Кто на новенького? Как помочь ребенку с адаптацией в новой школе

Ваш ребенок пошел в школу впервые или поменял учебное заведение. В любом случае, для него это стресс — почти незаметный или довольно серьезный. На что обратить внимание родителям и к чему готовиться?

Человек существо довольно ленивое. Выйти из зоны комфорта часто оказывается не самой легкой задачей даже для вполне взрослых и уверенных в себе людей: поехать на работу новым маршрутом или влиться в новый коллектив. Для детей такого рода события могут стать настоящим испытанием еще вчера все было простым, понятным и привычным, а сегодня все враз поменялось. Лица одноклассников не сразу дают понять, с кем можно подружиться, а кто так себе. От кого держаться подальше, и кто тут в лидерах. Даже бабушка в гардеробе и та с чужим лицом. Что же делать? Чем помочь ребенку, который поменял школу или только-только посетил первую в жизни праздничную линейку?

Как происходит вживание в новый коллектив?

Давно известно, что любые группы строятся по определенным и довольно жестким психологическим законам.

Если собрать совершенно не знакомых друг другу людей в одном месте, довольно быстро они образуют общество: в нем будут лидер и анти-лидер, козел отпущения, шут и вечный нытик, безмолвная группа поддержки каждого из главных героев и так далее.

Такое распределение происходит буквально за пару суток, и на него никак не может появлиять ни исходное количество участников, ни их статус в предыдущей группе. Скажем, если в десяти группах собрать десять лидеров и поместить в одном пространстве, уже через два дня лидер будет только один. Остальным придется поменять статус на какой-то другой.

Именно в этом заключается основная проблема со сменой учебного заведения. Например, эта девочка еще вчера в другом коллективе детей была настоящей звездой: ей доставались все главные роли на утренниках, у воспитателей не возникало вопросов, кому доверить чтение самого длинного стихотворения для бабушек. Сегодня эта девочка оказалась в коллективе, где, во-первых, все находятся на равных позициях, и во-вторых в школе требуются еще и другие навыки, кроме умения красиво стоять возле елки.

С переходом из одной школы в другую проблем может возникнуть даже больше. Предположим, что ребенок был лидером в одной школе и пришел в детский мир, в котором все детали идеально подогнаны друг под друга. Существующий лидер, разумеется, не будет гореть желанием отдать свое место. Но двух лидеров быть точно не может поэтому ребенку либо придется воевать, либо ломать себя под другую социальную роль. Это может оказаться довольно болезненным мероприятием.

Сложнее всего в этом смысле явным отличникам и аутсайдерам, которые привыкли к тому, что их вечно ругают и у них всегда ничего не выходит.

Но если последним в целом уже кажется нормальным быть внизу этой условной лестницы, то вчерашним школьным звездам придется потрудиться, чтобы вернуться в комфортное для себя положение и завоевать прежние позиции. Самая простая причина вчерашняя школа была довольно слабой и ребенку было легко учиться. Новое учебное заведение выше по требованиям педагогов и сложности программы и отличник легко может скатиться до уровня среднего троечника.

Комментарий психолога Натальи Петровской:

Проще всего условным середнякам: они ничем особо не выделяются, им не нужно ничего доказывать ни себе, ни родителям, ни учителям, ни миру вообще. От них никто особо ничего и не ожидает середина всегда проще и понятнее.

Если ваш ребенок яркий и определенно харизматичный, если он пользовался популярностью и авторитетом у одноклассников вот как раз тут следует обращать куда больше внимания.

Такие дети гораздо болезненнее реагируют на потерю своей свиты хотя большинству родителей кажется, что у них не будет никаких проблем. Если же их нет возможно, ваш ребенок вам не все рассказывает, либо он загнал проблему внутрь себя и она обязательно выстрелит рано или поздно.

Сколько времени продлится адаптация?

В любом случае на адаптацию стоит заложить полтора-два месяца. В течение этого времени ребенок сумеет разобраться с новыми задачами и проблемами или понять, что они ему не по зубам, увы. Сложно отрицать и положительный момент такой психологической встряски: если дети выходят из нее победителями, они получают бесценный опыт личностного роста. Например, повысив свой предыдущий статус, подружившись с большинством детей, научившись общаться с чужими людьми за короткое время и доказав новым учителям свой заявленный уровень знаний.

Чем старше ребенок тем сложнее может происходить процесс врастания в новый коллектив.

Ближе к подростковому возрасту важными становятся еще и так называемые понты: обращают внимание на бренды одежды, рюкзака и кроссовок. Эти почти взрослые люди настороженно относятся к чужакам и маркер свой считывается и той музыкой, которую слушает ребенок, и знанием определенного сленга.

Чем младше дети, тем им бывает проще: связи в таком возрасте возникают и исчезают быстрее, чем у взрослых, а в начальной школе еще и учительница во многом берет на себя функции мамы.

Наталья Петровская:

На время адаптации родителям лучше занять выжидательную и наблюдательную позицию. Поймите, что базовая модель поведения человека в обществе закладывается в любом случае в семье то есть ребенок почти во всех случаях будет действовать либо благодаря, либо вопреки. Последнее более характерно для старших детей и подростков, даже если они действуют неосознанно. У вас принято делиться проблемами и радостями? Вы умеете слушать и слышать друг друга? Вы считаете нормальным помогать младшим и слабым или, напротив, ваши семейные вечера проходят в ледяном молчании и каждый поскорее спешит скрыться в своей комнате или уткнуться в гаджет?

Ребенку в любом случае однажды придется столкнуться с огромным миром в полный рост. Лучше, если он будет учиться делать это постепенно, зная о поддержке семьи и чувствуя себя защищенным хотя бы со стороны тыла. Получив такую прививку от агрессии и враждебности человечества, ему будет проще самостоятельно управляться с ними и в последующие годы.

Чем могут помочь родители?

1. Разговаривайте с ребенком. Не нужно постоянно быть зацикленным на школе и новых проблемах просто внимательно слушайте все, что ваш ребенок хочет вам рассказать. О том, что он видел по дороге в школу, о том, какая песня ему понравилась. В этом случае у вас возникнет новый уровень отношений дети очень быстро привыкают к тому, что их поддерживают безусловно, без привязки к их успехам или неудачам.

2. Поговорите с классной руководительницей и школьным психологом, если он есть. Расскажите об особенностях ребенка. Если в классе существует адекватный родительский комитет постарайтесь выкроить время на знакомство с родителями. Или обязательно посетите первое собрание как правило, во время таких визитов хорошо считывается общая атмосфера коллектива в целом. У дружного и позитивно настроенного класса обычно приятные в целом родители.

3. Устройте входную вечеринку: предложите ребенку пригласить одноклассников в гости в выходной день. Обязательно поинтересуйтесь, как к этому отнесутся родители детей и нет ли у кого-то аллергии на сладости или напитки. Дети проще и охотнее знакомятся во время игры можно устроить участие в модном сегодня квесте или подобрать другое занятие соответственно возрасту детей.

Важно понимать, что если ваш ребенок интроверт и не готов к таким шумным мероприятиям, не стоит настаивать на таком сценарии. Это ему, а не вам учиться дальше с этими детьми. У мам-экстравертов и зажигалочек иногда бывают довольно стеснительные и спокойные дети. Не нужно прыгать перед детьми клоуном так вы только навредите собственному ребенку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: