Каждая методика раннего развития направлена на что-то определенное, и по сути каждую можно охарактеризовать одним словом. Доман, в версии для обычных нейротипичных детей, — про энциклопедические знания, Монтессори — про самостоятельность и развитие мелкой моторики, новомодная Baby sensory — как следует из названия, про сенсорное развитие.
Но среди множества развивашек, на которых дети водят хороводы, осваивают пальчиковые игры и учатся играть по правилам, есть направление, незаслуженно обделенное вниманием мам и малышей. На этих занятиях дети делают что хотят, могут даже спать, причем вместе с мамами, а могут бегать полтора часа по кругу и от этого тоже будет польза.
Недоумеваете, как такое может быть? Мы пообщались с тремя ведущими групп по методике PEKiP, известной в России как Родители дети Первый год и выяснили особенности этой простой и очень бережной программы развития детей раннего возраста.
С нами беседуют:
Александра Коровицына, педагог, Ведущая групп PEKiP с 2013 года, мама 7 детей.
Ася Бурштейн, психолог, педагог Новой школы, Ведущая PEKiP с 2016 года, мама двоих детей.
Надя Сыркина, педагог-психолог, Ведущая PEKiP с 2015 года, мама дочки.
Занятия, на которых никуда не надо спешить, никакой суеты и игр по звону колокольчика. Все делают только то, что хочется в конкретный момент. Мамы могут поспать или спокойно пообщаться, а могут посидеть в уголке и понаблюдать за малышом и его играми. Малышам на занятиях дозволено все. Они бегают, лазают, ползают, рассыпают манку и пшено, рисуют красками, покоряют горки и строят железные дороги, катаются бревнышками и учатся играть с матрешками и это все абсолютно голыми, ну или в подгузнике, если мам смущают дети-нудисты. Думаете, это просто бессистемная игра или дурачество? А вот и нет!
PEKiP это история про…
Н.С.: Про отношения и про поддержку. У нас нет задачи развить, есть задача поддержать. У нас нет задачи сказать, как правильно развить детей. Мы принимаем всех, кто приходит со своими убеждениями. Наша задача помочь родителям чувствовать себя более комфортно в своей новой социальной роли.
А.Б.: Про движение и контакт с родителем.
А.К.: Про отношения в первую очередь, причем отношения мамы и ребёнка, отношения в группе среди мам и отношения детей между собой
В чем принципиальное отличие PEKiP от остальных методик раннего развития?
Н.С.: Принципиальное отличие в том, что подход целостный. Мы не стремимся развить что-то конкретное, мы смотрим, что происходит с ребенком. Наша задача создать поддерживающую среду. Имеет значение лишь естественное развитие ребенка в порядке и темпе, заложенном в нем изначально. Это детско-родительские занятия. Во многом основная задача нашей работы построение гармоничных отношений между родителями и детьми, восстановление или даже формирование надежной привязанности.
А.Б.: На занятиях по программе Родители и дети Первый год важное место занимает взаимодействие мамы или папы и малыша. Игры построены таким образом, что родитель находится в постоянном диалоге с ребёнком. И очень важно, что это не столько развивающие занятия, сколько занятия, поддерживающие естественный интерес и потребности малыша.
А.К.: Основное отличие от других программ, как мне кажется, в том, что занятия основаны на взаимоотношениях мамы и малыша, игры и формат предлагаются, но не в директивной форме. Всегда учитывается темп, настроение, восприятие ребенка в данный конкретный момент времени.
После какого возраста уже поздно?
А.Б.: Обычно занятия начинаются с первой четверти года (в Германии это регламентируется очень жёстко). А вообще начинать можно уже с двух месяцев.
А.К.: Хороший возраст для начала занятий 3 месяца, когда мама уже привыкла к своей роли, подстроилась под ритмы ребёнка и у нее возникает желание найти единомышленников, новый круг общения.
Н.С.: Группа родители-дети существует 1, 2, 3 года жизни. Чем раньше, больше времени побыть в нашем принимающем пространстве. Чем младше ребенок, тем пластичнее его развитие. Но это не так важно. Даже если ребенок не ходил на первом году жизни, можно прийти с ним и на второй год, и на третий тоже. Просто в этом случае будут решаться другие задачи.
PEKiP это больше для малышей или для мам?
А.К.: На мой взгляд, PEKiP мамам нужен не меньше, чем детям. Он помогает обрести уверенность в себе как в родителе и найти поддержку, узнать новые идеи для занятий с детьми, получить ответы на вопросы по развитию. А еще специалисты заметили, что эти занятия хорошая профилактика послеродовой депрессии.
А.Б.: Эти занятия полезны родителям, т.к. поддерживают экспертную роль родителя, помогают почувствовать себя уверенно. Восполняют дефицит общения и учат родителей продуктивно проводить время с ребенком.
Н.С.: Мы помогаем ребенку быть компетентным и успешным в своем развитии, а родителям быть компетентными в отношении своего ребенка, видеть, отмечать его сигналы, чутко на них реагировать, чувствовать себя уверенно и доверять своей родительской интуиции. В основе методики лежит идея, что двигательное развитие запускает все остальное. Что именно движение самая важная форма физического и психического развития. Именно в движении ребенок узнает себя, мир, а все остальные сферы подтягиваются потом.
Но все же существуют же какие-то правила?
Н.С.: Основное правило: наши группы маленькие, от 5 до 10 пар. И это закрытые группы. Мы набираем людей и закрываем набор. То есть нельзя прийти разово. Это не развивашки. Это история занятий циклами. Цикл 10 занятий, в году получается 3-4 цикла и только сама группа в конце каждого триместра решает, продолжать или нет.
А.Б.: Мы предлагаем малышам заниматься голыми, даже без подгузника, т.к. голые малыши активнее двигаются. И очень важно, чтобы возраст детей в группе не сильно разнился. Максимум 3 недели.
Если дети делают что хотят, и мамы тоже, то в чем же роль ведущего?
Н.С.: Принимать всех и вся, никого не осуждать, не оценивать мы просим того же от других родителей. Создавать дружелюбную атмосферу, в которой родители и дети смогут расслабиться. Роль ведущей предлагать игры, помогать мамам наблюдать за детьми, отмечать малейшие паттерны поведения, считывать сигналы, учиться становиться более чуткими по отношению к детям. Ведущая это этакая добрая хозяйка этого пространства.
А.К.: Задача ведущего создать доверительную обстановку на занятиях. Поддерживать маму, отвечать на вопросы, предлагать игры, соответствующие возрасту ребёнка.
А.Б.: Ведущий предлагает игры исходя из актуальных потребностей детей. Поддерживает и направляет дискуссию, так как важное место на занятиях отведено общению между родителями. Поддерживает экспертную роль родителя. Только родитель знает, как на самом деле лучше его ребёнку. Ведущий не даёт советов, лишь направляет и предоставляет информацию.
Во что же играют на занятиях?
Н.С.: Пришли надо заниматься это не про нас. Занятие длится 1,5 часа, включая организационные моменты. За это время мы успеваем поиграть в 3-4 игры, в зависимости от возраста. Ведущий показывает игры на кукле и объясняет смысл игры родителям. А родители уже предлагают ребенку. Внимательно смотрят, что хочет ребенок, что ему сейчас важно. Ни одна игра и ни одна активность не является обязательной. Можно просто посмотреть, понаблюдать. Никакого давления нет совсем. Упор делается на игры-взаимодействие взрослого и ребенка, на взаимодействие детей между собой. Заметить друг друга могут даже двухмесячные малыши. Постепенно они привыкают и начинают гораздо раньше обращать внимание на сверстников, становятся социально активнее, нежели их сверстники.
Много внимания уделяем двигательному развитию. Каждый раз ведущий смотрит на детей, которые приходят на группу. Интересы, задачи развития есть у каждого. Мы практикуем индивидуальный подход к каждому малышу.
А.К.: На занятиях чередуются игры на напряжение и на расслабление. Каждая пара мама-ребёнок выполняет их в своём темпе. Ребенок не объект игры, а полноценный участник. В каждой игре свой смысл, каждая несет свою нагрузку.
А.Б.: На каждую игру отводится в среднем 15 минут. Главное вовремя заметить момент, когда игра перестала интересовать детей и предложить им новую, а в это время незаметно убрать предыдущую, чтобы не рассеивать их внимание. Я очень люблю игру в парашют, а еще ходить с малышами на руках и смотреть друг на друга Для самых маленьких есть удивительная игра, когда мама лежит на спине, ноги согнуты в коленях, на них ложится ребенок и ты покачиваешь его, ловишь взгляд и разговариваешь. Честно, это была моя любимая игра с собственными детьми в младенчестве, да и сейчас тоже.
На развивашки часто отправляют нянь. А к вам с нянями можно?
Н.С.: Практика походов с няней есть. Лучше, конечно, чтобы ходил родитель, но возможно, чтобы ходила и няня. Это обговаривается с каждым конкретным ведущим. Все дело в том, что отношения с няней качественно другие. И отношения в группе складываются между родителями тоже, няням может быть это не очень интересно они будут как бы выключены из среды.
А.К.: Няни могут приходить с детьми на занятия, если выполняются определенные условия: есть чуткое отношение к ребёнку, не формальный подход. Но все-таки, занятия дают большую пользу, если приходит мама или папа.
А.Б.: Так или иначе, на занятиях няня научится понимать сигналы ребёнка, учитывать его интерес, следовать за потребностями.
А что с инклюзией?
Н.С.: Практика инклюзивных групп существует.
А.К.: Для особых детей это очень подходящие занятия индивидуальный темп и отсутствие чрезмерных нагрузок помогают чувствовать себя комфортно.
А.Б.: Наши группы подходят особым детям, но поскольку дети в группе собраны по возрасту, то ребенок с особенностями будет ходить в группу, подходящую ему по уровню двигательного развития.
Дети, прошедшие PEKiP, в чем их преимущество как сейчас модно говорить?
А.К.: По моим наблюдениям, дети, посещавшие группы PEKiP, лучше адаптируются в детском саду, лучше чувствуют свои потребности и границы других людей, а это именно то, что сейчас необходимо в современном обществе иметь развитой эмоциональный интеллект, а вовсе не владение с пеленок тремя языками.
5 правил PEKiP:
1. Наблюдайте за малышом, и вы откроете много нового.
2. Слушайте ребенка и идите за его потребностями.
3. Не торопитесь и не торопите малыша.
4. Помните, что всему свое время.
5. Доверяйте своей интуиции и будьте уверены: вы правы.