Неуспеваемость – несоответствие результатов учащегося стандартам образовательных программ. Другими словами, это ситуация, когда систематическое невыполнение заданий (или неспособность выполнения) приводит к плохим результатам и неудовлетворительным оценкам. Школьник не знает предмет, не может ответить на вопросы, выполнить задание.
Почему так происходит, какие факторы способствуют развитию плохой успеваемости и можно ли исправить ситуацию – будем разбираться в статье.
Причины неуспеваемости школьников: в чем искать корень проблем
Каждый ученик – самодостаточная личность, поэтому причины неуспеваемости школьников – у всех свои. Они могут быть следствием условий жизни и среды воспитания, родительского поведения, уровня преподавателей и школьных работников, особенностей физического развития, состояния нервной системы.
Большое значение имеет окружение ребенка: друзья, сверстники, с которыми он проводит свободное время.
Если ребенок страдает хроническими заболеваниями, имеет инвалидность, он часто пропускает занятия и не имеет физической возможности заниматься дома. Если ребенок растет в неблагополучной семье, до его учебы и до него самого нет никакого дела, школьник, скорее всего, перенимает поведение взрослых и не намерен посвящать время учебе.
Проверка знаний таких детей выявит существенные пробелы, претендовать на хорошие оценки будет бессмысленно. Существуют ли ситуации, в которых возможна помощь и поддержка для улучшения ситуации? Да, некоторые трудности можно устранить, если заблаговременно начать уделять им внимание.
Завышенные требования и давление на ребенка
Часто на детей родители и учителя возлагают непосильный груз ответственности за учебу и внешкольную деятельность. Начиная с дошкольного образовательного учреждения, детей водят по урокам разной направленности, с 5-летнего возраста начинается подготовка будущих первоклассников, что заранее травмирует детскую психику.
Попав в школу, дети подвергаются стрессу перемен, дополнительно родители отдают их в кружки и секции. В результате нагрузка, свалившаяся на малыша, вредит его здоровью.
Если дома и в школе ребенка поддерживают, подбадривают, помогают справиться с нагрузкой, весь процесс переносится легче. Если же начинают ругать — стресс усиливается, начинаются проблемы с посещаемостью и учебой. Убегая от проблем, ребенок может пропускать уроки, перестает выполнять домашние задания, обманывает, рассчитывая, что все как-то само собой образуется. Учебные «долги», тем самым, копятся и растут, как снежный ком.
Чтобы предотвратить подобную ситуацию, детям следует уделять внимание еще на моменте подбора школы. Нужно сводить дошкольника в учебное заведение, познакомить с учителем, уточнить, кто из друзей идет в этот же класс. Если ребенку будет комфортно, родители поймут это, а, следовательно, всем будет легче пройти адаптационный период и впоследствии постигать науку.
Если школа предъявляет высокие требования, подумайте, справится ли ваш сын или дочь с нагрузкой, не станет ли место обучения каторгой для малыша. Требования и ожидания родителей нередко загоняют школьников в тупик.
Малыш старается не огорчить маму, угодить папе, обрадовать бабушку, а если не получается, начинается побег от проблем с попутным повышением уровня неуспеваемости.
Не следует возлагать на школьника больших надежд, не нужно заставлять его делать то, что когда-то не удалось выполнить родителям, оценивать ребенка нужно адекватно, но ни в коем случае не понижать его самооценку.
Также нельзя сравнивать детей, ставить кого-то одного в пример другому, такой подход крайне негативно влияет на взаимоотношения детей и на самовосприятие. Можно сравнить ребенка только с его же личными результатами (например, вчера постарался, а сегодня был менее внимателен). Детей нужно хвалить, это придает им сил и вызывает желание стремиться к лучшим результатам.
Заинтересованность в обучении
Есть множество случаев, когда неуспеваемость связана с тем, что у школьника пропадает интерес к учебе. Уроки в школе кажутся ему скучными, рассказ учителя – монотонным, поэтому он не слушает тему, не повторяет дома заданный материал.
Для младших школьников имеют большое значение игровые элементы в учебном процессе, только благодаря им учитель может удержать внимание ребенка и обеспечить высокий процент осознания и запоминания материала.
Большую роль играют игровые практические задания, они облегчают учебу и повышают уровень знаний.
Если ребенок не понимает процесса и не осознает практической значимости предмета, он перестает стремиться к его познанию. Если обеспечить понимание и показать степень применения знаний в определенной области, можно привить потребность обучения.
Физическая подготовка
Заблаговременная физическая подготовка ребенка к школе поможет преодолеть некоторые трудности, связанные с ранним пробуждением и сборами. На протяжение двух-трех недель до начала занятий полезно будить малыша несколько раньше, показывать ему, как заправлять постель, выбирать одежду, готовить школьные принадлежности.
Ребенка необходимо кормить завтраком, ведь в школе — не как в детском саду, нет частых кормлений и дополнительного отдыха, поэтому чувство голода и усталость могут помешать учебному процессу и стать причиной неуспеваемости.
Выделите ежедневно 1-2 часа для занятий с ребенком. Читайте, учите цифры, стихи, занимайтесь творческими делами, спортом. Память и мышление, тренированные заблаговременно, помогут облегчить первые умственные нагрузки в школе.
Не следует возлагать надежды на учителя, он не должен заниматься полностью обучением и воспитанием детей. Его обязанность – давать доступно и правильно знания, а помощь и поддержку родителей никто не отменял.
Заранее приучив ребенка к режиму дня, вы подготовите его морально и физически, поможете выработать дисциплину.
Если родители понимают, что не в состоянии справиться со все-таки возникшей неуспеваемостью, необходимо обращаться к психологу, педагогу-психологу за консультацией и рекомендациями. Исследования, которые помогают в диагностике проблем неуспеваемости, касаются таких сфер, как:
- учебно-познавательная,
- эмоционально-волевая,
- мотивационная,
- сфера индивидуальных способностей.
Чтобы выявить причины неуспеваемости и проводить работу по профилактике, дополнительно необходимо изучить возрастные особенности детей, условия жизни и окружения, индивидуальные наклонности к предметам и занятиям.
Для каждого случая следует выработать определенную систему методов предупреждения и исправления неуспеваемости.
Среди основных причин плохой успеваемости педагоги выделяют следующие:
- Сниженный уровень обучаемости.
- Недостаточность развития базового уровня знаний.
- Отсутствие педагогического внимания.
- Пассивное интеллектуальное развитие.
- Недостаток мотивации.
- Индивидуальные психологические особенности.
- Неумение выполнять определенные действия в системе обучения.
- Невозможность усвоения теоретических знаний.
- Страх перед сложностями школьной программы, нежелание справляться с ними, прямой отказ выполнять задания.
- Недостаточное стремление к достижениям и повышению уровня успеваемости.
- Неумение использовать в обучении и на практике научные знания.
- Недостаточность развития мышления и памяти.
Каким образом можно помочь детям исправить пробелы в развитии?
- Учите детей постановке цели и выработке плана ее достижения.
- Старайтесь уделять внимание развитию воображения и памяти.
- Задавайте задания с противоречиями: задачи, загадки, ребусы.
- Указывайте корректно на ошибки, учите концентрироваться на главном.
- Развивайте наблюдательность и внимание.
- Делайте акцент на развитие личностных качеств и индивидуального мышления.
- Учите ребенка самосовершенствованию, покажите возможность и пользу саморазвития.
Неуспеваемость преодолима, если помогать ребенку и поддерживать его в учебной деятельности. Нередко малыш боится сказать о своих проблемах и запускает учебу, а вовремя оказанная поддержка поможет справиться с трудностями и выправить оценки.