Ребенок-растеряша: особенности воспитания и обучения

Родители собранные и внимательные, откуда у них взялся ребенок-растеряша? Половину игрушек, взятых в детский сад или на площадку, он не приносит домой. Школьные принадлежности, утерянные в течение учебного года, потеряли счет. 

Почему малыш все теряет и не бережет вещи? Можно ли изменить такое отношение к личным предметам и игрушкам – читайте в статье.

Почему ребенок теряет вещи

Почему ребенок теряет вещи и не замечает утери? Рассмотрим несколько причин:

  • Несобранность в силу возраста. Психологи доказали, что дети до 5 лет еще не обладают устойчивой памятью, поэтому легко отвлекаются от предмета и вовсе забывают о нем. Например, малыш играл в песочнице, отложил ведерко в сторону и увидел, что освободилось место на качели. 

Пока его не заняли, ребенок бежит и усаживается кататься. Новые впечатления мгновенно стерли из памяти прежнее занятие и, слезая с качели, малыш отправился гладить кошку…Ну а там устал и пошел домой. Игрушки остались в песочнице, но вспомнят о них только тогда, когда снова начнут собираться гулять. 

  • Мечтательность и рассеянность, постоянное погружение в себя. Если ребенок по складу характера именно такой, потеря вещей будет неизбежно сопровождать его. Винить ребенка в потерях в этом случае бесполезно, забывчивость в данном случае неосознанная. Многие взрослые люди с таким темпераментом всю жизнь забывают и теряют имущество. В таком случае советуем тренировать память и пользоваться всевозможными напоминаниями.
  • Ребенок не понимает понятие «личная собственность». В детском саду, например, все общее – куклы, машинки, пирамидки. Дети играют и обмениваются ими в течение дня. При этом нет необходимости запоминать, кому передана игрушка и где она осталась. Игрушки никуда не денутся. История повторится, если ребенок живет в семье, где есть другие дети, и все, что имеется, принадлежит одновременно всем. Привыкая считать все общим, малыш не фиксирует наличие предметов, поэтому повсеместно забывает игрушки, канцелярские принадлежности и даже предметы одежды.
  • Спешка и чрезмерная загруженность. Когда ребенок торопится, он теряет внимание и не запоминает, что положил, а что нет. Если же у него постоянно по минутам расписан день, он может физически упустить из вида, что брал, что надевал, что забирал.
  • Беспомощность и несамостоятельность. Когда родители все делают за детей, детям нет необходимости заботиться о вещах и принадлежностях. Малышу собирают портфель, надевают одежду, складывают игрушки. Зачем ему беспокоиться о наличии предметов по возвращению домой? Он порой даже и не знает, что у него лежало в сумке.  

Почему ребенок теряет вещи

Что делать, если малыш потерял что-то?

Что делать, если малыш потерял что-то? Разобраться и спокойно поговорить. Следует выяснить обстоятельства, при которых совершена утрата. Не повышая голоса, попросите ребенка вспомнить, когда и где он мог оставить потерянный предмет. 

Если это игрушка, выясните, где он играл, кто был рядом, кому передавал ее во время общения. Возможно, у ребенка отобрали вещь силой, пригрозили не говорить родителям. Малыш придумал отговорку, что потерял, и твердит, что не помнит где.

В таком случае ни в коем случае нельзя ругать детей, нужно беседовать очень аккуратно и по крупицам получать нужную информацию. Подобные случаи необходимо пресекать, иначе ребенок уйдет в себя, агрессия продолжится. Малыш рискует получить нервный срыв, одновременно боясь обидчиков, отбирающих вещи, и родителей, ругающих за их отсутствие. 

Если же вещь действительно утеряна, нужно поговорить с детьми на предмет осознанного пользования. Учите ребенка запоминать предметы, которые берет с собой, кому-то отдает, где-то оставляет. Практику можно проводить в виде домашней игры, когда разные члены семьи получают определенные вещи (игрушки, одежду, посуду), передают их друг другу и запоминают порядок и процесс.    

Что делать, если малыш потерял что-то

Как научить малыша быть внимательнее

Есть некоторые нехитрые способы, как научить малыша быть внимательнее:

  • Если ребенок теряет или путает одежду, пометьте ее особыми метками. Это могут быть вышитые инициалы имени и фамилии, яркая нашивка, пуговица, брошь, любой декоративный элемент. Обязательно покажите данное отличие малышу и обратите его внимание, чтобы он запомнил, что именно этот знак отличает его куртку или брюки от одежды других детей.

Учите ребенка порядку действий при одевании и раздевании. Проговаривайте этапы. 

Собираемся на улицу/в детский сад/в гости: надели брюки, свитер, шапку, куртку, повязали шарф, надели носки и варежки. 

Пришли  улицы: сняли варежки, положили в карманы. Сняли сапоги, поставили в угол. Сняли носки, повесили сушить. И так далее. Когда этапы одевания и раздевания уложатся в памяти, малыш вовремя сможет самостоятельно обнаружить пропажу каких-то предметов: одна варежка, один носок, отсутствие свитера. 

  • Если предметом утраты становятся игрушки, можно поступить также, приклеив наклейку или прикрепив брелок к машине или ведерку. Когда отпускаете ребенка погулять, вместе с ним проверьте все игрушки, проговорите названия и попросите запомнить перечень. 

Сложите игрушки в сумочку или рюкзак, так ребенок будет уверен, что все при нем, если решит сменить игру. Скажите, что прежде чем идти домой, сын/дочка должны вспомнить список и посмотреть, все ли есть в рюкзачке.  

Как научить малыша быть внимательнее

Как объяснить, что к вещам нужно относиться бережно

Родителей нередко расстраивает детская беспечность, и они задаются вопросом, как объяснить, что к вещам нужно относиться бережно? 

Ведь в жизни немало случаев, когда дети теряют дорогостоящие предметы и не переживают поэтому поводу. Мало того, не извлекают урок, и через некоторое время снова теряют дорогую вещь.

Если ребенок маленький и потери случаются часто, просто не давайте дорогостоящие предметы брать с собой. То, что лежит дома, не может быть утеряно. 

Не скрывайте от детей стоимость игрушек, одежды, аксессуаров. Дети должны знать, что ни один предмет не падает сверху, за все родители заплатили заработанные деньги. 

Провожая детей на улицу, вежливо напоминайте: не потеряй, не давай посторонним, будь аккуратнее и т.д. Напоминание не должно звучать как нотация или говор «под руку», но обозначить ценность следует.

Для того, чтобы ребенок не терял ценности вещей и игрушек, их не должно быть слишком много. Если мама или папа покупают игрушку по первому требованию, она не будет ценной для малыша. Однажды наигравшись с ней, он затребует другую. Поэтому судьба игрушки – потеряется она или сломается, — ему будет не интересна.

Приобретая предмет, обсуждайте его необходимость. Если сомневаетесь, следует ли покупать очередную куклу или машину, попросите ребенка рассказать, почему она нужна, и убедить вас в необходимости совершения покупки.

Не берите обязанности ребенка на себя: малыши должны учиться собирать и складывать одежду, игрушки, расставлять книги, наводить порядок в комнате. Только в том случае, когда дети обслуживают себя сами, они по-другому смотрят на собственное имущество и начинают ценить его. 

Как объяснить, что к вещам нужно относиться бережно

Как помочь побороть забывчивость?

Как помочь ребенку побороть забывчивость? Добиться этого можно, если научить малыша постоянно держать свои вещи под контролем.

  • Проговаривайте вслух и считайте предметы, которые дети берут с собой. Попросите их повторить перечень и количество. По возвращению домой проверьте, все ли при детях. Если чего-то не хватает, попросите вспомнить, где мог остаться забытый предмет.
  • Показывайте положительный пример детям. Перед выходом из дома проверяйте, ничего ли не забыли: сумка, кошелек, документы, проездной билет или ключи от машины, ключи от дома и кабинета.

После того, как возвращаетесь, положите все вещи на свои места: ключи повесьте на крючок, сумку поставьте в шкаф, кошелек – на полку, документы уберите в стол. 

Видя такой порядок, дети начнут подражать взрослым и стремиться поддерживать данный шаблон в своей практике.

  • В случае, когда заметили, что у ребенка плохая память, займитесь психологическими упражнениями и практикой на внимательность. Ежедневные тренировки в игровой форме помогут увеличить мозговую  активность и развить память. 

Положите на стол разные предметы, дайте время ребенку посмотреть на них, затем попросите его отвернуться и назвать все, которые вспомнит. Для начала можно взять не больше трех, со временем увеличивать количество. 

Хорошей тренировкой памяти является практика заучивания стихов и песен. Выбирайте те, которые интересны детской аудитории , учите вместе с детьми и проговаривайте перед сном, на прогулке.

Просите малыша запоминать, как проходит его день. Пусть он расскажет, чем занимался в детском саду, во что и с кем играл, что кушал, какие предметы изучал и что запомнил. Практика запоминания сделанных дел дает положительные результаты, а заодно помогает проанализировать продуктивность дня.

Ребенок-растеряша может исправиться, если к нему станут относиться с пониманием, и прилагать усилия по искоренению этого недостатка. Не стоит бранить детей, ведь причины и ситуации, в которых теряются предметы, бывают разными, и не всегда в них есть вина детей. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: