Методика раннего развития Марии Монтессори

Методика великого итальянского педагога, врача и философа Марии Монтессори сформировалась в начале XX века и изначально предназначалась для воспитания и образования детей с отклонениями. Позднее стало понятно, что система эффективна и в работе со здоровыми детьми. Сегодня по методике Монтессори работает огромное количество школ по всему миру. Рассказываем, в чем уникальность методики и какие ее основные характеристики.

Этапы развития

В системе Монтессори образования существует несколько этапов развития, которые разделены на шестилетние периоды:

  • от 0 до 6 лет
  • от 6 до 12 лет
  • от 12 до 18 лет
  • от 18 до 24 лет

Эти периоды Мария Монтессори называла периодами перерождения (сензитивные периоды), когда личность человека претерпевает серьезные перемены и его потребности меняются кардинальным образом. Это время особой чувствительности для развития того или иного навыка, и если этот период пропустить, навык может так и не развиться. При этом периоды от 0-6 и от 12-18 она выделяла как самые трансформационные и разделила на подгруппы под каждый возраст описала свою образовательную среду.

Образовательная среда Монтессори

В основе педагогики индивидуальный подход к каждому, где главная задача помочь раскрыть природу и потенциал ребенка. В концепции Монтессори образования считается, что главная задача ребенка адаптироваться в окружающем мире, и задача методики создать максимально подходящие для этого условия, где ребенок учится, не замечая, что он учится.

Основополагающий принцип системы Монтессори, вызывающий резонанс в традиционной педагогической системе принцип ничем не ограниченной свободы, где ребенок сам решает, чем он хочет заниматься и исследует этот мир через собственные открытия.

Педагог в системе Монтессори только на первый взгляд не принимает активного участия в образовании и не занимает привычную роль лидера. На самом же деле он выступает как авторитет и проводник между ребенком и окружающей средой, где его ключевой задачей является наблюдение за ребенком, а также проведение презентаций демонстрация способа использования материала, предмета или игры, рассказывает Ирина Исаева, эксперт Международной Монтессори Ассоциации. Роль педагогов поддерживать, мягко направлять, пробуждать желание и интерес, а не предлагать готовые модели решений.

Доктор Монтессори утверждала, что человек хорош по природе и уже рождается с умом, характером и чувствами. Она называет этот принцип не мешать естественному развитию, Чем более ребенок будет свободен в своем развитии, тем быстрее и совершеннее он обретет свою форму и способности.

Основные характеристики Монтессори педагогики:

  • отсутствие классно-урочной системы: свободное перемещение по классу, нет учителя-лидера, который ведет урок в привычном понимании,
  • обучение через самостоятельные занятия,
  • более 100 видов деятельности в классе,
  • наличие специальных зон, в том числе зона кулинарии, где дети сами готовят,
  • отсутствие системы наказаний и поощрений,
  • разновозрастная группа детей в классе,
  • специально разработанные дидактические материалы,
  • подготовленный Монтессори-педагог

Мы намеренно создаем для ребенка условия, при которых он может получить реальную информацию об окружающей среде, ничего не искажая. Например, в Монтессори не приветствуются соски, чашки непроливайки, ходунки, прыгунки всё, что дает неправильное представление об окружающем мире. В классе есть настоящие ножи, утюги, иголки, бьющаяся посуда. Это возможность для ребенка получить опыт работы с тем или иным материалом. И когда он знает, что с этим делать по назначению и видит, что ему доверили настоящее, то с большим уважением и трепетом относится к этому, добавляет Ирина Исаева.

Подходит ли система вашему ребенку

Безусловно, этот метод может вызвать отторжение в первую очередь у тех родителей, в ком сильно проявлены чувство тревоги и гиперконтроля. Однако это прекрасная возможность развивать в себе такое важное качество как доверие миру и природе. Внутри такого сценария воспитания лежит идея об уважении маленького существа, а не безвольной куклы, которую необходимо постоянно дергать и бить по рукам. Обратите внимание на родителей с детьми вокруг вас. Какие слова вы услышите от них в большинстве случаев? Не трогай, не мешай, не балуйся. В системе Монтессори ребенок волен делать то, что хочет при условии, что он не причиняет вред другим.

Возможно ли создать подобную поддерживающую среду для гармоничного развития ребенка в домашних условиях? Этот вопрос часто задают родители. Если у малыша будет свой уголок, мебель, подходящая под его возраст и комплекцию, предметы, которые ему будут нравиться это уже ценный вклад в его развитие.

Концепция Монтессори подхода сделать мир удобным для ребенка, чтобы он не просил лишний раз помощи. Но главное это атмосфера безопасности и отношения внутри семьи, построенные на уважении. Это то, в чем так нуждаются дети, и то, о чем так часто забывают взрослые. Идея о том, что дети приходят не для того, чтобы оправдывать наши ожидания и выполнять указания, позволяет родителям изменить свой взгляд на жизнь ребенка и его воспитание. Марией Монтессори был введен термин впитывающий разум который означал, что все, что происходит с ребенком в период от 0 до 6 лет, становится базисом его личности, поэтому стоит быть особенно внимательным к тому, с чем он взаимодействует и что его окружает.

Отдавать ли ребенка в школу Монтессори, каждый родитель решает для себя сам, однако эта вдохновляющая философия определенно стоит того, чтобы с ней познакомиться.

Мария Монтессори обращается к человечеству: У нас есть проблема взрослые находятся в центре внимания цивилизации, если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Как изменился бы мир, если бы стали больше доверять своим детям и поддерживать их?

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж
  • Как решиться на раннее обучение иностранному языку
  • Не по советским учебникам: как должен развиваться ребенок в первый год жизни

Все материалы спецпроекта

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: