Когда ребенку не нужно помогать или как сделать малыша самостоятельным

Каждый взрослый знает, что ребенок многого не может делать сам и нуждается в помощи, но есть случаи, когда ребенку не нужно помогать. Что это за ситуации и чему малыш должен научиться сам – разберем в статье.

Есть семьи, в которых за ребенка родители готовы делать все даже тогда, когда он в состоянии справиться самостоятельно. Малыша одевают, кормят с ложки, носят на руках, убирают игрушки. Это хорошо, пока ребенок этого не умеет сам. Но если не позволять делать элементарные вещи самостоятельно, он этому и не научится. А через какое-то время и не захочет – ведь удобно, когда за тебя сделают все.

Помогать ребенку – значит выполнять задания вместе с ним. Но основная активность действий должна происходить именно от малыша, взрослый только координирует действия и оказывает поддержку.

Помощь или «медвежья услуга»?

Всегда ли помощь ребенку столь необходима или в некоторых случаях это «медвежья услуга»? В каких ситуациях родители чаще всего бросаются на помощь детям и делают все за них? Рассмотрим распространённые варианты:

  1. Одевание. Девочки и мальчики в состоянии надеть платье или рубашку самостоятельно, застегнуть пуговицы или «молнию». Нередко родители сами натягивают на малыша одежду, не давая научиться различать лицевую и изнаночную стороны, переднюю и заднюю часть, застегивать пуговки и замочки.
  2. Выполнение домашнего задания. Родители делают его за ребенка, что влечет безответственность, отсутствие знаний и умений, не развивается усидчивость. Но развивается привычка не делать уроки самому. Ученик не включается в процесс, занимает выжидательную позицию и знает, что работу за него сделают.
  3. Общение со сверстниками: дружба и решение конфликтов. Часто, услышав спор детей, родители бросаются на помощь. Не разобравшись, начинают судить чужих детей и защищать своих. Многие родители указывают детям, с кем дружить, а с кем нет.
  4. Выбор учебного заведения, кружка или секции. Родители решают за сына или дочь, что они должны посещать секцию или кружок. Ошибка в том, что желание ребенка никто не спрашивает, возможно, это — мамина/папина несбывшаяся мечта и нереализованные потребности. Также часты случаи, когда будущего ученика отдают в школу, которую подобрали родители без ведома сына или дочери. Учебное заведение может находиться далеко от дома, в нем может не оказаться знакомых, но родители считают, что чадо должно учиться именно там. 
  5. Распоряжение свободным временем ребенка. Родители, не спросив малыша, решают, чем ему заниматься после школы, в каникулы, в праздничные дни. Ребенка отправляют к бабушке в другой город или деревню на все лето (и не всегда там хорошо, он скучает по дому и друзьям), ведут на концерт или в музей (где скучно, потому что он хотел посетить выставку роботов или посмотреть новый креативный мультфильм), приносят стопку книг (а он мечтал о «Лего») и др. 

При этом с детьми не обсуждается их свободное время и желаемые способы его проведения, а то, что ребенок не хочет заниматься выбранными делами, взрослых не интересует. Они уверены, что желают своему ребенку только лучшего и знают, что для этого надо делать.

взрослых не интересует

К чему же приводит такая помощь? 

  • В результате подобных действий ребенок привыкает к тому, что ответственность за все происходящее в его жизни несут родители. Во взрослой жизни избегает принятия важных решений, не берет на себя груз ответственности.
  • Малыш не умеет общаться, знакомиться с детьми, решать спорные вопросы. У школьника могут отсутствовать элементарные навыки учебы, не возникнет желания учиться, нет любимых предметов.
  • Развивается инфантильность, пропадает интерес к занятиям и жизни. Дети привыкают к тому, что их желания никому не интересны, а, значит, нет смысла чего-то желать. Станут делать то, что скажут и так, как скажут. Или уйдут в себя, перестанут вообще что-либо делать.
  • Ребенок становится малообщительным, перестает встречаться, гулять, играть со сверстниками, искать новых друзей. Он учел, что его выбор не одобрят, поэтому лучше не начинать дружить с кем-то, чтобы не разочаровываться. Развивается замкнутость, чувство неполноценности и заниженная самооценка.

Подобные случаи – простые примеры ситуаций, когда ребенку оказывается помощь не там, где она действительно требуется. Ситуации условны, но имеют место в жизни, на практике, поэтому стоит присмотреться к ним и спроецировать на свою позицию относительно детей. 

Каким же образом поступать родителям, когда, по их мнению, помощь необходима, но как понять этот уровень необходимости?

В первую очередь, следует принять, что ребенок – такая же личность, как и взрослый. У ребенка есть желания, мечты, вкусы, предпочтения. Конечно, в силу возраста, малыши не умеют и не понимают всего, но задача родителя – научить, помочь, объяснить ребенку, а не навязать, решить и сделать все за него.

Ребенок учится ходить – стойте рядом, будьте готовы поддержать в случае падения, но не нужно держать его постоянно, не выпуская из рук. Если не дадите сделать несколько шагов самостоятельно – он не научится ходить и привыкнет, что его везде носят на руках. И так во всем.

Ребенок учится ходить

Покажите девочке, как надеть платье и застегнуть пуговки. Предложите попробовать одеться самой, но будьте рядом. Если не получится – покажите еще раз и дайте возможность исправиться. Научите дочь расчесывать волосы и плести косички. Это можно сделать на кукле, а потом на своих волосах. 

Научите мальчика завязывать шнурки. Пусть завязывает сам, когда наденет обувь. Не получится – покажите снова и развяжите, пусть пробует еще раз. В обучении подобным навыкам прекрасным подспорьем являются развивающие игрушки. Тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает зрительную, умственную деятельность, память. 

В случае с уроками нужно просто помогать, а не делать и не предлагать готовые решения. Ученик должен прочитать и понять задание. Спросите, что он намерен сделать для решения задачи, дайте возможность попробовать самостоятельно ее решить. Если не получится, помогите, подскажите, но не решайте за него. Иначе в следующий раз придется уроки делать вам с самого начала, в то время как мальчики и девочки будут заняты своими делами. 

Если планируете занять свободное от школы время кружками или секциями, спросите малыша, чем ему нравится заниматься, предложите на выбор несколько вариантов. Не навязывайте мнения, не нужно рьяно убеждать ребенка в том, что надо заняться именно тем, что нравится вам. Малыш может просто подчиниться, сдаться под напором, но будет посещать секцию по принуждению. 

При выборе основного учебного заведения тоже ориентируйтесь на то, где ваше чадо будет чувствовать себя лучше. Спросите, куда идут учиться его друзья, как намерены добираться до школы, с кем бы он хотел быть в одном классе. Предложите сходить в школу вместе, покажите дорогу и проведите по коридорам и кабинетам. Иногда у детей возникают свои внутренние отторжения к каким-то людям и учреждениям, они испытывают дискомфорт. Учитывайте эти факторы и прислушивайтесь к мнению ребенка.    

Не выбирайте друзей своему ребенку. Позвольте это сделать самому. Дети прекрасно чувствуют друг друга, у них на уровне инстинктов и внутренних ощущений выстраиваются взаимоотношения. Вы со своей «колокольни» можете думать и считать что-то одно про чужих детей, а на деле они будут совсем другими. Позвольте ребенку играть с разными детьми, в процессе общения он сам выберет лучших и постоянных друзей, отойдет в сторону от тех, кто ему неприятен. 

друзья

Не берите на себя роль арбитра в детских ссорах. Если малыш просит вас вмешаться, разберитесь в ситуации, посмотрите объективно и беспристрастно. Мы не призываем выступить против своего ребенка, вы должны быть на его стороне, но наедине следует объяснить, что было сделано не так.

Есть вероятность, что вмешавшись в конфликт, не разобравшись, вы поссоритесь с родителями других детей. Поэтому решите спор с их участием и позвольте детям высказать свои версии публично. Взрослым людям проще понять ситуацию и объяснить ребятам, кто виноват, а кто нет.

Не мешайте детям расти и развиваться, не навязывайте свою волю и точку зрения. Дайте возможность ошибиться и исправиться, только так ребенок усвоит жизненный урок. Не ругайте детей, старайтесь говорить спокойно, дети прекрасно понимают и усваивают все, что необходимо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: