Мультфильмы: и польза, и вред – так можно сказать об этом развлечении. С одной стороны они занимают ребенка, когда родители заняты, с другой стороны они поглощают его и отчасти формируют поведение.
Как не ошибиться и выбрать для малышей качественную мультипликацию? Расскажем в статье.
Польза и вред от просмотра мультфильмов
От просмотра мультфильма действительно есть и польза, и вред. В воспитании современных детей родители нередко используют мультики. Поэтому в доме, где растет ребенок, имеются диски, флэш-накопители с мультфильмами. Мультики загружены в планшеты и смартфоны, которые берут на прогулку, в магазин, в гости, в салон красоты, кафе.
Родители занимают малышей просмотром мультипликации в тот момент, когда хотят, чтобы они им не мешали. Например, можно увидеть такую картину. Мама делает маникюр или стрижку в салоне, рядом в кресле сидит ребенок и держит в руках гаджет, который транслирует мультфильм.
Можно сказать, что для матери эта ситуация полезна. Она решает проблему с кем оставить и чем занять малыша. Ребенка ни с кем посторонним не оставила и нашла ему занятие.
Но польза эта не безусловна, скорее относительна. Так как в подобной ситуации легко разглядеть и потенциальный вред.
Дело в том, что конкретно в данном случае выбор в пользу того или иного мультфильма осуществляется далеко не по качеству и поучительности. В данном случае мама выбирает мультик, который способен захватить внимание дочки или сына полностью на продолжительное время. В копилке каждой семьи такие мультфильмы имеются.
И вот здесь кроется негатив. Ребенок чаще всего «залипает» на мультики, которые не имеют логического сюжета, не учат чему-то доброму и важному. Герои в подобных мультфильмах выражаются односложно, простыми словами и примитивными звуками, ведут себя агрессивно и нагло.
Ребенок, глядя на них, перенимает мимику, манеру поведения, начинает подражать мультгероям и вести себя также. Малыши не осознают границы живых и выдуманных персонажей, верят в реальное существование героев и поэтому стремятся быть похожими на них.
Современные детские мультипликационные фильмы не понятны и взрослым. Особенно в недоумении от некоторых зарубежных анимационных картин остаются люди старшего поколения.
Выросшие в Советском Союзе и наизусть знавшие реплики героев «Простоквашино», «Кота Леопольда», «Ну, погоди!», бабушки и дедушки не понимают, кто такие черепашки-ниндзя и Симпсоны.
Что же такого в этих мультфильмах и так ли хороши советские?
Чему учат советские мультфильмы?
Чему же учат советские мультфильмы и почему многие до сих пор рекомендуют к просмотру? Советские мультфильмы проходили жесткий контроль, прежде чем их выпускали в прокат.
Цензуру проходили выражения героев, литературные критики и режиссеры следили за тем, чтобы у мультика была идея, концепция, увлекательный сюжет. Психологи проверяли воздействие героев и сюжета на психику ребенка и адаптировали под неё полностью весь контент.
Государство держало под контролем все, что снималось для советских детей, демонстрировалось в кинотеатрах и по телевидению. К слову, в СССР было два телевизионных канала, программа утверждалась «сверху» и контролировались показы, рассчитанные на детскую аудиторию.
Мультипликацию использовали в воспитательных и образовательных целях. С помощью мультфильмов детей учили быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми, приобщали к труду, спорту, культурной жизни. Положительных героев мультфильмов ставили в пример, а антигероев высмеивали.
Советские мультфильмы имели хэппи-энд положительную концовку. В них не было пьянства, курения, истерик, убийств, смерти, похорон, агрессии.
Отрицательные герои в конце фильма либо менялись и становились хорошими, либо изгонялись. И это нельзя не считать положительными моментами.
Во многом положительные качества советских мультфильмов следовало бы использовать в современном кинематографе. Все, что учит ребенка хорошему, должно приветствоваться и находить проявление в жизни.
Советские мультфильмы не были оторваны от реальности. Они не изобиловали бесстрашными и бессмертными супергероями по типу человека-паука, бэтмена и других. Фильмы представляли жизнь обычных людей, пропагандировали семейные ценности, любовь к животным и природе.
Дети, посмотрев мультфильм, стремились быть похожими на тех, кто умом и силой побеждал злодеев, защищал слабых и помогал нуждающимся.
При всем при этом дети знали, что смерть есть и что люди смертны (хотя ни один мультфильм не заострял на этом внимания, не делал чью-то смерть центром сюжета). Чудеса, происходившие в советских мультиках, были вполне объяснимыми и случались не просто так.
То есть, можно сказать, что советские мультфильмы были практичными с жизненных позиций: помогали расставлять приоритеты и следовать конкретным поставленным целям.
Почему малышам больше нравятся западные мультики
Почему же современным малышам больше нравятся западные мультики? Как бы не были хороши мультфильмы, снятые в советские годы, надо признать: всему свое время. Малыши, которые не достигли пятилетнего возраста и любят сказки, с удовольствием смотрят истории про волка и козлят. Но малыши постарше уже не «клюнут» на этих персонажей, как бы добры и умны те не были.
Им хочется посмотреть на то, что приближено к их реальности и даже имеет долю вымысла. Слушая разговоры взрослых, и видя, как живут другие люди, дети уже не верят в чистоту намерений «богатых и бедных», в благородство Иванов-царевичей и непритязательность Василис прекрасных.
Поэтому и советские мультфильмы остаются привлекательными для взрослых. Люди среднего и старшего возраста искренне не понимают, что интересного в «Арнольде», «Губке Бобе» и «Ох уж этих детках». Они вспоминают, как ждали мультфильмы-короткометражки «Карусели», снятые по басням и поучающие уму-разуму.
Дело в том, что тогда большое значение имело наличие поучительности мульта. Добро всегда побеждало зло, бедные становились богатыми, жадные – щедрыми, ленивые – трудолюбивыми. Идеология прослеживалась во всем: в словах, сюжете, образах.
Возможно, именно эти устаревшие на сегодняшний день детали не привлекают маленьких зрителей. Детки не знают, кто такие пионеры, не думают, что быть богатым плохо, не считают, что надо всегда слушаться старших и делиться со всеми личными вещами и едой, пускать всех в дом…
Западные мультфильмы не всегда чему-то учат, нередко изобилуют сценами агрессии, насилия, жестокости. После просмотра дети становятся нервными, долго остаются под впечатлением от персонажей, победивших силой других героев.
Применить такую тактику в жизни у ребенка не получится. Человеком-пауком еще никто не стал, в Халка не переродился, как не старался. Поэтому малыш разочаровывается в себе и с понурым видом продолжает смотреть мульты иностранных создателей.
Мультфильмы западного производства отличаются динамичностью, яркостью и поэтому притягивают детей. Они могут смотреть их часами, как под гипнозом, но рассказать, о чем был мультик, вряд ли способны.
Сюжет не запоминается, в памяти остаются только герои, их качества, слова, которыми малыши заполняют свой мир.
Стоит ли показывать ребенку советские мультики?
Стоит ли вообще показывать современному ребенку советские мультики? Безусловно, да. Но чтобы дети понимали их, нужно не просто включать телевизор и уходить, а сесть рядом и комментировать некоторые ситуации. Расставляйте акценты: какой смелый котенок, какой добрый мальчик, какая талантливая девочка.
Объясните детям, почему считаете одного героя правым, а другого нет. С вашими комментариями детям будет понятнее сюжет, а интерес к советским мультфильмам не пропадет.
Мультики, которые представляет современный кинематограф, считаются развлекательными и легкими для просмотра. Они рассматриваются как юмористические анимационные картины, не предназначенные для рассуждений и умозаключений.
Но вся беда в том, что нередко мультипликационный юмор предстает в грубой и примитивной форме. Издевательства над персонажами, которые должны вызывать жалость и желание их защитить, представляются как смешные моменты. Смерть персонажей (вообще-то изначально трагический момент) является развитием чьего-то благополучия и веселья и т.д.
Такие качества, как боль, унижение, невоспитанность, представляются потешными. Они муссируются на протяжении всего мульта и дают детям понятие, что в жизни подобное является смешным.
Возможно поэтому жалкий бездомный не вызывает сострадания у современных детей, а невоспитанный и пошлый грубиян становится объектом уважения?
Советские мультфильмы ставили приоритеты по-иному. Юмор был безобидный, тот, кто обижал других, всегда получал по заслугам, а тот, кто был умным и благородным, становился душой компании.
Персонажи советских мультипликаторов всегда были внешне привлекательными. Ежик как ежик, черепаха как черепаха, человек как человек. Животные проживали социальную жизнь, умели мыслить и разговаривать, обладали навыками человека разумного.
Но все же не было ярко выраженных уродцев, нереальных нестареющих красавиц, всесильных монстров, непонятно на кого похожих. Персонажи, созданные зарубежными мультипликаторами, непонятны зрителям, не имеют принадлежности к миру людей или животных, пола и определенной миссии. Эстетические качества подобных мультфильмов не способны развивать культуру восприятия у ребенка.
Советские мультфильмы озвучены профессиональными актерами и дикторами. Речь героев всегда грамотная и логически выстроенная. В советских мультиках отсутствуют слова, которыми наполнены современные западные мультфильмы. Жаргонная лексика, обзывательства, «крепкие» выражения, которые слышат дети в мультиках сейчас, прочно входят в их словарный запас и употребляются при случае.
Песни, которые исполняли герои советских мультиков, пела и поет до сих пор вся страна. Песни, которые исполняются в западных мультфильмах, вряд ли поют даже современные дети.
Для какого возраста подходят советские мультики и какие следует выбрать?
Итак, разберемся, для какого возраста подходят советские мультики и какие следует выбрать?
Малышам от года до пяти лет лучше показывать советские мультики, главными персонажами которых являются дети и животные. «Коза-дереза», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Машенька и медведь», «Ну, погоди!», «Каникулы Бонифация», серия новогодних мультов. Эти мультики рассказывают о дружбе, доброте, взаимопомощи. Они оптимальны по продолжительности и не утомят маленьких детей.
Малышам от пяти лет подойдут мультфильмы с главными героями – людьми, фантастическими сюжетами: серия мультфильмов «Простоквашино», «Карлсон, который живет на крыше», «Тайна Третьей планеты», «Остров сокровищ». Они имеют большую продолжительность, более сложный сюжет и рассчитаны на обсуждение со взрослыми.
Многие мультфильмы иностранного производства типа «Шрэка», «Мадагаскара», «Ледникового периода» детям до 8 лет лучше не показывать.
Они длятся около часа, а это долго для ребенка, имеют особую лексику, затрагивают недетские темы и не случайно не нравятся взрослым.
Как лучше организовать просмотр мультфильмов?
Как лучше организовать просмотр мультфильмов? Непопулярный, но правильный вариант – смотреть мультики вместе с ребенком.
Во-первых, если смотрите советскую мультипликацию, которая выбрана вами, сможете объяснить малышу непонятную для него эпоху или ситуацию, уберечь от страшных моментов.
Если выбираете мультфильм по литературному произведению, прочтите его с ребенком до просмотра. Там сможете кое-что рассказать малышу пока читаете. Например, множество мультфильмов снято по произведениям Александра Пушкина. Если ребенок постарше, прочтите «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», а потом устройте семейный просмотр с обсуждением.
Если ребенок маленький, прочтите русские народные сказки, а потом посмотрите мультики по их сюжетам.
Можно пойти и другим путем: попросить ребенка самого выбрать мультфильм для совместного просмотра и откомментировать. Скорее всего, ребенок выберет западный мульт.
Родители увидят, что интересует малыша и поймут, о чем он думает. Ребенок расскажет вам о персонажах мультфильма, пояснит смысл их действий. Возможно, после совместного просмотра родители поменяют отношение к иностранной мультипликации и заинтересуются ей.
В любом случае не следует резко высказываться о качестве и содержании мульта. Помните, что это ваш ребенок выбрал мультфильм для просмотра, значит, чем-то он его привлек. Постарайтесь выяснить, чем именно. Возможно, разгадаете какую-то детскую тайну или увидите проблему.
Чем заменить мультфильмы?
Можно ли чем-то заменить мультфильмы? Да, и многим!
- В первую очередь, замените мультсеанс личным общением. Поговорите с малышом, попейте чай или съешьте мороженое. Спросите про друзей, детский сад и игры. Узнайте, чем нравится заниматься дома и в саду?
- Сходите в парк на прогулку. Покатайтесь на карусели или попрыгайте вместе на батуте. Наверняка рядом с вами ребенок и не вспомнит про мультфильмы.
- Почитайте книгу. Когда малыш слышит литературную историю, прочитанную маминым или папиным голосом, воспринимает ее по-своему, надолго запоминает.
- Поиграйте с ним в любимую игру или научите той игре, в которую любили играть в детстве. Как правило, малышам интересны рассказы родителей на тему «как я был маленьким». Делитесь своими детскими воспоминаниями, пусть они станут частью детского мира.
- Привлеките малыша к выполнению домашних дел: приберитесь вместе в комнате, испеките пирог, помойте клетку, где живут хомяки или птички.
- Навестите бабушек и дедушек. Пусть малыш приучается к тому, что близким людям необходимо внимание. Объясните, что пожилые люди также нуждаются в общении и помощи, как и маленькие. Помогайте вместе, так будет приятнее всем.
Есть множество интересных дел, которыми можно заменить просмотр мультфильмов. Но есть и много прекрасных мультиков, которые можно смотреть всей семьей. Научитесь совмещать эти занятия, тогда гармония в семье будет обеспечена.