Неуспеваемость: как помочь ребенку преодолеть неудачи в учебе

Неуспеваемость – несоответствие результатов учащегося стандартам образовательных программ. Другими словами, это ситуация, когда систематическое невыполнение заданий (или неспособность выполнения) приводит к плохим результатам и неудовлетворительным оценкам. Школьник не знает предмет, не может ответить на вопросы, выполнить задание. 

Почему так происходит, какие факторы способствуют развитию плохой успеваемости и можно ли исправить ситуацию – будем разбираться в статье.

Причины неуспеваемости школьников: в чем искать корень проблем

Каждый ученик – самодостаточная личность, поэтому причины неуспеваемости школьников – у всех свои. Они могут быть следствием условий жизни и среды воспитания, родительского поведения, уровня преподавателей и школьных работников, особенностей физического развития, состояния нервной системы.

Большое значение имеет окружение ребенка: друзья, сверстники, с которыми он проводит свободное время.

Если ребенок страдает хроническими заболеваниями, имеет инвалидность, он часто пропускает занятия и не имеет физической возможности заниматься дома. Если ребенок растет в неблагополучной семье, до его учебы и до него самого нет никакого дела, школьник, скорее всего, перенимает поведение взрослых и не намерен посвящать время учебе. 

Проверка знаний таких детей выявит существенные пробелы, претендовать на хорошие оценки будет бессмысленно. Существуют ли ситуации, в которых возможна помощь и поддержка для улучшения ситуации? Да, некоторые трудности можно устранить, если заблаговременно начать уделять им внимание.

Причины неуспеваемости школьников

Завышенные требования и давление на ребенка

Часто на детей родители и учителя возлагают непосильный груз ответственности за учебу и внешкольную деятельность. Начиная с дошкольного образовательного учреждения, детей водят по урокам разной направленности, с 5-летнего возраста начинается подготовка будущих первоклассников, что заранее травмирует детскую психику.

Попав в школу, дети подвергаются стрессу перемен, дополнительно родители отдают их в кружки и секции. В результате нагрузка, свалившаяся на малыша, вредит его здоровью. 

Если дома и в школе ребенка поддерживают, подбадривают, помогают справиться с нагрузкой, весь процесс переносится легче. Если же начинают ругать — стресс усиливается, начинаются проблемы с посещаемостью и учебой. Убегая от проблем, ребенок может пропускать уроки, перестает выполнять домашние задания, обманывает, рассчитывая, что все как-то само собой образуется. Учебные «долги», тем самым, копятся и растут, как снежный ком. 

Чтобы предотвратить подобную ситуацию, детям следует уделять внимание еще на моменте подбора школы. Нужно сводить дошкольника в учебное заведение, познакомить с учителем, уточнить, кто из друзей идет в этот же класс. Если ребенку будет комфортно, родители поймут это, а, следовательно, всем будет легче пройти адаптационный период и впоследствии постигать науку.

Если школа предъявляет высокие требования, подумайте, справится ли ваш сын или дочь с нагрузкой, не станет ли место обучения каторгой для малыша. Требования и ожидания родителей нередко загоняют школьников в тупик.

Малыш старается не огорчить маму, угодить папе, обрадовать бабушку, а если не получается, начинается побег от проблем с попутным повышением уровня неуспеваемости. 

Не следует возлагать на школьника больших надежд, не нужно заставлять его делать то, что когда-то не удалось выполнить родителям, оценивать ребенка нужно адекватно, но ни в коем случае не понижать его самооценку.

Также нельзя сравнивать детей, ставить кого-то одного в пример другому, такой подход крайне негативно влияет на взаимоотношения детей и на самовосприятие. Можно сравнить ребенка только с его же личными результатами (например, вчера постарался, а сегодня был менее внимателен). Детей нужно хвалить, это придает им сил и вызывает желание стремиться к лучшим результатам. 

Завышенные требования и давление на ребенка

Заинтересованность в обучении

Есть множество случаев, когда неуспеваемость связана с тем, что у школьника пропадает интерес к учебе. Уроки в школе кажутся ему скучными, рассказ учителя – монотонным, поэтому он не слушает тему, не повторяет дома заданный материал.

Для младших школьников имеют большое значение игровые элементы в учебном процессе, только благодаря им учитель может удержать внимание ребенка и обеспечить высокий процент осознания и запоминания материала.

Большую роль играют игровые практические задания, они облегчают учебу и повышают уровень знаний.  

Если ребенок не понимает процесса и не осознает практической значимости предмета, он перестает стремиться к его познанию. Если обеспечить понимание и показать степень применения знаний в определенной области, можно привить потребность обучения.

Заинтересованность в обучении

Физическая подготовка

Заблаговременная физическая подготовка ребенка к школе поможет преодолеть некоторые трудности, связанные с ранним пробуждением и сборами. На протяжение двух-трех недель до начала занятий полезно будить малыша несколько раньше, показывать ему, как заправлять постель, выбирать одежду, готовить школьные принадлежности.

Ребенка необходимо кормить завтраком, ведь в школе — не как в детском саду, нет частых кормлений и дополнительного отдыха, поэтому чувство голода и усталость могут помешать учебному процессу и стать причиной неуспеваемости. 

Выделите ежедневно 1-2 часа для занятий с ребенком. Читайте, учите цифры, стихи, занимайтесь творческими делами, спортом. Память и мышление, тренированные заблаговременно, помогут облегчить первые умственные нагрузки в школе.

Не следует возлагать надежды на учителя, он не должен заниматься полностью обучением и воспитанием детей. Его обязанность – давать доступно и правильно знания, а помощь и поддержку родителей никто не отменял.

Заранее приучив ребенка к режиму дня, вы подготовите его морально и физически, поможете выработать дисциплину.

Если родители понимают, что не в состоянии справиться со все-таки возникшей неуспеваемостью, необходимо обращаться к психологу, педагогу-психологу за консультацией и рекомендациями. Исследования, которые помогают в диагностике проблем неуспеваемости, касаются таких сфер, как:

  • учебно-познавательная,
  • эмоционально-волевая,
  • мотивационная,
  • сфера индивидуальных способностей.

Чтобы выявить причины неуспеваемости и проводить работу по профилактике, дополнительно необходимо изучить возрастные особенности детей, условия жизни и окружения, индивидуальные наклонности к предметам и занятиям.

Для каждого случая следует выработать определенную систему методов предупреждения и исправления неуспеваемости.

Физическая подготовка

Среди основных причин плохой успеваемости педагоги выделяют следующие:

  1. Сниженный уровень обучаемости.
  2. Недостаточность развития базового уровня знаний.
  3. Отсутствие педагогического внимания.
  4. Пассивное интеллектуальное развитие.
  5. Недостаток мотивации.
  6. Индивидуальные психологические особенности.
  7. Неумение выполнять определенные действия в системе обучения.
  8. Невозможность усвоения теоретических знаний.
  9. Страх перед сложностями школьной программы, нежелание справляться с ними, прямой отказ выполнять задания.
  10. Недостаточное стремление к достижениям и повышению уровня успеваемости.
  11. Неумение использовать в обучении и на практике научные знания.
  12. Недостаточность развития мышления и памяти.

Каким образом можно помочь детям исправить пробелы в развитии?

  • Учите детей постановке цели и выработке плана ее достижения.
  • Старайтесь уделять внимание развитию воображения и памяти.
  • Задавайте задания с противоречиями: задачи, загадки, ребусы.
  • Указывайте корректно на ошибки, учите концентрироваться на главном.
  • Развивайте наблюдательность и внимание.
  • Делайте акцент на развитие личностных качеств и индивидуального мышления.
  • Учите ребенка самосовершенствованию, покажите возможность и пользу саморазвития.

Неуспеваемость преодолима, если помогать ребенку и поддерживать его в учебной деятельности. Нередко малыш боится сказать о своих проблемах и запускает учебу, а вовремя оказанная поддержка поможет справиться с трудностями и выправить оценки.

Видео: Неуспеваемость у учащихся младших классов. Биологические причины

Видео: Средовые причины неуспеваемости

Видео: Значимость успеваемости учащегося в социальном окружении

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: