Как научить ребенка говорить

“Мама” — вот малыш и произнес свое первое слово, глядя на вас, и земля поплыла из под ног. Но прежде, чем ребенок заговорит, предстоит долгий путь. 

Каждого родителя волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить. И всем мамам и папам хочется, чтобы он научился выражать свои просьбы словами, а не капризами и слезами. Ведь овладение речью это важный шаг на пути развития малыша. И овладеть речью не так уж и просто: необходимо научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослым необходимо помогать ребенку в этом непростом периоде, используя простые упражнения и игры.

 Но ни в коем случае не надо сравнивать своих детей с другими, ведь каждый ребенок индивидуален и осмысленная речь у всех детей появляется в индивидуальные сроки. Но все же стоит внимательно относится к процессу становления речи и во время заметить проблемы, если они возникнут. 

Отставание речи всегда идет рука об руку вместе с отставаниями в моторике. Всякие многофункциональные чудо-игрушки никакого отношения к развитию речи не имеют.

Пальчиковые игры, завязывание-развязывание шнурков, перебирание круп, пальчиковый театр — все это помогает развивать мелкую моторику. 

Что является признаком того, что ребенка нужно показать специалисту?

  1. Годовалый малыш издает только звуки младенческого лепета и не пытается произносить первые слова. Иногда вам кажется, что ребенок не понимает речь, обращенную к нему.
  2. В полтора года малыш не откликается на свое имя и не реагирует на просьбы подать называемый предмет.
  3. К двум годам ребенок знает очень мало слов и не говорит фразами хотя бы из двух слов, не пытается повторять за взрослыми.
  4. После двухлетнего возраста малыш не говорит предложениями. Не умеет различать цвета и части тела.
  5. К трем годам ребенок не просто должен говорить фразами, но и пытаться выучить стишки или песенки.

Что говорит о задержке речи

Признаки задержки развития речи (ЗРР)

  1. Признаком задержки речи является затрудненное пережевывание пищи. Это говорит о неправильном развитии рта, что мешает крохе разговаривать. Также должно насторожить постоянно открытый рот с обильным количеством вытекающих слюней.
  2. Гиперактивность, неадекватное поведение, нежелание общаться с другими — все это является тревожными симптомами.

Когда ребенок начнет говорить первые слова зависит от многих факторов: состояния здоровья, времени, которое родители уделяли младенцу, индивидуальных особенностей. Если педиатр не видит отклонений, то не стоит беспокоится , что другие дети говорят лучше и раньше.

Основные стадии развития речи

Первая

В 2-3 месяца малыш начинает издавать свои первые звуки, различать различные голоса.

Вторая

5-7 месячные малыши уже более эмоционально “лепечут”, наступает вторая стадия.

Третья

Ну и после 7 месяцев младенец начинает произносить повторяющиеся слоги: “ма-ма”, “па-па”, “да-да” и так далее.

Основные стадии развития речи

Причины того, что в 2 года ребенок не говорит

  • Проблемы со слухом.
  • Наследственность. Возможно в роду ребенка кто-то заговорил поздно. 
  • Короткая уздечка.
  • Отсутствие контактов.
  • Речь не поддерживается. Ребенку часто говорят помолчи. Ему не нужно говорить, его понимают и так.
  • Страх. Обычно ранее разговаривающие дети, теряют способность разговаривать после перенесенного стресса.
  • Нарушения созревания мозга или артикуляционного аппарата.
  • Ребенку очень не нравится разговаривать. Он непоседлив и спешит исследовать мир.
  • Ребенок воспитывается в двуязычной семье.

 Осмысленная речь

К году у малышей обычно развивается осмысленность речи, и они впервые произносят осознанные слова, чем очень радуют родителей.

Если в этот период начать с ребенком заниматься, то к 2 годам малыш будет иметь неплохой словарный запас и сможет вполне объясняться с родителями.

Что поможет речи развиваться

  1. Игры с языком очень помогают развить речь. Например, игра “язычок гулять собрался”.
  2. Игры с песнями. Мамы и папы поют и изображают разные звуки. Просят малыша повторить их.
  3. Скороговорки. 
  4. Звукоподражание. Изображаем какое-то животное и издаем звуки. Ребенок должен угадать кто это и повторить.
  5. Дуем мыльные пузыри, на перышко и т.д.
  6. Ловим рыбу. С помощью трубочки удерживаем рыбку, вырезанную из тетрадного листа, и переносим ее в емкость для улова.
  7. Кладем на стол карандаши пытаемся их сдуть.
  8. Поем песенки Железновой. Альбом “гав, мяу”
  9. Занимаемся лепкой. 
  10. Пальчиковые игры.
  11. Развитие мелкой моторики.
  12. Артикуляционная гимнастика:
  • воздушный шарик, надуваем щечки как при надувании шарика,
  • паровозик, губки складывает в трубочку и дудим,
  • улыбка,
  • имитация поцелуя,
  • лошадка, выполняем имитацию звука, которым останавливают лошадку,
  • ротик, необходимо погладить языком губы,
  • язычок, проверим чей язычок длиннее.

Осмысленная речь

Чем опасна задержка речи у ребенка

Если к возрасту четырех лет ребенок не научился свободно разговаривать, то дальше могут возникнуть трудности:

  • отставание в развитие, замкнутость, стеснительность,
  • проблемы в общении, ребенок часто остается вне игры из-за того, что плохо разговаривает, подвергается насмешкам со стороны сверстников,
  • дети, которые плохо говорят впоследствии плохо пишут и читают,
  • застой в освоении речи может указывать на эпилепсию, когда небольшие приступы случаются ночью, стирая информацию, которую ребенок получил в течении дня.

Что могут назначить врачи

  1. Хирургическое лечение дефектов органов слуха или речи. Этот метод применяется при физических дефектах.
  2. Лекарственная терапия. Лекарства в такой ситуации назначает врач. Обычно это препараты для питания нейронов мозга.
  3. Процедуры. Для восстановления работоспособности некоторых отделов мозга применяют электро-рефлексотерапию и магнитотерапию.
  4. Педагогическая коррекция. Она включает в себя работу дефектолога.
  5. Логопедический массаж. 
  6. Упражнения, которые ежедневно выполняются с малышом.

Что могут сделать родители

  1. Общайтесь с ребенком как можно больше. Малыши не понимают значения слов, но прекрасно реагируют на звуки и пытаются их повторять. Слова лучше стараться использовать не слишком длинные, и произносить их четко, ни в коем случае не стоит сюсюкать 
  2. Считайте предметы и называйте их по имени.
  3. Задавайте ребенку вопросы. Это стимулирует разговорную речь.
  4. Читайте малышу с самого раннего возраста, показывайте картинки. Маленькие дети любят красочные картинки, не упускайте такую возможность развить речь ребенка.
  5. Спойте с ребенком песенки.
  6. С более взрослыми детьми можно при рассказывании сказки или стишков (хорошо известных ребенку), намеренно что-то путать, давая возможность малышу вас исправить.
  7. Если ребенок сосет соску, то необходимо от нее отлучить.

И самое главное — “не забалтывайте” ребенка. Дайте ему возможность ответить вам, создавайте такие ситуации, когда ребенку необходимо разговаривать.

Что могут сделать родители

Например, вместо вопроса: “Вы играли с папой в мяч?”, спросите:” Во что вы играли с папой?”, побуждая малыша говорить слова, а не просто да — нет. Даже если ребенок не ответит, то ответ все равно промелькнет в голове и заставит задуматься. (Может также ответить на своем языке — это тоже хорошо)

Стимулируйте малыша разговаривать. Например, когда он просит: “Дай” уточняйте, что именно, даже если вы прекрасно знаете.

Иногда бывает, что родители всеми силами пытаются помочь ребенку, занимаются с ним, а он молчит. И в 3-4 года начинает разговаривать сразу предложениями. Такой вариант тоже допустим, но он как правило наследуется.

Если вас что-то беспокоит в развитии вашего малыша, то обратитесь к специалистам, и начните заниматься с ребенком. Чем раньше вы начнете заниматься, тем быстрее получите результат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: