожками. Это будет гусеница. Вместе с малышом катайте разноцветные шарики, расплющивайте их в кружочки, выкладывайте от головы гусеницы друг за другом. Можно добавить ножек из маленьких колбасок и получить сороконожку.

Нарисуйте на листе бумаги девочку в пышном платье. Катайте маленькие шарики, а ребёнок пусть их выкладывает на юбку и указательным пальцем слегка надавливает. Получится платье в горошек.

Из пяти шариков разного размера сделайте пять лепёшек. На листе картона выложите их друг на друга получилась пирамидка.

Нарисуйте две горизонтальные полоски. Пусть малыш катает маленькие колбаски и кладёт их поперёк. Так получатся рельсы. По ним потом можно прокатить игрушечный паровозик.

Чем больше фантазии вы включите, тем больше будет развиваться воображение у вашего ребёнка. Учите малыша творить, и вы сами не заметите, как процесс лепки захватит и вас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: