Какие признаки гениальности ребенка следует вовремя заметить, чтобы развивать целенаправленно? Существует ли шаблон для анализа действий ребенка? Попробуем разобраться в статье.
Современные родители внимательно следят за всем, что делают дети. Надо признать, что некоторые мамы и папы сильно преувеличивают способности малыша, считая гениальным все, что он совершает: начал рисовать – великий художник, складывает в уме простые числа – гений математики, научился читать и выражать свои мысли – будущий философ.
Есть и такие родители, которые, наоборот, склонны принижать способности ребенка.
Они не похвалят малыша лишний раз, чтобы тот не задавался. Где та грань, которая говорит о незаурядных способностях, и что необходимо родителям знать о детских талантах?
Как понять, что ребенок – гений
Как можно понять, что ребенок – гений? Во-первых, следует уяснить тот факт, что у одаренных детей строение головного мозга отличается от всех остальных. Это доказанный аргумент, и процент гениев достаточно низок. Наследственность в этом деле имеет решающее значение. Например, у талантливого оратора обычно в 2-3 раза выше развит уровень центра, ответственного за речевой аппарат, у художника – за согласованность действий глаз и рук, для музыканта – головы, слуха и рук.
Нельзя добиться развития способностей, если генетически мозг не получил определенных отраслей. Направленные усилия способны привести к результатам в определенных сферах, но эти, пусть даже высокие результаты, не будут являться признаками гениальности.
Ученые пришли к выводу, что вероятность рождения гениев одинакова для любой семьи – независимо от интеллекта и материального состояния родителей.
В формировании структур головного мозга принимают участие около 350 составляющих. Отсюда делается вывод, что рождение гения не является закономерностью, это – случайность или вероятность.
В настоящее время исследователи доказали, что есть некоторые признаки, по которым легко распознать гениальность, а также способы ее определения:
- Проведение тестирования. Самым действенным ученые признали комплекс тестов, разработанный Полом Торренсом в 1966 году. Он раскрывает составляющие творческого мышления и выявляет уровни его гибкости и особенности, выделяет склонность к определенным видам деятельности и творчества.
- Проведение анализа ДНК. Генетический анализ показывает склонность к способностям и определяет их направленность. Существуют гены, которые уже в раннем детстве раскрывают предрасположенность к занятиям спортом и указывают на высокий уровень результативности. Это позволяет правильно определить выбор и развивать генетические способности.
- Исследование отпечатков пальцев. Учеными МГТУ им. Н. Баумана изобретен прибор для определения врожденных способностей и склонности к профессиональной деятельности по отпечаткам пальцев. Сканирование подушечек пальцев и компьютерная диагностика позволяют получить информацию согласно типам психики, мышления, внимания, памяти. Программа определяет, в какой сфере человек способен состояться и добиться высоких результатов.
- Исследование по форме пальцев и рук. Доказано, что форма пальцев и рук человека рассказывает о его способностях. Например, повара легко узнать по широким нижним фалангам, художника – по гладким и прямым пальцам, а руководителя – по коротким.
Кроме того, есть некоторые принципы, которые помогают распознать гения и при ежедневном общении в домашних условиях:
- На ранних стадиях развития ребенку интересно абсолютно все. Он стремится узнать, попробовать, испытать самостоятельно то, что видит и чувствует.
- Стойкий интерес к какой-то сфере у малыша начинает проявляться с трех лет. Становится понятно, что к чему-то он тяготеет больше.
- Ребенок способен быстро и устойчиво сосредоточиться на деятельности. Доказано, что гениальные дети усидчивее обычных, они в состоянии заниматься нужной деятельностью длительное время.
- Талантливые дети настойчивы и упорны, готовы предпринимать меры для достижения желаемой цели, проявляя интерес и покорно трудиться. Например, малыш, увлекающийся созданием роботов или электронных машин, будет искать нужные детали по всему городу или дожидаться поступления по заказу.
- Талант требует развития, поэтому ребенок станет стремиться к тому, чтобы постоянно самосовершенствоваться, учиться, заниматься практикой для достижения лучшего результата. Он будет читать книги, статьи по нужной теме, чтобы больше узнать об интересующих предметах или роде деятельности.
- Нередко бывает, что талантливый ребенок интересуется только одной определенной сферой. Все остальное ему не нужно, поэтому он уходит в себя, прекращает общение со сверстниками и даже родными. У гениальных людей часто бывают трудности с коммуникацией и социализацией.
- Одаренному малышу трудно осознать собственные ощущения и рассказывать о них. Талантливые дети не в состоянии делиться собственными сложностями и переживаниями, очень редко находят понимание близких людей. Гении так заняты своей проблемой, что не находят времени на общение и развитие коммуникативных навыков.
Следовательно, не могут поделиться с другими тем, что происходит внутри. А окружающие не в состоянии разделить их переживания, так как не понимают, что требуется для изменения ситуации в лучшую сторону. Непонимание влияет на то, что талантливый ребенок растет вспыльчивым, обидчивым, капризным и замкнутым.
В целом, интеллект талантливого ребенка выше среднего уровня, он неплохо разбирается в разных отраслях и сферах, смежных с главным увлечением.
Какие бывают виды интеллекта
Поговорим о том, какие бывают виды интеллекта. Интеллектуальные границы человека достаточно обширны.
Люди обладают разными формами талантов одновременно, а отрасли, в которых таланты проявляются, не связаны между собой.
Известно, что распространены не только математический и творческий виды интеллекта, но и другие. Исследователь Говард Гарднер в теории множественного интеллекта говорит как минимум о девяти его видах, причем не исключает, что их намного больше.
- Лингвистический (вербальный) интеллект. Проявляется в умении выступать, складно говорить, облекать мысли в красивые и полные смысла предложения. Человек с таким видом интеллекта склонен к изучению языков, писательской деятельности, литературоведению.
- Логико-математический вид интеллекта позволяет развиться абстрактному мышлению, умению вычислять сложные математические выражения и решать задачи.
- Музыкальный вид интеллекта – это отличный (абсолютный) слух, ритмичность, склонность к игре на инструментах, вокалу.
- Телесно-кинестетический интеллект подразумевает способность управлять собственным телом и искусно использовать различные предметы. Этим даром обладают танцоры, иллюзионисты, спортсмены, мастера декоративно-прикладного искусства, врачи-хирурги.
- Пространственно-визуальный вид интеллекта помогает создавать сложные многоуровневые карты, схемы, лабиринты. Обладатель данного типа интеллекта имеет образное мышление и легко может визуально представить любую ситуацию.
- Интеллект в области межличностных отношений позволяет вовремя замечать некие эмоции, намерения окружающих и анализировать социальную ситуацию вокруг.
- Экологический или природный тип интеллекта относится к любителям флоры и фауны, сохранения природы и защиты окружающей среды.
- Внутриличностный. Человек легко умеет сосредотачиваться на чувствах, живет в гармонии с внутренним «я», находит, чем себя занять в любое время.
- Экзистенциальный тип интеллекта встречается у людей, которые склонны к размышлениям о бытие и месте человека в социуме.
Так или иначе, каждый человек обладает только ему присущими чертами и наклонностями, у каждого свой собственный набор способностей и умений. Важно учитывать в воспитании ребенка его особенности и желания, видеть то, что приносит ему удовольствие и поддерживать в начинаниях.
Основа будущей активной деятельности человека закладывается уже в первые годы жизни. В это время малышу важно, чтобы его не игнорировали, считались с мнением и прислушивались. Родители могут наблюдать за увлечениями ребенка и поддерживать их.
Именно на мнение и отношение мамы и папы ребенок ориентируется в своем раннем развитии, поэтому крайне важно не подавлять желания и наклонности, а замечать их, уделять достаточное время развитию. Водите малыша в тематические школы, кружки, секции, но не перегружайте излишними занятиями и заданиями. Дети должны играть, именно в процессе игры развиваются и закладываются важные навыки.
Когда родители замечают у дочери или сына конкретный интерес к чему-либо, могут целенаправленно уделять внимание продвижению этого направления в деятельности ребенка. Но помните, что этого нельзя делать в ущерб другим отраслям развития. Отвечайте на вопросы малыша, разъясняйте ему то, что понятно вам, анализируйте вместе интересующую ситуацию.
Когда приходит понимание, что ребенок относится к числу одаренных, необходим уже новый подход к воспитанию.
Формируйте общий уровень эрудиции без зацикливания на одной сфере, уделяйте время физической активности и здоровью, общению со сверстниками.
Если сфера интересов определена, подберите малышу друзей с такими же увлечениями, так он не потеряет коммуникативные способности, будет с интересом и пользой проводить занятия, свободное время. Гениальные люди тоже должны общаться и дружить с теми людьми, которые им подходят по уровню развития.