Не по советским учебникам: как должен развиваться ребенок в первый год жизни

Мы поговорили о задержках развития детей первого года жизни с детским массажистом, создателем проекта «Школа настоящих Мам» и молодым отцом Владимиром Тучковым.

Владимир, почему говорят, что первый год жизни малыша самый важный?

Первый год переход от внутриутробного состояния к вертикализации, к самостоятельной ходьбе. Именно тогда закладываются все те проблемы, который будут беспокоить ребенка в течение всей жизни. Потому так часто слышим от специалистов, что именно в первый год важна диагностика.

А какие основные проблемы могут появиться в течение первого года жизни, на что следует обращать внимание родителям?

В первую очередь нужно обращать внимание на то, когда и как ребенок начинает выполнять тот или иной навык. Второй момент наличие целенаправленных свободных движений, т.е. отсутствие любого вида ненормального тонуса, мешающего спонтанным движениям. Первый звоночек для и родителей и специалистов, которые наблюдают малыша в первые месяцы его жизни ребенка ребенку не нравится лежать на животе. Вероятно, в этом случае уже что-то идет не так.

Нужно ли родителям контролировать, как это происходит как ребенок поднимает голову, как затем совершает следующие этапы своего развития?

Конечно. Интересно, однако, что в разных странах эти механизмы описываются по-разному. Некоторые навыки в России и в странах Европы отличаются по срокам, и то, что для нас является патологией, там считается нормой. Например, навык ползания на четвереньках в Европе должен появиться до девяти месяцев, у нас же крайний срок восемь. Европейская неврология и медицина все-таки более гуманистическая.

Давайте поэтапно распишем развитие в первый год жизни ребенка?

Начнем с первого этапа. До трех месяцев ребенок должен начинать поднимать голову лежа на животе. Если это происходит позже, есть небольшая опасность того, что у ребенка есть гипертонус мышц шеи, но это, как правило, диагностируется на ранних сроках и корректируется специалистами. Нехорошо, если ребенок начиная с 2-х месяцев поднимает голову не на 90 градусов, а ниже, т.е. подбородок у него не параллелен полу.

Затем, до пяти месяцев, должен произойти переворот со спины на живот. Основная ошибка тут ребенок делает переворот блоком, т.е. одновременно закидывая в сторону и руку, и ногу, или делает это движение рывком, словно забрасывая себя. Правильных вариантов два: поочередное движение сначала идет поворот головы, затем рука, и только потом нога, или в другом порядке сначала в сторону поворачиваются голова и нога, а за ним уже следует рука.

Параллельно навыку переворота по спины на живот должен развиваться навык ползания по-пластунски. Этот навык у детей появляется начиная с 3,5-4х месяцев. Ребенок опирается на предплечье и передвигается как маленькая ящерка или солдат-пехотинец. Какие здесь могут быть ошибки: ребенок передвигается только одной стороной, задействует только одну часть тела, а другую подтаскивает, словно раненый солдат. В целом, как показывает практика, многие дети перепрыгивают этот навык и сразу же становятся на четвереньки.

Вопрос всех мам: насколько важно, чтобы поэтапное развитие происходило точно в срок, и нужно ли четко следить, что все происходит поэтапно?

Пропускание любого навыка не очень хорошо, потому что все они являются рефлексами для перехода из лежачего состояния к вертикальному, и каждый из этих навыков формирует определенный изгиб позвоночника. Соответственно, если ребенок не проходил какие-то навыки, в будущем мы сталкиваемся с проблемами опорно-двигательного аппарата.

В таком случае, нужно ли родителям влиять на развитие учить, показывать если ребенок сам не выполняет какой-то навык?

Нужно, и мы как раз обучаем этому родителей. Но важно не научить ребенка ползать, а вызвать этот рефлекс естественным путем, помочь ему сделать это самому. Сейчас есть очень много разных методик для этого.

Родители часто спрашивают, нужно ли беспокоиться, если что-то происходит не вовремя. Я отвечаю: да, стоит, если сгорают все крайние сроки. Мы мягко объясняем, что ребенку нужна помощь, и чаще всего родители могут самостоятельно помочь малышу.

А как вы относитесь к различным вспомогательным средствам вроде ходунков?

Я придерживаюсь мнения, что если у ребенка в плане физического развития идет все хорошо, навредить ему сложно. Если таким образом родители стимулируют появление навыка я против.

Вернемся к этапам. Чему должен научиться ребенок после ползания по-пластунски?

К 55,5 месяцам ребенок должен уметь опираться на прямые руки. Это важный и переломный момент, потому что этот навык гарантирует выполнение следующих этапов развития. Опора на руки это защитный рефлекс, который в будущем, например, помогает человеку не ударяться при падении лицом.

Как понять, что что-то не так: ребенок старается, но ему неприятно и неудобно опираться на руки, он пытается опираться только на локти или вообще не опирается на них, вытянув их в стороны.

Навык вставания на четвереньки и ползания должен появиться у ребенка к 5,56-ти месяцам. Что может быть не так: ребенок ползает, как креветка, назад. Также отклонением является любая асимметрия, например, ребенок опирается на три точки, а не на все четыре, и подтаскивает ногу.

Параллельно с этим же навыком появляется навык присаживания движение, которое в будущем превратится в самостоятельное сидение. В идеале он должен появиться у ребенка в возрасте от 6-ти до 8-ми месяцев. В норме навык должен вырабатываться естественно, но многие родители делают малышу медвежью услугу обкладывают его подушками и пассивно садят его. Соответственно, в этом случае мозг не стимулирует этот навык, плюс у ребенка не формируется необходимый для последующей вертикализации центр тяжести.

До 10-ти месяцев крайний срок появления навыка вставания возле опоры. Как этот навык проявляется в норме: ребенок встает на четвереньки, подползает к опоре, привстает на одну ногу, затем подтягивает вторую и, держась за руки, встает возле опоры. Типичное нарушение тут ребенок встает только на передний свод стопы, на цыпочки. Хотя здесь медицинский мир разделился на два лагеря: кто-то считает это грубой патологией, а кто-то находит это просто локальным нарушением тонуса мышц и вариантом нормы.

Завершающий нашу логичную схему навык самостоятельная ходьба выходит за рамки первого года жизни, крайний срок его появления год и 2 месяца.

Владимир, если сравнить развитие детей, предположим, прошлого века и нашего, что мы можем отметить? Развиваются ли современные дети быстрее?

Однозначно дети нашего времени развиваются медленнее, они, можно сказать, аморфные. В советских учебниках прописаны все нормы и сроки, и они довольно жесткие. Современные дети по ним считались бы отстающими в физическом развитии.

На это влияет много факторов например, состояние здоровья мамы до беременности. Кроме того, у нас сегодня понизился процент рождения здоровых людей в первую очередь потому, что мы научились выхаживать тяжелых детей, научились успешно проводить ЭКО и искусственные роды. У Большей часть этих детей риск задержки в развитии больше по сравнению сравнению с другими детьми.

Вебинар

Узнайте больше о физическом развитии детей от 0 до 12 месяцев на вебинаре Владимира Тучкова Тернистый путь к первым шагам: все о развитии детей до года.



Вебинар пройдет 26 апреля в 20:00.

Зарегистрироваться

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

  • Между Сциллой и Харибдой. О правильной диагностике развития младенцев
  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж

Все материалы спецпроекта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: