Если вы собираетесь посетить выставку со своей семьей, обязательно изучите правила поведения в музее для детей и взрослых. Это позволит избежать неудобных случаев, даст возможность познакомиться с миром искусства в комфортной и спокойной обстановке, не одергивая никого из близких.
Почему музей требует особого поведения?
Люди понимают, что в музее установлены особые правила поведения. Это знают все, кто хотя бы раз посещал это учреждение культуры.
Во-первых, в музее не принято громко разговаривать. Беседа отвлекает экскурсовода, мешает экскурсантам и людям, изучающим экспонаты с научной точки зрения.
Во-вторых, в музее не приветствуются игры и беганье по залам. Это связано с тем, что существует возможность уронить витрину или экспонат, повредить музейное имущество или сбить с ног других посетителей.
В-третьих, в музее имеются предметы, которые не рекомендуется трогать, брать в руки, использовать в качестве подставки для сумки или сидения. Экспонаты, которые можно брать в руки, обычно имеют специальную маркировку.
Это основные правила, которые принято соблюдать безоговорочно. Есть еще некоторые частные особенности, которые вводятся в музеях индивидуально.
Например, к таким относится фото и видеосъемка. Она разрешена не во всех экспозициях или разрешена с ограничениями.
Ограничения могут быть связаны со следующими аспектами:
- Многие экспонаты нельзя фотографировать со вспышкой, но если вы выключите ее, смотрители музея вам разрешат это сделать. Дело в том, что при кратковременном ярком свете особо ценные подлинные предметы могут портиться и деформироваться.
К таким экспонатам относятся бумажные документы, предметы из ткани, глины, других ветхих материалов. Конечно, вряд ли от одной вспышки предмет сильно пострадает и изменит внешний вид, но ведь проходимость музеев достаточно высока.
И если предмет фотографируют с включенной вспышкой хотя бы 10 раз в день, вероятность его деформации увеличивается в разы.
- Некоторые экспонаты имеют авторские права и требуют разрешения самого автора на съемку. Например, предметы изобразительного искусства. Во избежание копирования, использования фотографий в иных целях, авторы ограничивают фото и видеосъемку в экспозиционных залах.
- Музей может запретить фотографирование предмета в том случае, если его изображение еще никогда и нигде не было опубликовано. Так как право первой публикации музейного экспоната из фондов и информации о нем принадлежит самому музею, до этого времени доступ к съемке будет ограничен.
- Экспонаты имеют важное стратегическое значение или обладают секретностью. К этому критерию могут относиться чертежи и схемы, планы зданий, предметов техники, оружия военных объектов, заводов и т.д.
Находятся подобные вещи в экспозициях военных, мемориальных, ведомственных музеев, экспонируются на тематических выставках (например, к юбилею выдающейся личности, предприятия).
Нередко на такие выставки накладываются полные ограничения фото и видеосъемки.
- Запрет фотографирования накладывается в религиозных музеях, расположенных в храмах. Некоторые музеи не разрешают съемку профессиональной фото и видеотехникой, но не возбраняют фиксацию на мобильный телефон.
Все эти требования лучше изучить заранее и идти на экскурсию подготовленными. Если забыли почитать правила посещения, спросите в кассе или у смотрителя, можно ли производить съемку и на каких условиях. Так вы избежите не только замечаний, но и вероятных требований удалить отснятый контент и покинуть экспозицию.
Правила поведения на выставке: что еще следует знать
Правила поведения на выставке в целом идентичны главным правилам музея. Требования могут отличаться только в зависимости от характера экспозиции и принадлежности экспонатов.
Взрослые люди, бывавшие на выставках и знакомые с элементарными правилами их посещения, осведомлены о том, что не принято делать в музее, а что разрешается. Детям же эти правила должны прививаться с раннего возраста.
Любая выставка может дать ребенку новые знания и разнообразит внутренний мир. Ребенок становится частью социокультурного пространства, начинает осознавать, что помимо игрушек и обучения есть предметы истории, искусства, культуры, которые имеют ценность.
Посещая музей, дети взаимодействуют с окружающим миром и другими людьми, получают опыт социального и культурного общения.
Конечно, есть некоторые критерии для посещения музея ребенком. Если выставка соответствует возрасту малыша, будет ему понятна и интересна, смело покупайте билет. Если же сомневаетесь, что экспозиция подходит для маленьких, повремените или выберите другую выставку.
Например, всем детям будет интересна выставка игрушек, мальчикам будет комфортно в военном музее, а девочкам на выставке кукол. Археологическая же экспозиция, наполненная фрагментами глиняной посуды или древними украшениями не вызовет у детей интерес.
Если такая выставка станет первой в жизни ребенка, в следующий раз с большей вероятностью он откажется от похода в музей, так как станет считать, что все музеи одинаковы, поэтому там одинаково скучно.
Все ваши доводы: «Посмотри, как жили древние люди, у них костер разводился прямо в доме на полу, а носили они шкуры животных», не смогут повысить интерес ребенка. Костер в доме на полу? Ну что, плохо, не повезло им, этим древним людям. Носили шкуры животных? Ну и что, значит, не было у них ничего лучше.
Даже если вы скажете детям, что древние люди жили без телефона и компьютера, им это ничего не даст. Их бабушки и родители тоже в большинстве своем росли и жили без популярных гаджетов, но ведь это ни о чем не говорит…
Ориентироваться следует и на интересы малыша. Родители знают, что нравится ребенку, что вызывает интерес. Старайтесь совместить походы в музей и увлечения. Если ребенок увлекается конструированием, сводите на выставку роботов, если любит собирать гербарий – запишитесь в краеведческий или биологический музей.
Тщательно выбирайте для ребенка его первый музей, поход в него может или навсегда отбить желание посещать эти учреждения, либо вызовет интерес и малыш станет проситься на выставку в другой день.
В каком возрасте ребенка можно вести в музей?
Опять же все зависит от уровня развития ребенка. Если малыш любознателен и активен, первый культурный поход можно совершить в возрасте трёх-четырёх лет.
Классический музей и его содержимое для детей в этом возрасте еще не совсем понятно. Поэтому можно выбрать для посещения детскую выставку с веселым экскурсоводом интерактивной программой.
Ориентируйтесь на выставки с практической значимостью. Выбирайте те, которые предлагают творческие задания и мастер-классы. Посетив такую экспозицию, ребенок сможет чему-то научиться и что-то узнать.
Выставки, имеющие чисто развлекательный характер, не учат детей знаниям и навыкам. Они направлены на расслабление и игру, но этим, собственно, они тоже полезны.
Но главным условием и критерием выбора экспозиции для посещения с ребенком дошкольного возраста должно быть условие, что ему там будет интересно.
Взрослые нередко ориентируются на себя в выборе учреждения культуры. Им интересна выставка восковых фигур, они идут туда с детьми, не учитывая важных факторов:
- Персонажи, представленные на выставке, не знакомы ребёнку, поэтому не интересны. Политики, актеры, музыканты, исторические деятели – персонажи не для детей.
Рассказ экскурсовода также не привлечет детского внимания, ведь «тётя или дядя» будут рассказывать непонятно про кого. Не нужно акцентировать внимание малыша на повествовании гида, это не приведет к желаемому результату.
Тетя и дядя, возможно, рассказывают очень интересно и увлекательно. Все дело в том, что интересно это только взрослому, а ребёнку нет. Не нужно стыдить детей за то, что они не слушают. Поставьте себя на их место: если вам неинтересно, будете слушать? Скорее всего, тоже нет.
Вам же по сути все равно, что «Однажды на Луне родился необычный малыш, и так далее». Так же и ребенку все равно, что «царь Иван IV был жестоким, за это и получил прозвище «Грозный».
- Реалистичный вид восковых фигур может напугать маленьких детей. Некоторые персонажи выставки изображены агрессивными, уродливыми, поэтому посещение выставки может стать стрессом для ребёнка.
Если найдете выставку восковых фигур с персонажами сказок и мультфильмов – да, смело посещайте ее. Не говорите малышу: «Да что там смотреть, ты их по телевизору всех видел, это неинтересно!».
Это ваша точка зрения, она идет вразрез с детской. Пока эти персонажи составляют внутренний мир ребёнка, они для него важнее фигуры Петра Великого или Ивана Грозного, какими бы выдающими эти деятели не были.
Не выбирайте для первого похода большой музей. Дети младшего возраста быстро устают, теряют внимание и начинают капризничать. Они через полчаса захотят пить, есть, станут проситься в туалет.
Выбирайте камерную экспозицию, осмотр которой не займет более 30-40 минут. Так ребенок сможет запомнить увиденное и услышанное, а музей не покажется скучным.
Как подготовиться к первому посещению музея с ребенком?
- Выберите экспозицию для посещения. Поговорите с малышом и расскажите, что хотите сводить его в музей. Объясните суть этого учреждения и поясните, для чего оно необходимо и почему туда идут посетители. Постарайтесь заинтересовать ребенка.
- Покажите малышу сайт музея и интересные фотографии экспозиции и экспонатов. Спросите, хочет ли он увидеть эти предметы вживую и узнать, для чего они предназначены?
- Расскажите детям о правилах поведения на выставке. Объясните, почему там не бегают и не играют, не трогают предметы и не мешают работе экскурсоводов.
- Не берите в музей много вещей. Достаточно взять воду, салфетки и фотоаппарат (в случае, если можно фотографировать). Игрушки, еду, животных на выставки не берут, объясните ребенку, почему.
- Во время посещения выставки разговаривайте с ребенком. Если не заказываете экскурсию, объясняйте сами, что за предметы представлены в экспозиции, из чего они сделаны и для чего предназначены. После посещения выставки повторите с малышом то, что увидели и запомнили.
Договоритесь, что после посещения музея пойдете в любимое детское кафе, где угоститесь мороженым или десертом, а заодно обсудите первые музейные впечатления.
Вернувшись домой, пересмотрите фотографии с выставки вместе с другими членами семьи. Попросите малыша рассказать, что увидел и запомнил, какой экспонат понравился больше всего и чем удивил.
Правила этикета в общественных местах
Перед тем, как начать водить ребенка по учреждениям культуры, расскажите ему правила этикета в общественных местах. Разговаривайте с малышом на его языке и в соответствии с его уровнем развития и возрастом.
Расскажите, какие места называются общественными, почему там принято вести себя спокойно и учтиво. Всегда показывайте ребенку пример: здоровайтесь с сотрудниками музея, спрашивая о чем-то, говорите слова «пожалуйста» и «спасибо», не машите руками и не тычьте пальцами в стекла витрин.
Не стоит также перебивать экскурсовода, спорить с ним на повышенных тонах, садиться на антикварные стулья в экспозиции и надевать старинные шляпы себе на голову…
Помните, культура развивается в семье, а не в культурном учреждении, а главный пример поведения детям подают родители. Готовьтесь к посещению музеев и выставок заранее, выбирайте те, которые интересны детям, объясняйте, как следует себя вести.