“Мама” — вот малыш и произнес свое первое слово, глядя на вас, и земля поплыла из под ног. Но прежде, чем ребенок заговорит, предстоит долгий путь.
Каждого родителя волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить. И всем мамам и папам хочется, чтобы он научился выражать свои просьбы словами, а не капризами и слезами. Ведь овладение речью это важный шаг на пути развития малыша. И овладеть речью не так уж и просто: необходимо научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослым необходимо помогать ребенку в этом непростом периоде, используя простые упражнения и игры.
Но ни в коем случае не надо сравнивать своих детей с другими, ведь каждый ребенок индивидуален и осмысленная речь у всех детей появляется в индивидуальные сроки. Но все же стоит внимательно относится к процессу становления речи и во время заметить проблемы, если они возникнут.
Отставание речи всегда идет рука об руку вместе с отставаниями в моторике. Всякие многофункциональные чудо-игрушки никакого отношения к развитию речи не имеют.
Пальчиковые игры, завязывание-развязывание шнурков, перебирание круп, пальчиковый театр — все это помогает развивать мелкую моторику.
Что является признаком того, что ребенка нужно показать специалисту?
- Годовалый малыш издает только звуки младенческого лепета и не пытается произносить первые слова. Иногда вам кажется, что ребенок не понимает речь, обращенную к нему.
- В полтора года малыш не откликается на свое имя и не реагирует на просьбы подать называемый предмет.
- К двум годам ребенок знает очень мало слов и не говорит фразами хотя бы из двух слов, не пытается повторять за взрослыми.
- После двухлетнего возраста малыш не говорит предложениями. Не умеет различать цвета и части тела.
- К трем годам ребенок не просто должен говорить фразами, но и пытаться выучить стишки или песенки.
Признаки задержки развития речи (ЗРР)
- Признаком задержки речи является затрудненное пережевывание пищи. Это говорит о неправильном развитии рта, что мешает крохе разговаривать. Также должно насторожить постоянно открытый рот с обильным количеством вытекающих слюней.
- Гиперактивность, неадекватное поведение, нежелание общаться с другими — все это является тревожными симптомами.
Когда ребенок начнет говорить первые слова зависит от многих факторов: состояния здоровья, времени, которое родители уделяли младенцу, индивидуальных особенностей. Если педиатр не видит отклонений, то не стоит беспокоится , что другие дети говорят лучше и раньше.
Основные стадии развития речи
Первая
В 2-3 месяца малыш начинает издавать свои первые звуки, различать различные голоса.
Вторая
5-7 месячные малыши уже более эмоционально “лепечут”, наступает вторая стадия.
Третья
Ну и после 7 месяцев младенец начинает произносить повторяющиеся слоги: “ма-ма”, “па-па”, “да-да” и так далее.
Причины того, что в 2 года ребенок не говорит
- Проблемы со слухом.
- Наследственность. Возможно в роду ребенка кто-то заговорил поздно.
- Короткая уздечка.
- Отсутствие контактов.
- Речь не поддерживается. Ребенку часто говорят помолчи. Ему не нужно говорить, его понимают и так.
- Страх. Обычно ранее разговаривающие дети, теряют способность разговаривать после перенесенного стресса.
- Нарушения созревания мозга или артикуляционного аппарата.
- Ребенку очень не нравится разговаривать. Он непоседлив и спешит исследовать мир.
- Ребенок воспитывается в двуязычной семье.
Осмысленная речь
К году у малышей обычно развивается осмысленность речи, и они впервые произносят осознанные слова, чем очень радуют родителей.
Если в этот период начать с ребенком заниматься, то к 2 годам малыш будет иметь неплохой словарный запас и сможет вполне объясняться с родителями.
Что поможет речи развиваться
- Игры с языком очень помогают развить речь. Например, игра “язычок гулять собрался”.
- Игры с песнями. Мамы и папы поют и изображают разные звуки. Просят малыша повторить их.
- Скороговорки.
- Звукоподражание. Изображаем какое-то животное и издаем звуки. Ребенок должен угадать кто это и повторить.
- Дуем мыльные пузыри, на перышко и т.д.
- Ловим рыбу. С помощью трубочки удерживаем рыбку, вырезанную из тетрадного листа, и переносим ее в емкость для улова.
- Кладем на стол карандаши пытаемся их сдуть.
- Поем песенки Железновой. Альбом “гав, мяу”
- Занимаемся лепкой.
- Пальчиковые игры.
- Развитие мелкой моторики.
- Артикуляционная гимнастика:
- воздушный шарик, надуваем щечки как при надувании шарика,
- паровозик, губки складывает в трубочку и дудим,
- улыбка,
- имитация поцелуя,
- лошадка, выполняем имитацию звука, которым останавливают лошадку,
- ротик, необходимо погладить языком губы,
- язычок, проверим чей язычок длиннее.
Чем опасна задержка речи у ребенка
Если к возрасту четырех лет ребенок не научился свободно разговаривать, то дальше могут возникнуть трудности:
- отставание в развитие, замкнутость, стеснительность,
- проблемы в общении, ребенок часто остается вне игры из-за того, что плохо разговаривает, подвергается насмешкам со стороны сверстников,
- дети, которые плохо говорят впоследствии плохо пишут и читают,
- застой в освоении речи может указывать на эпилепсию, когда небольшие приступы случаются ночью, стирая информацию, которую ребенок получил в течении дня.
Что могут назначить врачи
- Хирургическое лечение дефектов органов слуха или речи. Этот метод применяется при физических дефектах.
- Лекарственная терапия. Лекарства в такой ситуации назначает врач. Обычно это препараты для питания нейронов мозга.
- Процедуры. Для восстановления работоспособности некоторых отделов мозга применяют электро-рефлексотерапию и магнитотерапию.
- Педагогическая коррекция. Она включает в себя работу дефектолога.
- Логопедический массаж.
- Упражнения, которые ежедневно выполняются с малышом.
Что могут сделать родители
- Общайтесь с ребенком как можно больше. Малыши не понимают значения слов, но прекрасно реагируют на звуки и пытаются их повторять. Слова лучше стараться использовать не слишком длинные, и произносить их четко, ни в коем случае не стоит сюсюкать
- Считайте предметы и называйте их по имени.
- Задавайте ребенку вопросы. Это стимулирует разговорную речь.
- Читайте малышу с самого раннего возраста, показывайте картинки. Маленькие дети любят красочные картинки, не упускайте такую возможность развить речь ребенка.
- Спойте с ребенком песенки.
- С более взрослыми детьми можно при рассказывании сказки или стишков (хорошо известных ребенку), намеренно что-то путать, давая возможность малышу вас исправить.
- Если ребенок сосет соску, то необходимо от нее отлучить.
И самое главное — “не забалтывайте” ребенка. Дайте ему возможность ответить вам, создавайте такие ситуации, когда ребенку необходимо разговаривать.
Например, вместо вопроса: “Вы играли с папой в мяч?”, спросите:” Во что вы играли с папой?”, побуждая малыша говорить слова, а не просто да — нет. Даже если ребенок не ответит, то ответ все равно промелькнет в голове и заставит задуматься. (Может также ответить на своем языке — это тоже хорошо)
Стимулируйте малыша разговаривать. Например, когда он просит: “Дай” уточняйте, что именно, даже если вы прекрасно знаете.
Иногда бывает, что родители всеми силами пытаются помочь ребенку, занимаются с ним, а он молчит. И в 3-4 года начинает разговаривать сразу предложениями. Такой вариант тоже допустим, но он как правило наследуется.
Если вас что-то беспокоит в развитии вашего малыша, то обратитесь к специалистам, и начните заниматься с ребенком. Чем раньше вы начнете заниматься, тем быстрее получите результат.